К вопросу о воспитании детей из неблагополучных семей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (260) май 2019 г.

Дата публикации: 02.06.2019

Статья просмотрена: 85 раз

Библиографическое описание:

Юрьева, Л. А. К вопросу о воспитании детей из неблагополучных семей / Л. А. Юрьева, Я. С. Кирьянова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 22 (260). — С. 469-472. — URL: https://moluch.ru/archive/260/59705/ (дата обращения: 16.11.2024).



С незапамятных времен существует проблема взаимоотношений родителей с детьми, и, пожалуй, самый болезненный ее аспект — появление отклонений в поведении детей в так называемых неблагополучных семьях. Иногда нарушения (к примеру, слабый, нервный ребенок) перерастают в такие формы, когда всем и в первую очередь родителям, становится очевидной необходимость обратиться за помощью к специалистам.

В настоящее время можно считать установленным: в большинстве случаев фактором возникновения подобных психологических расстройств являются неадекватные, неправильные взаимоотношения в семье в целом и родителей с ребенком- в частности. Нередко характер расстройства поведения ребенка заставляет родителей обращаться к психиатру, неврологу, и в ряде случаев это приносит облегчение. Но коль скоро речь идет о психогенных расстройствах, причина которых кроется в отношениях ребенка с внешним миром, то можно утверждать, что нарушения имеют психологический характер.

Один из самых значимых факторов развития характера ребенка-дошкольника, когда формируются базовые черты его личности, первичные формы связей и отношений с внешним миром, воспринимаемые преимущественно через отношения с близкими взрослыми — это его семья. Развитие психологических знаний, данные, полученные от наблюдений и обработки информации, указывают на существование достаточно тесной связи между неадекватными формами взаимодействия в семье и развитием психогенных расстройств у ребенка. Важным является тот факт, что ребенок способен воспринимать не только сообщения, т. е. отношения, адресованные непосредственно ему, но и улавливать, конечно, интуитивно, эмоционально, на неосознанном уровне, нюансы взаимоотношений между взрослыми. А это может отразиться на его восприятии мира.

Кроме того, видимо, родители иногда склонны проецировать, переносить (вымещать) собственные трудности отношений с действительностью на отношения с ребенком, что так же оказывает нежелательное патогенное воздействие. В настоящее время можно говорить о наличии связи между тем или иным типом воспитания и формированием определенных личностных расстройств (в данном случае термин «воспитание» охватывает весь круг взаимоотношений взрослых с ребенком).

Как в отечественной, так и в зарубежной науке предпринимались попытки классифицировать типы воспитания, которые приводят к болезненным или асоциальным реакциям. Прежде всего выделяется воспитание по типу вседозволенности, гиперопеки. Гиперопека, или гиперпротекция, — многократно исследовавший тип воспитания, чаще всего встречающийся со стороны матери. Основные проявления гиперпротекции:

– неспособность матери отпускать ребенка от себя, в том числе и избыточный физический контакт, например, длительное кормление грудью;

– так называемая инфантилизация, т. е. стремление видеть в относительно большом ребенке маленького или младше, чем он есть на самом деле;

– препятствование формированию социальной зрелости и независимого поведения.

Гиперопека проявляется в двух полярных формах: мягкой, потворствующей, и жесткой, доминирующей. Первая форма, употребляемым названием которой порой является «баловство», часто приводит к формированию демонстративных черт личности и истерического невроза, вторая- к развитию психастенического типа личности, т. е. человека, склонного к постоянным сомнениям, неуверенного в себе.

С помощью теста, нами было выделено сначала два, а затем три преимущественно определяющих фактора воспитания в семье. Другими словами, тип семейного воспитания обладает по крайне мере такими основными переменными характеристиками: фактор принятия- непринятие ребенка (тип контроля жесткий, ограничительный, свобода) и фактор тревоги- спокойствия (от спокойного отчуждения до тревожного эмоциональной включенности).

Так же на основании различных показателей и различных комбинаций формируются и типы воспитания. Так, воспитание, характеризующееся теплым отношением при сильном ограничении свободы поведения, формирует у ребенка такие черты личности, как зависимость, подчиняемость, недружелюбие, а у мальчиков- сильную зависимость о существующих правил. Сочетание жесткого контроля с малой степенью принятия ребенка, вплоть до его отвержения, формирует застенчивость, конфликтность поведения, в частности в отношениях со сверстниками, слабое принятие роли взрослого, а у мальчиков- тенденции к самообвинению.

Теплое отношение в сочетании с достаточной свободой обуславливает активность, социальную адекватность, социально приемлемое выражение порицаемых импульсов, дружелюбие, облегчает принятие роли взрослого. И наоборот, неприятие и предоставляемая свобода — это подчас формирование асоциальных типов поведения (неспособность подчиняться, максимальная агрессивность).

Чтобы иметь возможность контролировать нежелательные влияния на формирование здоровой личности ребенка, его психики, недостаточны знания о тех или иных связях между отдельными проявлениями. Важно знать по меньше мере два момента:

– что происходит с ребенком; каким образом отношения в семье и непосредственно с ним влияют на его восприятие мира, формирование его личности в целом и появление конкретных поведенческих реакций;

– чем обуславливается стиль взаимоотношений с ребенком со стороны родителей; как возникают неадекватные стереотипы взаимодействия в семье.

Иногда людям гораздо легче обвинять кого- либо в недостатках, чем признавать эти качества у себя. Или более удобно наделять другого человека свойствами, схожими со своими, и хвалить его вполне «бескорыстно».

Неправильный тип взаимодействия с ребенком возникает тогда, когда одной из таких ролей наделяют младшего члена семьи. Не сформировавшись еще как личность, не достигнув определенного уровня самосознания, а поэтому в значительной мере поддаваясь внешним воздействиям, этот малыш с большей степенью вероятности может включаться в подобную структуру отношений, что налагает серьезный отпечаток на его формировании.

Другой весьма распространенный способ анализа отношений в семье — это подход, основанный на принципе интеракционизма. Иными словами, единицей анализа становятся отдельные акты взаимодействия между членами семьи. Приведем примеры, которые одновременно дают другое понимание сказанного выше. В семье, состоящей из трех членов (родители и ребенок- дошкольник), между родителями вспыхнула ссора. Накал остроты со временем спал, но обе стороны- отец и мать- остались неудовлетворенными. Предположим, что вскоре малыш обратился с какой- то просьбой к родителям. В спокойной обстановке взрослые, разумеется, нашли бы способ уладить это дело. Однако из-за сложившейся ситуации кто-то из них просто накричал на ребенка или довольно резко отреагировал на его просьбу.

Предположим другое: между родителями ссора- не единичное явление. Взаимоотношения характеризуются как довольно травмирующий конфликт. И тогда, если они не могут правильно, открыто разрешить проблемы в своих отношениях, постоянное раздражение может вылиться наружу по какому-нибудь незначительному поводу (всем известно состояние напряжения, когда любая мелочь вызывает необычно сильную реакцию). Если родители не хотят, чтобы скрытый конфликт перерос в открытую ссору, то порой они срываются на ребенке. Это удобный способ разрядки своего напряжения, поскольку сын или дочь до некоторых пор существо безответное, да и к тому же они всегда могут делать что-нибудь не так, как хотелось бы отцу или матери. Одновременно поведение ребенка дает возможность родителям (одному или обоим) перенести энергию своего недовольства друг другом на воспитание ребенка. Т, как результат, ребенок, обидевшись, а иногда и нагрубив впервые, привыкает неадекватно реагировать на неадекватное обращение. Вот и возникают проблемы. Трудности поведения, так образуется порочный стереотип взаимодействия между членами семьи.

Описанные подходы исходят из совершенно разных положений и отличаются с точки зрения не только используемых понятий, но и структуры анализа. Однако результат по своей сущности оказывается одинаковым. В большинстве случаев причина возникающих в поведении ребенка трудностей кроется в неправильном, неестественном взаимодействии с ним в ненормальных взаимоотношениях в семье в целом. Поведение родителей должно быть естественным и соответствовать целям воспитания, должно быть адекватным и гибким.

Требованием адекватности означает: поведение родителей по отношению к ребенку должно соответствовать не только его индивидуальности (возможностям, темпераменту, характеру), потребностям и интересам, но и состоянию малыша в каждый момент. Иначе говоря, в любой более или менее сложной ситуации, требующий принятия решения относительно поведения, родители должны учитывать состояние ребенка (утомление, возбуждение, заинтересованность), его естественные потребности, возможность контроля собственного состояния, т. е. стараться, чтобы трудности и проблемы не сказывались на ребенка.

Требование гибкости подразумевает способность изменять собственное поведение родителей в соответствии с состоянием ребенка, с изменением его потребностей, происходящих с возрастом (восприятия, понимания и т. д.). гибкость поведения родителей может до некоторой степени служить свидетельством их нормальной, естественной позиции. Гибкость поведения родителей обеспечивает постоянную коррекцию и, следовательно, сохраняет адекватность.

Одна из первостепенных задач каждого родителя- вырастить здорового человека. А это возможно только при достаточно полном, разумном использовании природных задатков ребенка, особенностей его характера. Задача взрослого- понимать своего ребенка, направлять его развитие, а не прививать собственные черты, удовлетворять собственное желание.

Выполнение указанных требований- залог нормальных, естественных, здоровых отношений родителей к детям (как, впрочем, и к любому другому человеку). Однако для их претворения в жизнь потребуется огромное терпение, внимание, желание понять ребенка и — в не меньшей степени — себя.

Литература:

  1. Латушко Е. В. Типы семейного воспитания детей с нарушениями.- URL: https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2013/01/11/tipy-semeynogo-vospitaniya (дата обращения: 11.01.2013)
  2. Спесивцева О. Интернет как агентсоциализации ребенка в современных реалиях.- URL: http://thewallmagazine.ru/internet-as-an-agent-of-socialization-of-the-child-in-todays-realities/
  3. Шуверова И. И. Формирование общей культуры личности детей в семье.URL:http://www.detsadik36.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=50:2017–11–11–18–07–18&catid=6:pearens&Itemid=23
  4. Консультация. Ребенок и родители. Некоторые аспекты воспитания детей в семье.- URL: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/doshkolnoe-obrazovanie/rabota-s-roditeljami/16745-konsultacija-rebenok-i-roditeli-nekotorye-asp.html
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, семья, тип воспитания, большинство случаев, внешний мир, восприятие мира, гибкость поведения родителей, поведение родителей, теплое отношение.


Задать вопрос