В начале ХХI-го века мир стал свидетелем дальнейшего процесса углубляющейся глобализации и интеграции между нациями. Не стал исключением и Азиатско-тихоокеанский регион (АТР), который является одним из динамично развивающихся регионов с серьезным военно-экономическим потенциалом.
Монголия естественно обращает особое внимание к решению существующих вопросов и проблем в АТР. Монгольское правительство выступает за расширение двусторонних отношений между Монголией и странами АТР, участие в многостороннем диалоге и интеграции, развивающейся в регионе, а также содействие продвижению стабильности и сотрудничества.
Однако в регионе имеется множество конфликтных ситуаций, оставшихся в наследие от периода «холодной войны». Возрастающая конкуренция среди региональных сил, усиливающиеся исторические проблемы, территориальные разногласия, такие как вопросы разделенного Корейского полуострова и Тайваня, входят в число сложностей региональных отношений. Монголия полагает, что все споры, существующие в регионе, должны решаться только мирным путем. Позиция монгольского руководства остается неизменной: страна продолжает выступать за безъядерный статус Корейского полуострова. По этой причине Монголия поддерживает позицию России по возобновлению шестисторонних переговоров по проблеме Корейского полуострова.
В Улан-Баторской Декларации о развитии стратегического партнерства между Российской Федерацией и Монголией 2009 года закреплено следующее: учитывая, что распространение ядерного оружия по-прежнему представляет угрозу международному миру и безопасности, Россия и Монголия вновь высказались в поддержку Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), приветствовали многосторонние усилия по его дальнейшему укреплению, выразили решимость двигаться в направлении повышения эффективности этого документа, опираясь на единство его трех фундаментальных составляющих: нераспространение, разоружение, мирное использование атомной энергии.
Президенты Монголии и России подчеркнули, что одним из важных инструментов укрепления режима нераспространения является создание в мире зон, свободных от ядерного оружия. Стороны приветствовали вступление в силу 21 марта 2009 года Договора о зоне, свободной от ядерного оружия, в Центральной Азии как существенный фактор обеспечения безопасности в регионе.
Стороны выразили озабоченность в связи с проведенным КНДР 25 мая 2009 года ядерным испытанием и призвали Пхеньян строго соблюдать резолюции Совета Безопасности ООН №№ 1695, 1718 и 1874, отказаться от военных ядерных программ. Была подчеркнута необходимость вести дело к возобновлению переговорного процесса в целях урегулирования ядерной проблемы Корейского полуострова, поддержания мира и стабильности в Северо-Восточной Азии.
К сожалению, динамика событий вокруг Кореи в последнее время вызывает серьезную тревогу. Более полутора лет не удается возобновить шестисторонние переговоры по урегулированию ядерной проблемы, КНДР все еще не готова отказаться от своих военных ракетных и ядерных программ. После гибели южнокорейского военного корабля в отношениях Севера и Юга наблюдается беспрецедентный за последнее десятилетие всплеск враждебности. Крайне опасной представляется и наметившаяся с лета этого года тенденция к активизации в Северо-Восточной Азии военной деятельности, что проявляется в увеличении количества и расширении масштабов военных учений в данном районе. Напряженность и нестабильность на Корейском полуострове, конфронтация между Сеулом и Пхеньяном блокируют реализацию масштабных многосторонних проектов, таких как соединение Транссибирской магистрали с Транскорейской железной дорогой, строительство газопровода и транзитной линии электропередачи через территорию КНДР на Юг.
Ближайшая задача – найти пути снижения напряженности и добиться возобновления шестисторонних переговоров с акцентом на денуклеаризацию Корейского полуострова, нормализацию отношений между государствами региона и укрепления там устоев безопасности.
Таким образом, Монголия убеждена, что дипломатические переговоры на основе уважения суверенитета и равенства всех сторон, сопровождаемые взаимными уступками и разумными компромиссами с учетом интересов и существующих озабоченностей – это единственный путь урегулирования не только ядерной проблемы Корейского полуострова, но в целом возникающих проблем, угрожающих стабильности и безопасности в Северо-восточной Азии.