Ключевые слова: защита внутреннего рынка, таможенные инструменты, регулирование внешнеэкономической деятельности, защитные меры, виды ставок таможенной пошлины, защитная функция таможенных органов, фискальная функция таможенных органов.
В условиях активной глобализации стоит вопрос о защите отечественного производства на внутреннем рынке. Для поддержания здорового баланса импорта и экспорта и, как следствие, экономики страны, необходимо использовать таможенные инструменты. На сегодняшний момент таким инструментом является Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза, регулирующий внешнеэкономическую деятельность путем установления ставок таможенных пошлин на ввоз и вывоз товаров с территории и на территорию ЕАЭС.
Выделяют три вида ставок таможенных пошлин:
- Адвалорная ставка — ставка таможенной пошлины, начисляемая в процентах к таможенной стоимости товара.
- Специфическая ставка — ставка таможенной пошлины, взимаемая с веса, объема, штуки товара.
- Комбинированная ставка — объединяет в себе адвалорную и специфическую ставки. [1]
Сегодня, в условиях большого объема товарооборота, регулирование внутреннего рынка, за счет ставок, малоэффективно, поэтому дополнительно применяются меры торговой защиты, такие как: антидемпинговые, компенсационные и защитные.
Антидемпинговые меры включают в себя комплекс мероприятий, направленных на противодействие искусственному занижению центы товаров. Компенсационные — меры по ограничению импорта товара, субсидируемого иностранным государством, защитные меры применяются в отношении товаров, которые могут нанести серьезный экономический вред отрасли или промышленности.
Применение таких мер, в отношении товаров, импортируемых в страны-челны ЕАЭС, многократно увеличивают ставку пошлин, подлежащих к уплате (так ставка антидемпинговой пошлины на отдельные виды товаров может достигать до 41,5 % от их таможенной стоимости). За счет этого значительно сокращается объем импорта отдельного товара и повышается конкурентоспособность товаров отечественного производства.
Мониторинг внешней и внутренней среды рынков привел к разработке еще одной защитной меры — триггерной. Она уже применяется в торговых отношениях с Социалистической Республикой Вьетнам в соответствии со статьей 50 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и на основании статьи 2.10 Соглашения о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и Социалистической Республикой Вьетнам. [2]
Суть ее заключается в установлении ввозных беспошлинных лимитов в отношении чувствительных товаров, таких как мебель, обувь, легкая промышленность и пр. Как только объемы импорта выходят за рамки лимита, в отношении них применяются ставки ввозной таможенной пошлины, не превышающие ставки Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза.
В соответствии с принятым решением с 14 марта 2018 года Евразийским экономическим союзом начато применение триггерной защитной меры в отношении следующих двух категорий товаров, происходящих из Социалистической Республики Вьетнам и ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС с применением тарифных преференций в соответствии с Соглашением:
нижнее белье (коды 6107, 6108, 6207, 6208, 6212 ТН ВЭД ЕАЭС) — сроком на 9 месяцев;
детская одежда и принадлежности к детской одежде (коды 6111 20, 6111 30, 6111 90, 6209 ТН ВЭД ЕАЭС) — сроком на 6 месяцев.
Так, по данным таможенной статистики за отчетный период (январь-декабрь) 2017 года, объем импорта из Социалистической Республики Вьетнам составил 3323,8 млн. долл. США, в аналогичном периоде 2018 года объем импорта составил 3624,0 млн. долл. США. Прирост составил на 300,2 млн. долл. США или 9 %, что свидетельствует о положительной динамике взаимоотношения Социалистической Республики Вьетнам и стан членов ЕАЭС в рамках таможенного сотрудничества.
Из данных анализа мы видим, что номенклатура и охват триггерных мер уже достаточно большой и в дальнейшем он будет только расширяться. Но не стоит забывать о том, что применение всех защитных мер напрямую связаны не только с самим товаром, но и со страной происхождения товаров. На данный момент применение мер таможенного регулирования затрагивает не только товары, которые прямо или косвенно несут угрозу безопасности страны, ее экономическим интересам, отрасли или производству, а также затрудняют товарооборот товаров, аналогичных тем, в отношении которых установлены данные меры.
Проверка документов соответствия происхождения товаров (декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара) несут за собой затраты времени и материальные издержки участников внешнеэкономической деятельности. Поэтому необходимо унифицировать применение мер в отношении однородных товаров и разработать концепцию применения защитных мер таможенного регулирования с учетом набора индикаторов риска, корректно используемых в отношении товаров, пересекающих границу ЕАЭС.
Таким образом, можно сказать, что таможенное регулирование обеспечивает защиту внутреннего рынка стран членов ЕАЭС за счет регулирования ставок таможенных пошлин, применения мер таможенного регулирования и применения иного контроля. Каждый из этих инструментов имеет в своем распоряжении целый кластер аналитической и прикладной базы, на основании которой реализуется защитная и фискальная функции таможенных органов.
Литература:
- Таможенный кодекс Евразийского экономического союза.
- Соглашение о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и Социалистической Республикой Вьетнам.