Социальный интеллект – это понятие, которое вошло в современную психологию во второй половине двадцатого века усилиями таких известных исследователей, как Эдвард Ли Торндайк, Джой Пол Гилфорд, Роберт Дж. Стернберг и др. Социальный интеллект – способность правильно понимать поведение людей, поэтому эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации современных подростков.
Прорываясь к взрослости, подросток обнаруживает различия в самом себе и начинает отделять отношение к себе как к ребенку и отношение к себе как взрослому. В этот период происходит осознание и завоевание подростком своего места в широких социальных отношениях и взаимодействиях. Подросток бросает все свои усилия и энергию на то, чтобы добиться нового социального статуса [2]. Социально-интеллектуальные способности и социально-поведенческие действия приобретают качественно иной характер. Так, подросток начинает сравнивать основания товарищеских и дружеских отношений, которые возникают среди взрослых и среди детей; он сосредоточивает внимание на сходстве и различиях эмоциональных выражений при одной и той же ситуации у детей и взрослых; он выделяет и классифицирует особые стили поведения и общения в среде взрослых. Подростки стремятся не столько вслушиваться, сколько «всматриваться» в человеческие отношения. Следовательно, происходит переориентация функций социального интеллекта: от узнавания и отражения к анализу и сравнению. Меняется и качество социального интеллекта. Качественно иным становится социальный интеллект подростка, решающий задачи прогнозирования последствий социальных действий. Стремление к взрослости побуждает подростка отойти от прямолинейности и стремиться к вовлечению большого количества факторов, дающих возможность с достаточной четкостью предвидеть последействия. Усложняется и такое свойство социального интеллекта – как свойство проникать в социальные чувства (согласно Альфреду Адлеру «социальные чувства» или «социальный интерес» понимается как инстинктивная и в то же время сознаваемая и управляемая способность "видеть глазами другого, слышать ушами другого, чувствовать сердцем другого") и духовные ценности других людей. Как и в ситуации сравнения поведения взрослых и поведения детей, подростки начинают осознавать разницу между чувствами детей и чувствами взрослых. Они вникают в суть чувств, ранее им недоступных. Их начинают интересовать нюансы чувств [1]. Проявляются явно гендерные различия в социальном интеллекте. По результатам исследований, у девочек-подростков развивается стремление к развитию взаимоотношений и привязанности, а у мальчиков – способность предвидеть и контролировать окружение. Коммуникативно-личностный потенциал больше развит у девочек. Они чаще лучше мальчиков описывают свои чувства, точнее определяют чувства других и выражают сопереживание. Девочки-подростки демонстрируют большую коммуникативную совместимость и успешность в общении. Мальчики-подростки лучше владеют своими чувствами и способны контролировать собственные эмоциональные состояния [4]. Ощущая себя взрослыми, подростки становятся более чуткими к нуждам и желаниям других людей. Они становятся способными осмысливать соотношения внешнего поведения и внутреннего мира окружающих. Следовательно, социальный интеллект позволяет подросткам не только «всматриваться», но и «вчувствоваться» во взрослый мир [2].
Существенные изменения происходят и в содержании социальной компетентности подростков. Для подростков, стремящихся к взрослости, становится актуальным рационально вести себя в жизненных ситуациях, принимать решение со знанием дела. Компетентность начинает включать в себя способность преодолевать внутренние и внешние препятствия при выстраивании отношений с окружающими людьми, группами и социальной средой. Подростки начинают осознавать личностные качества, что позволяет им действовать компетентно. К способности взаимодействовать с другими людьми добавляются способность относиться к самому себе как субъекту жизнедеятельности. Добавляется способность принимать решение относительно самого себя и стремиться к пониманию собственных чувств и требований. Подростки вынуждены самостоятельно, без помощи взрослых, справляться с многочисленными задачами социального выбора. Это обостряет ценностно-смысловое отношение к содержанию компетенций и требует от подростка осознания своих способностей влиять на ход событий и на действия других людей. Социальная умелость подростка отражается не только на непосредственных отношениях со сверстниками и взрослыми людьми, но и на опосредованных (даже помимо своей воли) действиях и отношениях. По мнению Лаврентьевой Зои Ивановны, это ведет к тому, что в содержании компетентности востребованными становятся такие ее стороны, как умелость жить вместе и умелость жить вообще. Подросток учится понимать желания, ожидания и требования других людей, взвешивать и учитывать их права. Появляется система сложных социальных умений и навыков, отрабатываются сценарии поведения в типичных социальных ситуациях, совершенствуются механизмы самоконтроля и саморегуляции. Коммуникативная и вербальная компетентность определяют позицию подростка в группе сверстников и в умелости построения отношений со взрослыми [3]. Перед подростком стоит непростая задача – найти компромисс (гармонию) индивидуального и общественного в собственном интересе к обществу и людям. Движение происходит от интересов, обусловленных индивидуальными потребностями и индивидуальными мотивами, к интересам, связанным с решением общечеловеческих проблем. Подросток начинает осознавать, что от результатов решения общечеловеческих проблем зависит его индивидуальный социальный интерес. Социальный интерес сопрягается с неизбежностью в этом случае с социальной ответственностью. Влияет на социальный интерес активное стремление подростков к самопознанию, самовыражению и самоутверждению. Подростки, добиваясь признания во взрослом мире, стараются вникать в его нужды и потребности, пытаются скоординировать личные и общественные интересы. Они становятся особенно чуткими к мнению сверстников и взрослых, перед ними впервые остро встают проблемы морально-этического характера. Эталоны межличностного восприятия, которыми пользуются подростки, оценивая интересы окружающих людей, становятся все более обобщенными и соотносятся не с мнениями отдельных взрослых, как это было в младшем школьном возрасте, а с идеалами, ценностями и потребностями. Итогом этих процессов становится изменение всей системы отношений с окружающими людьми и самим собой: подростки стремятся выработать у себя полезные качества личности, характерные для достижения устойчивого положения в обществе. В этом возрасте становятся востребованными организаторские и лидерские способности подростков, что, несомненно, отражается на обогащении социального интереса. В подростковом возрасте расширяется объем социального интереса. Он выходит за пределы семьи, группы, региона, страны. Подростки начинают интересоваться судьбами мира, человечества, соотносить свою личную судьбу с судьбой человеческого общества, с изменениями, которые происходят в нем. Главной особенностью этого возраста является вхождение подростка в активную социальную жизнь. Чувство взрослости позволяет подросткам обнаруживать веру в способность определять и контролировать собственное поведение, свои мысли и чувства. Получив свободу действий в группах сверстников, подросток требует расширения своих прав во взаимодействии с взрослыми. Он включается в формирование социальных ценностей, в обсуждение смыслов отношений. Все это и приводит подростков, находящихся под влиянием позитивных общественных образцов, к высокому уровню общественной активности. Вместе с тем, следует постоянно иметь в виду, что естественная активность и динамизм подростков, остающаяся без надлежащего управления, проявляется в открытой стихийности, спонтанности, неконтролируемых порывах и рискованных действиях. Другими словами, для подростков, предоставленных самим себе, характерен динамизм в себе, активность для активности, которые открывают путь к различным формам девиации. Поэтому так важна целенаправленная работа по поддержке активности подростка с целью его социального развития [2].
Подростковый возраст не только биологическая, но и социальная категория. Именно в этот период происходит усиленное усвоение социальных ценностей, формирование жизненной позиции, при этом психологические и личностные процессы развития подростка совершаются не плавно, а скачкообразно и противоречиво. Подросток — это уже не ребенок, но еще и не взрослый. Возникшее у подростка «чувство взрослости» выражается в стремлении к самостоятельности, желании, чтобы старшие уважали достоинство его личности, считались с его мнением [3].
Как показывают работы различных авторов в области поведения подростка в системе межличностных отношений, изучение негативных проявлений в поведении подростка необходимо начинать, прежде всего, с исследования системы его межличностных взаимоотношений со сверстниками, с изучения особенностей развития коммуникативных способностей личности.
Основываясь на проведенном анализе научной литературы, посвященной определению, содержанию, особенностям социального интеллекта подростков, мы пришли к выводу о том, что именно этот период наиболее сензитивен для выработки новых стилей взаимодействия с самим собой и социумом, обретения и развития коммуникативных стратегий. Коммуникативные стратегии, используемые в общении, являются важной характеристикой коммуникативного поведения ребенка.
Нами было проведено исследование по методике В.П. Пугачева «Диагностика коммуникативных стратегий» на базе МОУ СОШ №8 г. Сергиева Посада, в котором приняли участие 21 человек из 7-го класса, 25 человек из 8-го класса, 20 девятиклассников и 13 человек из 10-го класса. Данная методика, в отличие от наиболее часто используемого теста Томаса, разработана на материале пословиц, что позволяет избежать при диагностике феномена социальной желательности. Цель: изучение особенностей коммуникативных стратегий подростков. Результаты исследования представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты исследования по методике
Тип |
7 класс (чел.) |
8 класс (чел.) |
9 класс (чел.) |
10 класс (чел.) |
Всего (чел.) |
% |
Тип 1. «Черепаха» |
4 |
0 |
2 |
2 |
8 |
10,1 |
Тип 2. «Акула» |
4 |
2 |
1 |
2 |
9 |
11,4 |
Тип 3. «Медвежонок» |
3 |
7 |
6 |
4 |
20 |
25,3 |
Тип 4. «Лиса» |
5 |
4 |
1 |
0 |
10 |
12,7 |
Тип 5. «Сова» |
5 |
12 |
10 |
5 |
32 |
40,5 |
Анализ полученных результатов позволяет оценить степень выраженности у обследуемых тенденций к проявлению в конфликтных ситуациях соответствующих форм поведения: так, у учащихся 7-го класса в равной степени преобладают тип 4 (индивид, предпочитает в конфликтной ситуации стиль компромиссного поведения, готов в некоторой степени поступиться собственными интересами, если другая сторона, участвующая в конфликте, идет на то же) и тип 5 (характерно сотрудничество, не забывают о своих интересах, но при этом учитывают и интересы другой стороны). Среди учащихся 8-10 классов преобладающим стал тип 5. Интересно, что среди учащихся 8-го класса не встретился тип 1, что дает нам предполагать, что учащиеся были не совсем искренни, либо среди них на самом деле не оказалось таких, которые предпочитают разрешать конфликты собственными силами и для которых на первом месте – собственные цели. Среди учащихся 10-го классов не встретился тип 4, который характеризует компромиссное поведение. По доминирующему стилю в целом, преобладает поведенческая стратегия 5. Таким образом, чем лучше подросток понимает собственные мотивы и мотивы поведения другого человека, тем ему легче урегулировать любой конфликт. Следует учитывать, что в данной методике индивид оценивает сам себя, и поэтому результаты не должны рассматриваться как истина в последней инстанции.
Анализ результатов исследования позволяет сделать вывод, что социальный интеллект оказывает влияние на поведение подростков в различных ситуациях и обуславливает выбор стратегий поведения. Проведенное исследование не претендует на завершенность и требует дальнейшего изучения особенностей взаимосвязи социального интеллекта и коммуникативных стратегий, так как, несмотря на то, что высокий уровень развития социального интеллекта предусматривает высокий уровень развития конструктивного поведения в конфликтах, в частности, и в социальном взаимодействии, в целом, данных по этому поводу явно недостаточно.
-
- Литература:
- Карпович Т.Н. Социальный интеллект и пути его развития у учащихся юношеского возраста// Психология. – 2002, №3.
- Куницына Н.В. Восприятие подростками других людей и себя. Л., 1972.
- Лаврентьева З.И. Педагогическая реабилитация в процессе социального развития подростков// Автореферат диссертации, Новосибирск, 2009
- Чеснокова О.Б. Возрастной подход и исследование социального интеллекта у детей // Вопросы психологии. – 2005, №6.