На обложке изображен Генри Форд (1863–1947), американский промышленник, владелец заводов по
производству автомобилей по всему миру, изобретатель, автор 161 патента США.
Легендарный бизнесмен ХХ
века родился на ферме недалеко от Дирборна, штат Мичиган. Его родители были
вполне зажиточными эмигрантами из Ирландии. Образование, оставлявшее желать
лучшего, Генри получил в церковной школе. Уже взрослый Форд, составляя
важные договоры, по-прежнему допускал ошибки. Однажды он даже подал в суд
на газету, обозвавшую его невежественным. Но отнюдь не безграмотность Форд
считал недостатком, а нежелание применять ум в жизни: «Самая трудная
вещь на свете — это думать своей собственной головой. Вот, наверное,
почему так мало людей этим занимаются».
Родители не одобряли его
увлечения механикой и мечтали видеть Генри добропорядочным фермером. В 17
лет, когда он поступил учеником в механическую мастерскую, они считали его
«почти погибшим». Через четыре года Форд вернулся домой и совмещал дневную
работу на ферме с ночными бдениями над очередным изобретением. Например,
чтобы облегчить отцу повседневную работу, Форд создал молотилку, которая
функционировала на бензине и на которую вскоре даже нашелся покупатель.
Генри продал патент на изобретение Томасу Эдисону, а потом получил работу
в компании этого знаменитого предпринимателя.
В 1887 году он женился на
дочери фермера Кларе Брайант, с которой и прожил всю свою жизнь. Вскоре
у пары родился сын Эдсел. Клара, умная и спокойная женщина, стала настоящей
помощницей неутомимому Генри. Как-то на вопрос журналистов, хочет ли он прожить
еще одну жизнь, Форд ответит так: «Только если можно снова жениться на Кларе».
В 1893 году в свободное
от работы время Форд сконструировал свой первый автомобиль. Руководство
компании Эдисона не поддерживало увлечений сотрудника и рекомендовало
отказаться от невероятных затей. Вместо этого будущий промышленник ушёл
с работы и стал одним из владельцев «Детройтской автомобильной
компании». Но и здесь парень не задержался надолго и спустя три года
покинул фирму из-за расхождений во взглядах с другими совладельцами.
В это время изобретение молодого предпринимателя не пользовалось большим
спросом, и, чтобы привлечь внимание клиентов, Форд разъезжал по городу на
своём автомобиле. При этом Генри часто высмеивали и обзывали «одержимым
с улицы Бегли». В 1902 году Форд участвовал в автогонках и сумел
опередить действующего чемпиона США. Задачей изобретателя была реклама
автомобиля и демонстрация его достоинств, и он достиг желаемого
результата. «Если бы у меня было 4 доллара, 3 из них я отдал бы на
рекламу» — говорил он.
Успех пришёл к талантливому
изобретателю в 1908 году с началом выпуска «Форда-Т». Детище Форда
отличалось простой отделкой, демократичной ценой и практичностью, ведь он
с самого начала стремился сделать автомобили дешевыми и доступными
для рабочего класса. Даже Эрнест Хемингуэй выбрал этот автомобиль, переделанный
под санитарную машину. Постепенно промышленник закупил рудники, угольные шахты
и открыл новые заводы. Так Форд добился полного производственного цикла:
от добычи руды до выпуска готовых машин. В итоге бизнесмен создал целую
империю, которая не зависела от других компаний и внешней торговли. К 1914
году Форд выпустил 10 миллионов автомобилей, или 10 % всех автомашин мира.
А еще именно на предприятии Форда впервые в США у рабочих были 8-часовая
смена, 6-дневная рабочая неделя и оплачиваемый отпуск.
Но не дремали и конкуренты:
на сцену вышел Genetal Motors с кучей самых разных моделей авто, которые
можно было купить в кредит. К концу 1920-х продажи «Форд-Т»
катастрофически упали. На горизонте маячил призрак банкротства. Форд временно
закрыл производство, распустил по домам рабочих и придумал новый
автомобиль — «Форд-А», который выгодно отличался от существующих по
техническим характеристикам и внешнему виду. Открылась новая страница
истории успеха Генри Форда.
Сегодня Ford Motor
Company — четвертая в мире по объему выпуска автомобилей за все время
ее существования. После себя Генри Форд оставил автобиографию «Моя жизнь, мои
достижения», в которой красочно описал методы организации труда на
предприятии. Изложенные в этой книге идеи переняли многие компании,
а цитаты из высказываний изобретателя остаются актуальными и сегодня.