Перспективы и направления реализации стратегии импортозамещения в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №22 (260) май 2019 г.

Дата публикации: 30.05.2019

Статья просмотрена: 1568 раз

Библиографическое описание:

Бурбина, А. А. Перспективы и направления реализации стратегии импортозамещения в России / А. А. Бурбина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 22 (260). — С. 493-496. — URL: https://moluch.ru/archive/260/59610/ (дата обращения: 16.11.2024).



Экономический рост, наблюдавшийся в Российской Федерации с начала 2000-х гг., был обусловлен наращиванием потенциала страны, как сырьевого экспортера. Так же на этот факт положительно влияли стремительно растущие цены на энергоносители в мировой экономике. С 2008 наблюдается их постепенное снижение и стабилизацию и как следствие сокращение темпов прироста валового внутреннего продукта. Данное экономическое явление говорит о том, что экстенсивные факторы экономического роста исчерпаны. В 2014–2016 гг. появился ряд факторов, ухудшающих положение России, таких как: введение санкций иностранными государствами, вследствие обострения международных отношений, а так же резкое существенное снижение цен на мировом рынке энергоресурсов; что в свою очередь привело к обострению существующих внутренних структурных проблем в национальной экономике. В сложившейся ситуации возможной стратегией выхода из кризиса стало импортозамещение, которое включало стимулирование развития научно-технического потенциала общества, в том числе процессы разработки и внедрения инноваций в промышленное производство; качественную трансформацию фундаментальных основ отечественной экономики; а также поиск и диверсификацию источников для интенсивного экономического роста государства.

Долгое время Российская Федерация в своем производстве во многих отраслях успешно использовала импортную продукцию, но проводимая Западными государствами антироссийская политика, имеющая своей целью ухудшение экономического положения страны посредством санкционной политики, продемонстрировала необходимость нового экономико-политического курса.

Импортозависимость отечественной экономики стала угрозой, способствующей снижению уровня экономической безопасности, а так же замедлению темпов экономического роста. Импортозамещение является комплексной проблемой, которая ориентирована на повышение конкурентоспособности отечественной продукции путем совершенствования конкурентной среды в стране и осуществления структурной перестройки экономики. Это важный этап модернизирования промышленной деятельности страны. Сложность заключается в необходимости его проведения в кратчайшие сроки, но правительство готово предоставлять государственную поддержку, а также совершенствовать подходы в государственном управлении.

Как отмечалось нами ранее, ускорение темпов экономического роста является комплексной проблемой. Необходимо существенно расширять рынки для реализации продукции отечественных производителей, а также находить производственные, инвестиционные и технологические возможности для их осваивания. Это будет способствовать выходу на динамичный и устойчивый рост экономики Российской Федерации. Основной задачей деятельности по определению долгосрочных структурных ориентиров экономического роста должна стать работа по выявлению перспективных рынков, которая учитывала бы конкурентные преимущества и национальные возможности.

Таким образом, в настоящее время политика импортозамещения, проводимая правительством страны, является одним из стратегически важных инструментов стимулирования качественного экономического роста.

Отдельные инструменты данной политики прослеживается во многих отраслях народного хозяйства Российской Федерации уже около 25 лет. Тем не менее попытка разработки целостной политики импортозамещения на государственном уровне была предпринята только после введения санкций иностранных государств в 2014 г. При этом стратегию импортозамещения надлежит считать именно как долгосрочную стратегию развития страны, которая предопределена фундаментальными факторами развития мировой экономики.

В экономике Российской Федерации существует ряд факторов, которые обуславливают успешность реализации проводимой экономической политики, таких как:

– наличие свободной квалифицированной рабочей силы;

– принятие мер по увеличению экспорта, который позволяет достигнуть максимума возможного положительного сальдо внешнеторгового баланса;

– присутствие в экономике страны большого количества свободных производственных мощностей;

– ориентация на сочетание высокого качества по максимально возможной низкой стоимости произведенной продукции;

– большая емкость существующих и потенциальных рынков сбыта;

– совместное использование мер по защите внутреннего рынка и поощрения конкуренции. [2]

Ориентирована политика импортозамещения на рост конкурентоспособности продукции отечественных производителей, чему должны способствовать повышение его эффективности, достигнутое путем технологической модернизации, а также разработка и внедрение продуктов, обладающих относительно высокой добавленной стоимостью.

Как уже было отмечено в данной диссертации, повышение уровня экономической безопасности Российской Федерации, в настоящее время особенно актуально, а проведение политики импортозамещения предоставит возможность для создания новых точек роста и диверсификации движущих экономических сил развития страны.

Согласно плану правительства России с 2015 г. по 2020 г. по увеличению доли национальных производителей в общей структуре потребления предполагается снижение общего уровня импортозависимости экономики страны с 98 % до 29,5 %, в частности: [1]

– в отрасли машиностроения с 44 % до 29,5 %;

– нефтегазовые установки с 60 % до 43 %;

– комплектующие для автомобилей с 44 % до 38 %;

– корабли с 55 % до 30 %;

– комбайны с 67 % до 36 %;

– комплектующие самолетов с 92 % до 71 %;

– гусеничные тракторы с 98 % до 53 %.

Согласно публичным выступлениям Президента Российской Федерации, в первую очередь замещение иностранных продуктов отечественными должно происходить в ключевых сферах, таких как биотехнологии, медицине, высокотехнологичной продукции, а также в агропромышленном комплексе. [4]

Острой проблемой, тормозящей процесс импортозамещения в продуктовой сфере, является доступ продукции отечественных производителей в розничные магазины. [5] Несмотря на постоянно растущие объемы производства, продукция отечественного агропромышленного сектора недостаточно представлена у ритейлеров. При чем это не является виной продавцов, часто это ситуация обусловлена не удовлетворительно налаженной инфраструктурой (на этапе переработки, хранения, упаковки, логистики до места переработки и/или продажи). Решение данной проблемы сейчас является ключевой задачей у региональных властей. Благодаря успеху в ее преодолении около четверти регионов отмечают рост показателей производительности по категориям: молоко, мясо, растительная продукция.

Так же остро стоит проблема наращивания производства сельскохозяйственной техники и помощи агропроизводителям в ее приобретении, которая стоит на стыке сельского хозяйства и промышленности. Предприятия и регионы, которые уделяют внимание решению данной проблемы, становятся стратегически важными и их развитию уделяется пристальное внимание со стороны федеральных властей.

В текущих условиях основными инструментами поддержки и развития импортозамещения в промышленном секторе является сочетание государственных заказов и федеральной помощи производителям. В настоящее время лидерами становятся регионы, демонстрировавшие успехи до наступления кризиса 2014 г. Согласно Национальному рейтингу инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, основанному на опросе более 400 тысяч респондентов, [6] в 2018 г. ведущими по инвестиционной привлекательности были признаны: Тюменская область, республика Татарстан, Тульская область, Краснодарский край, Воронежская область.

Инициатива региональных властей по развитию импортозамещения должна с одной стороны поощряться на федеральном уровне, с другой жестко контролироваться, чтобы избежать инцидентов по имитации деятельности в этом направлении.

Поскольку полное импортозамещение экономически нецелесообразно и невозможно, а высокий уровень импортозависимости негативно влияет на технологическую, социальную, а также экономическую безопасность, то в этих условиях становится важно определение и использование принципов проводимой политики импортозамещения, которые позволили бы сформировать оптимальную отраслевую пропорцию импортозависимости и импортозамещения в Российской Федерации. [3]

Первый принцип основывается на том, что ведущая роль в развитии отечественной экономики, а также организации новый промышленной революции должна принадлежать машиностроению. Это объясняется тем, что эта отрасль производства тесно связана с другими, обеспечивая их устойчивое развитие и бесперебойное функционирование, и считается ключевой в экономике страны. Машиностроение является технологическим «локомотивом», требующим высокого уровня развития научно-технического потенциала общества. Развитие этой отрасли ведет за собой развитие всех остальных отраслей народного хозяйства, влияет на величину внутреннего валового продукта, посредством увеличения производительности экономики, а также на социальную, технологическую, продовольственную и экономическую безопасность страны.

В настоящее время предприятия Российской Федерации в основном относятся к четвертому технологическому укладу, доля перешедших к пятому, который возник в развитых странах в конце 20 века, невысока и составляет 10 % [7]. Для того, чтоб страна могла совершить переход необходимо привлекать инвестиции в отечественную отрасль машиностроения, отдавать ее продукции приоритет, разумно ограничивая импорт в данной области.

Модернизированная продукция машиностроения в свою очередь должна поставляться в другие отрасли народного хозяйства, тем самым ускоряя в них рост темпов производительности, что в итоге приведет к повышению конкурентоспособности отечественной промышленной и продовольственной продукции на внутреннем и внешнем рынках.

Развитие данной сферы будет ускорять научно-технический прогресс за счет освобождения части экономически активного населения от монотонной и рутинной работы, при одновременном повышении требований уровня образования к наемным сотрудникам.

Проблема высокого уровня импортозависимости российских производств зачастую связана с морально и технически устаревшими основными фондами предприятий, особенно их активной части. Их быстрая модернизация под потребности экономических субъектов при слабом развитии отечественного машиностроения не представляется возможной. Все это приводит к неспособности производить конкурентоспособную продукцию для экспорта и внутреннего рынка. Поэтому развитие собственной развитий машиностроительной отрасли становится приоритетной задачей импортозамешения в Российской Федерации.

Второй принцип, на котором необходимо строить политику импортозамещения в Российской Федерации, — это учет региональных особенностей экономики, ее строения и функционирования.

Для развития разных регионов исторически сложились разные географические, культурные и социальные условия, так же отличаются протекающие в них экономические процессы. Это обуславливает необходимость индивидуального подхода при планировании стратегии импортозамещения и роли субъекта Российской Федерации в нем. Учитывая специфику экономической системы региона, можно подобрать наиболее подходящие уникальные инструменты управления процессом импортозависимости для конкретного субъекта.

Таким образом, беря в расчет, что экономическая системы региона сложная, динамическая и способная к саморазвитию, при этом встроенная в национальную система, то следует учитывать характер взаимодействия протекающих в ней процессов, при формировании стратегии импортозамещения на государственном уровне.

Третьим принципом является построение эффективного механизма сотрудничества между импортозависимыми и импортозамещающими экономическими субъектами Российской Федерации, а также между российскими и иностранными государствами на условиях обмена опытом и знаниями.

Необходимость такой коллаборации обусловлена тем, что многие знания нельзя с одной стороны приобрести, а с другой быстро развить. Быстрый обмен новейшими открытиями в различных сферах, поспособствует разработке системных, сложных технологий, создание которых отложилось бы, если бы регионы действовали в одиночку.

Что касается сотрудничества с экономическими субъектами других стран, то предполагается их построение на условиях равенства, а также соразмерного вклада в интересующие все стороны исследования и взаимовыгодной деятельности.

При условиях высокого уровня импортозависимости, когда не хватает своей научной базы для развития тех или иных отраслей, коллаборация становится необходимым и эффективным инструментом, позволяющим быстрее сокращать технологическое отставание.

Следовательно, построение эффективного механизма сотрудничества между импортозависимыми и импортозамещающими экономическими субъектами позволит сформировать стратегически важную синергию, что в свою очередь через влияние на технологическую безопасность будет положительно воздействовать на уровень экономической безопасности.

Четвертый принцип, на котором следует строить политику импортозамещения, предполагает учитывание циклического характера развития экономической системы.

Обусловлена необходимость его учета тем, что в каждой фазе цикла на экономическую систему влияет ряд факторов, которые требуется принимать во внимание. Снижение и наращивание темпов импортозамещения на разных этапах могут помочь преодолеть кризисы с минимальным ущербом для экономики страны.

При этом нужно брать в расчет и то, что процессы экономического роста и импортозамещения, являясь стимулами друг для друга, имеют взаимное влияние, таким образом, экономический рост (особенно достигнутый сырьевым экспортом) способствует усилению импортозависимости, вследствие чего в экономике начинается голландская болезнь и возникает необходимость импортозамещения, что в свою очередь ведет к экономическому росту.

Пятый принцип, учет которого необходим, подразумевает увеличение количества инвестиций (в том числе и государственных), в перспективные отрасли регионов, которые образуют основу для формирования оптимальной структуры импортозамещения.

Многие отрасли в рамках регионов и страны являются взаимосвязанными и взаимозависимыми. Принцип предполагает выделяет наиболее существенные для технологической, экономической, продовольственной безопасности сферы и инвестировать в них, рассчитывая на то, что остальные отрасли получат рыночный стимул к импортозамещению без административного вмешательства (в рамках страны такой отраслью является машиностроение).

Таким образом, в первую очередь замещение иностранных продуктов отечественными должно происходить в ключевых сферах, таких как биотехнологии, медицине, высокотехнологичной продукции, а также в агропромышленном комплексе. Процесс импортозамешения следует поддерживать и контролировать на федеральном уровне.

Поскольку полное импортозамещение экономически нецелесообразно и невозможно, а высокий уровень импортозависимости негативно влияет на технологическую, социальную, а также экономическую безопасность, то в этих условиях становится важно определение и использование принципов проводимой политики импортозамещения, которые позволили бы сформировать оптимальную отраслевую пропорцию импортозависимости и импортозамещения в Российской Федерации, таких как:

– ведущая роль в развитии отечественной экономики, а также организации новый промышленной революции должна принадлежать машиностроению;

– учет региональных особенностей экономики, ее строения и функционирования;

– построение эффективного механизма сотрудничества между импортозависимыми и импортозамещающими экономическими субъектами Российской Федерации, а также между российскими и иностранными государствами на условиях обмена опытом и знаниями;

– учитывание циклического характера развития экономической системы;

– увеличение количества инвестиций (в том числе и государственных), в перспективные отрасли регионов, которые образуют основу для формирования оптимальной структуры импортозамещения.

Таким образом, успешная реализация политики импортозамещения способна ускорить темпы экономического роста страны и стать драйвером коллаборации регионов, что будет способствовать повышению уровня экономической безопасности Российской Федерации.

Литература:

  1. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 328 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»
  2. Алёхина Т. А. Перспективы реализации стратегии импортозамещения в экономике России./ Мировая и региональная экономика.- 2016. — № 3(37).- с.56–62.
  3. Лобанова Е. В. Принципы формирования экспортно-импортного баланса в реализации процесса импортозамещения в региональных экономических системах России./ Вестник Пермского университета.- 2017.- № 4.- с. 609–631.
  4. Официальный сайт информационного агентства РБК [Элекронный ресурс] — Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/20/01/2015/54be941b9a79473ac2a44d29 (Дата обращения 10.05.19)
  5. Официальный сайт Российской газеты — [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://rg.ru/2018/11/29/reg-sibfo/pochemu-v-krupnyh-torgovyh-setiah-sibiri-ne-hvataet-mestnyh-produktov.html (Дата обращения10.05.19)
  6. Официальный сайт Агентства стратегических инициатив — [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://asi.ru/investclimate/rating/ (Дата обращения 07.05.19)
  7. Официальный сайт журнала «Наука и жизнь» — [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.nkj.ru/archive/articles/17800/ (дата обращения 13.05.19)
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, экономический рост, экономическая безопасность, высокий уровень, отечественная экономика, экономика страны, экономическая система, народное хозяйство, политик импортозамещения, эффективный механизм сотрудничества.


Задать вопрос