Сегодня специалисты по стратегическим проблемам образования называют дистанционную форму обучения, образовательной системой XXI века и в мире на нее делается огромная ставка. Почему? По данным зарубежных экспертов к концу XXI века минимальным уровнем образования, необходимым для выживания человечества, станет высшее образование. Обучение такой массы студентов по очной форме вряд ли выдержат бюджеты даже самых благополучных стран. Средняя оценка мировых образовательных систем показывает, что ДО вдвое дешевле традиционных форм обучения. Опыт отечественных негосударственных центров ДО свидетельствует, что их затраты на подготовку специалиста составляют примерно 60% от затрат при дневной форме обучения. Относительно низкую себестоимость обучения обеспечивают высокая концентрация материала и его унификация, ориентация на большое количество обучающихся, более эффективное использование учебных площадей и технических средств. Поэтому не случайно за последние десятилетия численность обучающихся по нетрадиционным технологиям растет быстрее числа студентов дневных отделений. Так как новые технологии позволяют сделать визуальную информацию яркой и динамичной, построить сам процесс образования с учетом активного взаимодействия студента с обучающей системой. По прогнозам специалистов, в ближайшие пять лет две трети студентов в развитых странах будут учиться дистанционно.
Сейчас можно с уверенностью говорить о постепенном стирании границ между системами образования, которые сформировались в различных странах. Миграционные процессы, приобретая общемировой характер, вынуждают вузы следовать принципу «наш диплом – для гражданина мира». В этом контексте ДО, еще недавно принимавшееся как вспомогательный компонент, все больше обосабливается в самостоятельную, четко выстроенную систему обучения, затрагивающую практически все страны и образовательные учреждения. Сейчас ведущие институты, университеты, колледжи разворачивают у себя системы ДО, чтобы получить образование у них мог любой желающий вне зависимости от гражданства. В результате высокого конкурса в высшие учебные заведения каждый год около 1,5 млн. абитуриентов остаются за пределами высшей школы, а в переподготовке по направлениям высшего образования ежегодно нуждаются до 2 млн. человек. Таким образом, примерно две трети взрослого населения страны не охвачены никакими формами дополнительного образования и просвещения. Решать же эти задачи возможно только с помощью дистанционных образовательных технологий.
ДО войдет в 21 век как самая эффективная система подготовки специалистов высокого уровня. Так как она позволяет реализовать два основных принципа современного образования – «образование для всех» и «образование через всю жизнь». И это объективная реальность. Ряд университетов, таких как Cambridge University, Harvard University, MIT, New York University, да и другие престижные вузы мира, вот уже несколько лет применяют дистанционные технологии в разных областях деятельности. Компьютерные технологии успели проникнуть во многие сферы деятельности человека, изменив привычное восприятие мира. Всемирная компьютерная сеть связала отдаленные уголки планеты в единое виртуальное пространство, подарив свободу коммуникации людям, географически удаленным друг от друга. Современные компьютерные телекоммуникации способны обеспечить передачу знаний и доступ к разнообразной учебной информации наравне, а иногда и гораздо эффективнее, чем традиционные средства обучения. Эксперименты подтвердили, что качество и структура учебных курсов, равно как и качество преподавания при ДО зачастую намного лучше, чем при традиционных формах обучения. Новые электронные технологии, такие как интерактивные диски CD-ROM, электронные доски объявлений, мультимедийный гипертекст, доступные через глобальную сеть Интернет могут не только обеспечить активное вовлечение учащихся в учебный процесс, но и позволяют управлять этим процессом в отличие от большинства традиционных учебных сред. Интерактивные возможности используемых в системе ДО (СДО) программ и систем доставки информации позволяют наладить и даже стимулировать обратную связь, обеспечить диалог и постоянную поддержку, которые невозможны в большинстве традиционных систем обучения. Развитие телекоммуникационных систем и глобализация в сфере образования привели сегодня к взрывному росту числа программ дистанционного обучения. Сейчас практически все российские вузы, так или иначе, вовлечены в этот процесс. Насколько эффективным будет любой вид дистанционного обучения, зависит от четырех факторов:
эффективного взаимодействия преподавателя и обучаемого, несмотря на то, что они разделены расстоянием;
используемых при этом педагогических технологий;
эффективности разработанных методических материалов и способов их доставки;
эффективности обратной связи.
Иначе говоря, эффективность дистанционного обучения зависит от организации и методического качества используемых материалов, а также мастерства педагогов, участвующих в этом процессе. Кроме того, выделяется ряд характеристик, которые должны быть присущи любому виду дистанционного обучения иностранному языку, чтобы его можно было рассматривать как эффективное. Дистанционное обучение предполагает более тщательное и детальное планирование деятельности обучаемого, ее организацию; четкую постановку задач и целей обучения; доставку необходимых учебных материалов; ключевое понятие образовательных программ дистанционного обучения – интерактивность. Дистанционное обучение должно обеспечивать максимально возможную интерактивность между обучаемым и преподавателем, обратную связь между обучаемым и учебным материалом, а так же давать возможность группового обучения. Интерактивные возможности используемых в СДО программ и систем доставки информации позволяют наладить и даже стимулировать обратную связь, обеспечить диалог и постоянную поддержку, т.е. интерактивное взаимодействие, которые невозможны в большинстве традиционных систем обучения.
При дистанционном обучении субъектами в интерактивном взаимодействии будут выступать преподаватели и студенты, а средствами осуществления подобного взаимодействия – электронная почта, телеконференции, диалоги в режиме реального времени.
Весьма важно предусматривать высокоэффективную обратную связь, чтобы обучаемые могли быть уверены в правильности своих действий. Обратная связь должна быть как оперативной, пооперационной, так и отсроченной в виде внешней оценки.
Важнейший элемент любого курса – мотивация; для этого нужно применять разнообразные средства и приемы.
Структура курса дистанционного обучения должна быть модульной, чтобы обучаемый имел возможность осознавать свое продвижение от модуля к модулю, мог бы выбирать любой модуль по своему усмотрению или по усмотрению руководящего педагога, в зависимости от уровня облученности. При этом следует отметить, что модули большого объема заметно снижают мотивацию обучения.
Особое значение при обучении английскому языку имеет звуковое сопровождение, которое может быть реализовано либо при помощи сетевых технологий, либо с помощью CD-ROM.
Опыт показывает, что студенты, обучающиеся дистанционно, становятся более самостоятельными, мобильными и ответственными. Без этих качеств они не смогли бы учиться. Если их не было изначально, но мотивация к обучению велика, они развиваются, и по окончании обучения выходят специалисты, действительно востребованные на рынке.
Дистанционное обучение делает процесс обучения более творческим и индивидуальным, открывает новые возможности для творческого самовыражения обучаемого.
Внедрение дистанционного обучения уменьшает нервозность обучаемых при сдаче зачета или экзамена. Не секрет, что волнение и боязнь преподавателя не позволяют некоторым студентам показать полностью свои знания. Снимается субъективный фактор оценки. Снимается психологическое воздействие, обусловленное воздействием группы или успеваемостью студента по другим предметам.
В настоящее время современные информационные технологии дают неограниченные возможности решения проблемы ДО, так как возможно хранение, обработка и доставка информации на любое расстояние, любого объема и содержания. В таких условиях на первый план при организации системы дистанционного обучения выходит методологическая и содержательная его организация. При этом принимается во внимание не только отбор содержания для усвоения, но и структурная организация учебного материала.
- Литература:
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат – М., «Академия», 2000.
Педагогические технологии дистанционного обучения / Под ред. Е.С. Полат – М., «Академия», 2006.
Теория и практика дистанционного обучения / Под ред. Е.С. Полат – М., «Академия», 2004.