Стратегия Национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683, причисляет коррупцию к одной из важнейших угроз государственной и общественной безопасности страны [1].
Принимая во внимание разрушительный эффект коррупции, как для экономического, так и политического развития государства, основной целью Национальной стратегии противодействия коррупции считается ликвидация причин и условий, порождающих коррупционные проявления в обществе. Разрешение предоставленных задач гарантирует исполнение Национальных планов противодействия коррупции.
Так, в Национальном плане по противодействию коррупции на 2018–2020 годы, утверждённом Указом Президента Российской Федерации от 29 июня 2018 года № 378, предусмотрен перечень мероприятий, сосредоточенных на усовершенствование антикоррупционных мер и увеличение результативности функционирующих механизмов в сфере противодействия коррупции [2].
С целью осуществления основных положений Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 года № 460 [3], Указом Президента Российской Федерации от 29 июня 2018 года № 378 «О Национальном плане по противодействию коррупции на 2018–2020 годы» [2] Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа ратифицировало постановление «Об утверждении комплексной программы «Противодействие коррупции в Ямало-Ненецком автономном округе на 2018–2020 годы»: постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 августа 2018 года № 886-П» [4].
В Ямало-Ненецком автономном округе осуществляется комплексная работа по противодействию коррупции на абсолютно всех уровнях власти, в какой принимают участие органы прокуратуры, правоохранительные органы, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти автономного округа, органы местного самоуправления муниципальных образований в ЯНАО, а кроме того институты гражданского общества и СМИ.
Правоохранительными органами автономного округа в 2018 году было обнаружено 142 коррупционных преступления, в т. ч. совершенных должностными лицами органов исполнительной власти и местного самоуправления автономного округа; судами вынесены обвинительные приговоры в отношении 28 лиц, из них в отношении 15 применена конфискация имущества [4].
С 2017 года в ЯНАО антикоррупционная политика реализовывается посредством применения программного метода.
На основании Национального планом разработаны и утверждены антикоррупционные программы (планы) в органах государственной власти ЯНАО и органах местного самоуправления.
Органами исполнительной власти автономного округа и органами местного самоуправления систематически реализовывается комплекс мер по законодательному, организационно-правовому и информационному обеспечению антикоррупционной деятельности.
В автономном округе с целью обеспечения мер по развитию базовых направлений работы по противодействию коррупции, предусмотренных законодательством РФ, принят ряд нормативных правовых актов, основным из каких считается Закон ЯНАО от 30 октября 2017 года № 72-ЗАО «О противодействии коррупции в ЯНАО» [5].
Координирует действия исполнительных органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления, а кроме того их взаимодействие с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по вопросам противодействия коррупции комиссия по координации работы по противодействию коррупции в ЯНАО при Губернаторе автономного округа.
С начала 2018 года проведено 6 заседаний комиссии, на каких разобрано 18 вопросов в сфере противодействия коррупции. К примеру, проанализированы проблемы об итогах осуществления мероприятий Национального плана; о мерах по увеличению результативности противодействия коррупции при проведении закупок товаров, работ, услуг с целью обеспечения государственных и муниципальных нужд; об итогах деятельности органов внутренних дел ЯНАО в сфере противодействия коррупции.
Особенный интерес при создании повесток заседаний комиссии уделялось обсуждению проблем, затрагивающих исполнение решений, принятых на заседаниях Совета при полномочном представителе Президента РФ в Уральском федеральном округе по противодействию коррупции.
Так, в 2018 году, в исполнение решений комиссии проведен анализ выполнения исполнительными органами государственной власти ЯНАО и органами местного самоуправления мероприятий Национального плана, а кроме того Комплексной программы.
Установлены мероприятия по раскрытию фактов, включающих признаки появления конфликта интересов, в т. ч. скрытой аффилированности должностных лиц, с применением методических рекомендаций, разработанных для реализации перечня поручений Президента РФ от 26 января 2016 года № Пр-299 и скоординированных на одном из заседаний комиссии.
Исходя из приоритетов антикоррупционной политики, необходимо продолжить работу исполнительных органов государственной власти ЯНАО, органов местного самоуправления по противодействию коррупции в подведомственных государственных и муниципальных учреждениях по антикоррупционному просвещению, в т. ч. согласно увеличению уровня правовой грамотности граждан, их правового воспитания и популяризации антикоррупционных стандартов поведения, введению в практику правил корпоративной этики.
Необходимо отметить, в что 2018 году на Ямале функционировали 126 комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (а именно 46 комиссий — в органах государственной власти и 80 комиссий в органах местного самоуправления). Из-за несоблюдения антикоррупционного законодательства привлечено к дисциплинарной ответственности 16 государственных гражданских и 19 муниципальных служащих. Четыре руководителя привлечены к дисциплинарной ответственности: в отношении 2-х работников государственного учреждения вынесены замечания, один руководитель привлечён к дисциплинарной ответственности в виде выговора.
В госучреждениях округа проведено десять проверок по соблюдению законодательства, согласно результатам подготовлены рекомендации по усовершенствованию правового обеспечения в сфере противодействия коррупции. На 2019 год запланировано 11 таких проверок. Не прекращается деятельность по повышению квалификации в антикоррупционной тематике: в 2017-м обучение прошли 56 государственных и 276 муниципальных служащих.
Все обращения граждан по фактам коррупционных проявлений находятся на постоянном контроле: все они рассмотрены с соблюдением установленных сроков. Всего в адрес губернатора и членов правительства ЯНАО поступило 84 таких обращений.
Особенное место в ходе совершенствования госуправления с целью противодействия коррупции занимает создание многофункциональных центров. В 2018 году государственным учреждением ЯНАО «МФЦ» было обработано 633 тыс. обращений заявителей за получением услуг, что на 26 % больше, чем в 2016 году (467 тыс. обращений).
Чрезвычайно основательное внимание уделялось соблюдению требований законодательства о закупках товаров, работ, услуг для государственных нужд региона. Более востребованным способом определения поставщика в 2018 году остаётся аукцион в электронной форме, доля какого составила 88 % от общей численности размещённых извещений. По итогам закупок в 2018 году экономия бюджетных средств превысила 1 000 000 рублей. С января 2019 года началась подготовка к полному переходу на электронные закупки.
Уже привычной для ЯНАО становится антикоррупционная экспертиза: за отчётный период экспертизе подверглись 2 780 проектов нормативных правовых и 1 794 действующих акта (обнаружено 157 коррупциогенных фактора). Так, в муниципалитетах обследовано больше 11 тыс. проектов и 2 389 действующих муниципальных правовых актов. Обнаружено 379 коррупциогенных фактора в проектах, в функционирующих — 82. Деятельность в данном направлении осуществляется постоянно.
В исполнительных органах государственной власти ЯНАО и органах местного самоуправления инициативно осуществляется информационно-пропагандистская работа по формированию нетерпимости к коррупционному поведению среди граждан, гражданских служащих и муниципальных служащих в рамках семинаров, совещаний, конференций, тренингов, «круглых столов», профессиональной учебы, а кроме того деятельность по усилению наглядной агитации и освещению в СМИ мер по противодействию коррупции, осуществляемых в ЯНАО.
Всероссийским центром изучения общественного мнения в период сентябрь — октябрь 2018 года проведен репрезентативный опрос населения «Коррупционные проявления в Ямало-Ненецком автономном округе».
Выборку исследования составило 3140 респондентов, географию исследования — 13 муниципальных образований ЯНАО (таблица 1).
Таблица 1
Соотношение показателей коррупционных проявлений вЯмало-Ненецком автономном округе
2017 |
2018 |
|
Ямало-Ненецкий автономный округ |
52 % |
56 % |
Пуровский район |
18 % |
40 % |
Тазовский район |
21 % |
35 % |
Надымский район |
53 % |
48 % |
г.Салехард |
40 % |
51 % |
г.Муравленко |
34 % |
40 % |
г.Лабытнанги |
43 % |
28 % |
По результатам исследования, показатели восприятия коррупции на окружном и местном уровнях за год немного выросли: до 56 % (2017 год — 52 %) увеличилась доля тех, кто считает коррупцию распространенной в автономном округе, до 42 % респондентов (2018 год — 39 %) считают коррупцию распространенной в своем городе (районе).
Согласно представлениям опрошенных, коррупция меньше всего распространена в Приуральском, Красноселькупском и Шурышкарском районах. Низкий уровень ее распространения, согласно результатам исследования, кроме того, зафиксирован в г. Лабытнанги и Ямальском районе.
Отрицательная динамика за год от опрошенных по территориям прослеживается в Пуровском (с 18 % до 40 %) и Тазовском (с 21 % до 35 %) районах, а кроме того, в г. Салехарде (с 40 % до 51 %) и г.Муравленко (с 34 % до 40 %).
Позитивная динамика наблюдается в г. Лабытнанги (с 43 % до 28 %) и Надымском районе (с 53 % до 48 %).
Анализ результатов исследования по таким более объемным, с точки зрения коррупции, сферам, как здравоохранение, высшее образование, автоинспекция, не претерпели существенных изменений в сравнении с 2017 годом (+/- 3 %).
В целях реализации Национального плана Противодействия коррупции на 2018–2020 годы, Управлением Федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округу проводятся следующие мероприятия.
Приказом УФНС России по Ямало-Ненецкому автономному округу от 25.03.2014 № 01–06/70 согласно постановлению Правительства РФ от 02.08.2005 № 481 создан Общественный совет при Управлении Федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округу [6].
Основной компетенцией Общественного совета является участие в работе конкурсной и аттестационной комиссии, комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов.
Серьёзными аспектами взаимодействия с представителями Общественного совета в рамках работы аттестационной и конкурсной комиссии, бесспорно, считается открытость заседаний, объективность вырабатываемых комиссией решений по результатам аттестации, квалификационного экзамена, прохождения конкурсной процедуры. Компетентность представителей Общественного Совета в правовых, экономических вопросах, вопросах прохождения государственной гражданской службы позволяет избежать субъективности при принятии комиссиями решений. Так, за 2017 год Управлением проведено 15 заседаний указанных комиссий, за 2018 год — 13 заседаний.
На основании вышеизложенного, можно отметить, что применение программно-целевого метода при применении исполнительными органами государственной власти автономного округа в 2018–2020 годах антикоррупционных мероприятий считается более приемлемым, поскольку содействует качественному обновлению и созданию в ЯНАО системы эффективного противодействия коррупции, адекватной требованиям демократического правового государства и общепринятым нормам международного права, к числу каких причисляются:
− концентрация сил и средств исполнительных органов государственной власти ЯНАО и органов местного самоуправления на наиболее существенных направлениях антикоррупционной политики;
− отчетливое определение стратегии и тактики при разработке и реализации антикоррупционной программы автономного округа;
− мобилизация организационных ресурсов, участие в реализации программы органов публичной власти разного уровня, а кроме того общественности.
Таким образом, изучение опыта антикоррупционной политики в Ямало-Ненецком автономном округе, реализовываемого в округе, указывает на то, что он основывается на сравнительные оценки законодательных и институциональных подходов антикоррупционной политики на предмет их соответствия практике предупреждения коррупции в Российской Федерации. Данные способы реализации антикоррупционной политики в Ямало-Ненецком автономном округе могут быть использованы для организации и обеспечения эффективной борьбы с коррупционной преступностью в РФ.
Литература:
- Стратегия Национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная: Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683// Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru). — 2015; Собрание законодательства Российской Федерации. — 2016. — № 1 (часть II). — ст. 212.
- О Национальном плане противодействия коррупции на 2018–2020 годы: Указ Президента РФ от 29.06.2018. — № 378 // Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru). — 2018.
- О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010–2011 год: Указ Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 года № 460 // Российской газета. — 2010. — № 79; Собрание законодательства Российской Федерации. — 2010. — № 16. — ст. 1875.
- Об утверждении комплексной программы «Противодействие коррупции в Ямало-Ненецком автономном округе на 2018–2020 годы»: постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 августа 2018 года № 886-П// Официальный Интернет-сайт исполнительных органов государственной власти автономного округа http://правительство.янао.рф, 21.08.2018 г.
- О противодействии коррупции в Ямало-Ненецком автономном округе: Закон автономного округа от 30 октября 2017 года № 72-ЗАО// Красный Север. — 2017. — № 88.
- О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам, а также федеральных службах и федеральных агентствах, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 2 августа 2005 г. № 481// Российская газета. — 2005. — № 173; Собрание законодательства Российской Федерации. — 2005. — № 32. — ст.3322.