В статье представлена структура процесса обучения в вузе как пространство для формирования положительного отношения к профессиональной педагогической деятельности, рассматривается модель образовательного процесса вуза, ориентированная на формирование положительного отношения к профессиональной педагогической деятельности.
Ключевые слова: процесс обучения, структура процесса обучения, компоненты процесса обучения, педагогический вуз.
Keywords: the learning process, the structure of the learning process, the components of the learning process, pedagogical University.
Проблема формирования положительного отношения будущих педагогов к профессиональной деятельности актуальна в наши дни. Ее злободневность объясняется потребностью вузов в подготовке профессиональных кадров, активизированной запросом государства, и недостатком специалистов, работающих по полученной в образовательном учреждении профессии.
В работе перед нами стоят следующие задачи:
– охарактеризовать структуру процесса обучения в педагогическом вузе как пространство для формирования положительного отношения к профессиональной педагогической деятельности;
– представить модель образовательного процесса вуза, ориентированную на формирование положительного отношения к профессиональной педагогической деятельности.
Работа построена в следующей последовательности:
– выявление инварианта структуры процесса обучения на основе анализа авторских концепций;
– определение структуры процесса обучения, адекватной задачам формирования положительного отношения к профессиональной педагогической деятельности.
Источниками выступает научная литература (психологическая и педагогическая) и нормативно-правовые акты (Федеральный государственный образовательный стандарт).
Анализ подходов к трактовке «процесс обучения» известных дидактов (В. И. Загвязинский [2], И. Я. Лернер [3], Ю. К. Бабанский [4], П. И. Пидкасистый [5]) позволил сделать вывод о существовании в перечне компонентов процесса обучения инваринта. Неизменяемыми являются четыре компонента — целевой (цели, задачи обучения), личностный (педагог, ученик), содержательный (содержание образования) и операционно-деятельностный (методы, формы, средства обучения). Их мы рассмотрим в аспекте формирования положительного отношения к деятельнгости.
Целевой компонент процесса обучения основывается на «общечеловеческих идеалах, национальных традициях, социальном заказе общества и государства в конкретных условиях и общественно обусловленном содержании образования» (В. И. Загвязинский) [2, с. 92].
Цель обучения в педагогическом вузе в авторских концепциях раскрывается как «формирование педагога-профессионала с инновационным типом мышления, с развитой мировоззренческой культурой, с этическим отношением к миру» (Е. В. Бережнова) [1, с. 5]; «формирование компетентно-развитой личности современного постиндустриального информационного общества» (Н. В. Ронжина) [7, с. 54]; «развитие педагогической направленности личности студента и формирование его готовности к работе в учебно-воспитательных учреждениях» (С. Ю. Сенатор, Э. И. Сокольникова) [9, с. 60].
Е. В. Бережновой под целью обучения понимает формирование «профессионала» в педагогической сфере. Современные исследователи пофессионализм зачастую связывают с понятием «компетенция». В трактовке Н. В. Ронжиной также производится акцент на наличие компетенций.
Под компетенцией будем понимать совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним (А. В. Хуторской) [10, с. 113].
Наличие в содержании цели обучения компетенций является результатом реформирования современной системы высшего профессионального образования, присоединения России к Болонскому соглашению.
Требования к образовательному процессу и будущему специалисту педагогического вуза изложены в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования «44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» [8].
Для определения содержания цели обучения в педагогичечком вузе нами был проведен анализ компетенций, которыми должен обладать молодой учитель. Для того, чтобы определить, предполагает ли цель обучения в современном педагогическом вузе развитие положительного отношения к деятельности, компетнции были сопоставлены с компонентами положительного отношения к педагогической деятельности, определнными в первом параграфе магистерской диссертации [6, с. 20].
В качестве ключевой профессиональной компетенции обозначено «осознание социальной значимости своей будущей профессии» [8]. Данная компетенция является показателем эмоционально-оценочного компонента положительного отношения к профессиональной педагогической деятельности.
Согласно перечню ФГОС, молодой специалист должен «обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности» [8]. Эта компетенция является предпосылкой возникновения интереса к профессии.
Остальные компетенции заключаются в наличии специфичных «способностей» и «готовности» выпускника, то есть предполагают волевой компонент отношения. В качестве предпосылки волевых проявлений выступают имеющиеся у выпускника знания (когнитивный компонент).
Таким образом, цель обучения в современном педагогическом вузе предполагает развитие у молодого специалиста компетенций, предусмотренных спецификой обучения педагогической деятельности, направленных на формирование положительного отношения к профессиональной деятельности.
Цель обучения, сформулированная на основе ФГОС, частично ориентирована на формирование положительного отношения к деятельности. Если под целью обучения понимать исключительно формирование положительного отношения к профессиональной педагогической деятельности, перед нами будет стоять ряд задач:
1.Обеспечить учащихся знаниями основных характеристик, законов и принципов педагогической деятельности, способов деятельности с учениками, а также развить устойчивые представления о собственных талантах, способностях, предпочтениях и возможностях;
2.Развить у учащихся готовность осуществления профессиональной деятельности на основе полученных знаний (деятельностно-волевой компонент);
3.Развить у учащихся осознание личной и социальной значимости профессии, перспективы деятельности (эмоционально-оценочный).
Содержательный компонент процесса обучения.
Можно выделить следующие компоненты содержания образования: «когнитивный опыт личности, опыт практической деятельности, опыт творчества и опыт отношений личности» [3, с. 83].
Содержательная сторона обучения в высшей школе определяется характером будущей профессиональной деятельности учащегося и находит отражение в программах и учебных дисциплинах конкретного вуза.
В любом педагогическом вузе должны быть дисциплины, направленные на развитие общекультурных, общепрофессиональных и специальных компетенций.
Содержание обучения должно наполняться личностным смыслом и значением для ученика, способствовать эмоциональной окрашенности материала. Для этого в процессе обучения могут быть использованы знаимые для студента ситуации, литературно-исторические аналоги и примеры из профессионального опыта педагога [6].
Операционно-деятельностный компонент процесса обучения. К компоненту относится сочетание инструментов реализации цели, то есть способов обучения (технологий, методов, средств, форм).
В аспекте формирования положительного отношения к деятельности эффективно использование следующих способов:
– частично-поисковый и исследовательский методы (по классификации И. Я. Лернера и М. Н. Скаткина) [3, с. 55], способствующих формированию деятельностно-волевого и когнитивного компонентов, то есть «творчества и самостоятельности освоения материала», «формирование знаний и представлений студентов о собственных способностях и предпочтениях».
– интерактивные технологии (имитации профессиональной деятельнсоти, то есть ролевые и деловые игры, технология решения конкретных задач). Представленные технологии позволяют максимально приблизить процесс обучения к условиям деятельности в образовательном учреждении, что позволяет развить компетентность студента, способствует псотроению профессиональных планов.
– методы стимулирования и оценки педагогом результатов деятельности познавательной деятельности студента (создание «ситуаций успеха», справедливая оценка, заслуженная похвала и пр.), что способствует «активному проявлению субъектом положительных эмоций».
– нестандартные формы обучения (экскурсия, конференция и пр.), гармоничное соотношение аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) деятельности и целесообразное использование технических средств обучения (медиа- и аудио-).
– вовлечение в учебный процесс профессионалов педагогической сферы. Так, для формирования эмоционально-оценочного и деятельностно-волевого компонентов, выраженных в осознании «перспективы деятельности» и «наличия профессиональных планов», требуется повышение уровня знаний о специфике и перспективах деятельности, о возможностях рынка труда в регионе. Для этого, согласно ФГОС, в процесс обучения в качестве внешних экспертов и ораторов «должны активно привлекаться работодатели, преподаватели» [10].
На основе представленных компонентов процесса обучения, будет разработана теоретическая модель обучения в вузе в аспекте формирования положительного отношения к профессиональной педагогической деятельности.
Литература:
- Бережнова Е. В. Возможности и границы проявления субъектности в педагогическом исследовании / Е. В. Бережнова // Современные проблемы педагогики / Гл. ред. В. В. Краевский. — Краснодар: Изд-во КубГУ, — 2006.
- Загвязинский В. И. Педагогическая инноватика: проблемы стратегии и тактики: монография / В. И. Загвязинский, Т. А. Строкова. — Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та. — 2011. — 174 с.
- Лернер И. Я. О методах обучения / И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин. — М.: Советская педагогика. — М., 1973.
- Об актуальных проблемах совершенствования обучения в общеобразовательной школе / Бабанский Ю. К. // Советская педагогика. — 1980. — № 3.
- Педагогика. Учеб. пособие для студентов. / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: РИА, 1996.
- Равская А. Н. Формирование положительного отношения к профессии у будущих педагогов (ступень бакалавриата) / А. Н. Равская. — Хабаровск. — 2019.
- Ронжина Н. В. Профессиональная педагогика: теория, методология, практика: монография / под науч. ред. Г. М. Романцева. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2014. — 227 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования «44.03.05 Педагогическое образование» / М-во образования и науки Рос. Федерации // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.osu.ru/docs/fgos/vo3++/44.03.05_Pedagog_obr_2_profilya.pdf (дата обращения: 05. 04. 2019)
- Формирование конструктивных умений у студентов педагогического профиля при обучении педагогике в вузе / С. Ю. Сенатор, Э. И. Сокольникова // Педагогика и психология образования. — 2014. — с. 59–63.
- Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: монография / А. В. Хуторской. — М.: УНЦ ДО, 2005. — 222 c.