В статье рассматриваются теоретические подходы к изучению особенностей использования маркетинговых технологий в туризме, проводится оценка конкурентоспособности организации, а также предлагаются рекомендации по использованию современных маркетинговых технологий для управления конкурентоспособностью организации туристической сферы.
Ключевые слова: маркетинг, конкурентоспособность, туризм.
Под маркетингом понимается система планирования, разработки, производства и продвижения товаров и услуг с использованием научно-теоретических знаний, практических умений и навыков с целью максимального удовлетворения потребностей как общества в целом, так и каждой отдельной личности.
В настоящие время компании для повышения своей конкурентоспособности используют различные маркетинговые инструменты. К ним относятся: реклама (теле, радио и реклама в интернете), «паблик рилейшнз» (связь с общественностью, паблисити), стимулирование продаж, персональная продажа (директ-мейл, прямой маркетинг), участие в выставках, ярмарках, биржах и т. д. Одним из наиболее инновационных способов повышения конкурентоспособности предприятия является интернет-маркетинг. Можно сказать, что интернет-маркетинг является одним из главных инструментов неценовой конкуренции, которая все больше и больше вытесняет ценовую конкуренцию, основанную на методе снижения цен.
Объектом исследования в данной работе выбрано туристическое агентство «Дискавери». ООО «Дискавери» предлагает широкий выбор туров от ведущих туроператоров России, при этом основной акцент сделан на туры, ориентированные на средний класс ООО «Дискавери» является оператором организации туров по городам России.
Одним из самых распространенных методов, позволяющих оценить в комплексе внутренние и внешние факторы, влияющие на развитие компании является SWOT-анализ (аббревиатура расшифровывается как: Strength, Weaknesses, Opportunies, Theats). В результате проведения SWOT-анализ выявлено, что конкурентными преимуществами ООО «Дискавери» в сфере туристических услуг являются:
- Широкий перечень предоставляемых услуг (компания является туроператором и прилагает уникальные туры по России) 2. Высокий профессионализм сотрудников по продажам 3. Удачное месторасположение в центре города; 4. Накопленный многолетний опыт работы на рынке.
Слабые стороны предприятия касаются в первую очередь конкурентоспособности. Руководство предприятия не имеет достаточного опыта ведения конкурентной борьбы, проведения рекламных компаний. Таким образом, предприятие имеет возможность обратить свои слабые стороны в сильные. Также предприятию необходимо учитывать выявленные возможности и угрозы.
Поэтому нами рассмотрены способы реализации элементов системы продвижения непосредственно в компании. Основными инструментами продвижения в интернете, является сайт, контекстная реклама, отраслевые и прайс-агрегаторы, SMM (реклама в социальных сетях: Vkontakte и Instagram и т. д.) У компании есть собственный сайт, также организация использует контекстную рекламу, но совсем не используются социальные сети.
В результате получено следующее:
1) Представлены результаты апробации рекомендаций по использованию современных маркетинговых технологий для управления конкурентоспособностью в ООО «Дискавери».
У компании есть собственный сайт, также организация использует контекстную рекламу, но совсем не используются социальные сети. Поэтому основные рекомендации были направлены именно на продвижение в социальных сетях. Для продвижения туристического агентство «Дискавери» была создана страничка турфирмы в «Инстаграм» и группа в социальной сети «ВКонтакте». Всего лишь за месяц активности в группу вступило более 100 участников. А на страничку Инстаграм подписалось более 700 подписчиков. Основным методом привлечения подписчиков стало информирование друзей и знакомых администраторов группы.
Было сделано большое количество постов, которые включали в себя не только подробную информацию об предлагаемых турах, но и много другой интересной информации.
Для реализации стратегии интернет-продвижения ООО «Дискавери» также необходимо, на наш взгляд, использовать следующие инструменты: контекстная реклама, медийно-контекстная реклама, SMM, модернизация сайта и его оптимизация для мобильных устройств. Старая версия не отвечала стандартам нового поколения сайтов. Посетителям было крайне трудно ориентироваться во множестве вкладок меню. Отсутствовали разделы со статьями. Поэтому было принято решение о реорганизации сайта для комфортного его использования. Были переделаны многие разделы и включены новые. Обилие текста было заменено графическими элементами (интерактивными элементами и картинками) для удобного поиска нужной информации. Также появились виджеты сообществ (Вконтакте и Инстаграм), благодаря которым посетителей быстро перенаправляют на страницы социальных аккаунтов компании. Также нами была запущена рекламная компания в Яндекс Директе. В результате мы получили, за 30 дней 943 перехода на сайт.
2) Проведена оценка эффективности использования современных маркетинговых технологий для управления конкурентоспособностью в ООО «Дискавери». Проследить результат продвижения в Яндекс Директе можно с помощью встроенных в самом сервисе инструментов. Согласно данным Яндекс Метрики количество переходов на сайт по рекламе составляет 35 % от общего количества посетителей. С помощью Яндекс.Метрики удалось выяснить, что по сравнению с предыдущим месяцами (период с конца февраля по конец мая) количество посетителей выросло на 25 %, а количество новый посетителей 26 %.
Также мы сравнили показатели продажи туров за исследуемый в работе период. После внедрения предложенных рекомендаций, а именно в апреле и мае значительно (на 15 %) увеличились продажи заграничных туров и туров по России, а также автобусных туров. Что может говорить о эффективности рекламной политики.
Литература:
- Пантявина М. А., Толстых Т. О. Вопросы повышения конкурентоспособности предприятий в сфере туризма// Вестник Воронежского института высоких технологий. — 2017. — № 4 (23). — С. 226–229.
- Рожков, И. В. Информационные системы и технологии в маркетинге [Текст] / И. В. Рожков. — М.: Русайнс. — 2014. — 196 с.
- Зобова Е. В., Морева С. Н., Яковлева Л. А. Специфика маркетинговых исследований в туризме// Социально-экономические явления и процессы. — 2017. Т. 12. — № 3. — С. 51–57.