При попытке дать точное определение социального интеллекта ученые- психологи сталкиваются с различными и значительными трудностями. С тех пор как в науке впервые была выдвинута концепция социального интеллекта, внимание к этому понятию постоянно менялось, стремились понять специфику данного феномена, предлагали различные пути его изучения, выделяли разные формы интеллекта. [1]
Актуальность обусловлена тем, что развитие социального интеллекта необходимо для овладения индивидом регуляцией поведения во взаимодействии с окружающими людьми, успешной адаптации к межличностным взаимоотношениям и социализации в целом. Особенно в подростковом возрасте.
Для оценки развития социального интеллекта использовалась методика, основанная на популярной модели Д. Гоулмана, в которую входит 5 главных аспектов: эмпатия, мотивация, самопознание, саморегуляция, социальные навыки. В данной работе нами была поставлена задача определить социальный интеллект в двух возрастных группах подростков (5 (n=78) и 11 (n=54) классы), с использованием данной методики. [2]
Возрастной диапазон варьируется в младшей группе от 10 до 12 лет, а в старшей от 16 до 18 лет.
Результаты представлены на рисунках 1–4.
Рис. 1. Уровень самосознания у обеих исследуемых групп
У половины детей высокий уровень самосознания и, несмотря на высокий показатель низкого результата, большинство учеников осознают свои мотивы и потребности.
Рис. 2. Уровень саморегуляции обеих исследуемых групп
У детей помладше высокий показатель преобладает над средним и низким показателями.
Значение высокого и низкого показателей саморегуляции примерно одинаковы, но при этом детей с низким показателем все же больше, что говорит плохой способности управлять своими эмоциями.
В младших классах большинство детей способно управлять своими эмоциями. Данный результат обуславливается тем, что люди с возрастом становятся более восприимчивы к каким-либо высказываниям в свой адрес, т. к. лучшее понимают их смысл.
У 11 и 5 классов уровень эмпатии, в большинстве случаев, достаточно высокий, что говорит о их умении ставить себя на место других, учитывать чувства людей.
Рис. 3. Уровень взаимодействия обеих исследуемых групп
У старших классов уровень взаимодействия с людьми достаточно низкий, что говорит о не совсем доброжелательном интересе к людям.
У большинства детей выражен средний показатель доброжелательности к другим людям, особенно их возраста.
Рис. 4. Уровень мотивации обеих исследуемых групп
В старших классах половина учеников чувствует себя мотивированными в чем-либо, большинство умеют ставить перед собой цели и их достигать
В младших же классах почти все дети получают желаемое и доходят до конца, если это касается каких-либо их целей.
Главным критерием успешного социального взаимодействия результаты показали: самосознание как у младших, так и у старших подростков, а также способность управлять своими эмоциями. [3–5]
Анализируя результаты 11 и 5 классов, можно заметить, что объединяющий компонент коммуникативного взаимодействия является умение ставить перед собой цели и достигать их, за счет этого повышается уровень потребностей, а также увеличивается желание узнать других людей.
На основании проведенного исследования можно сделать вывод о том, что социальный интеллект в подростковом возрасте имеет успешное социальное взаимодействие.
В заключение, можно добавить, что важно работать над собой, так как человек с высоким уровнем социального интеллекта, умеет мотивировать себя и разбираться в собственных эмоциях. [6–7]
Литература:
- Баширов, И. Ф. Социальный интеллект как фактор успешности профессиональной деятельности военного психолога: дис. канд. психол. наук. — М., 2006. — 181 с.
- Белова, С. С. Вербализованный и невербализованный компоненты социального интеллекта: дис. канд. психол. наук. — М., 2004. — 22 с. Михайлова (Алешина), Е. С. Методика исследования социального интеллекта. Руководство по использованию. / Е. С. Михайлова (Алешина). — СПб.: ГП «Иматон», 1996. — 50 с
- Белинская, Е. П., Тихомандрицкая, О. А.: Социальная психология. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов. М: Аспект Пресс, 2003.— 475 с.
- Биркенбил, В.: Язык интонации, мимики, жестов. — С.-П.: «Питер», 1997. — 176 c.
- Бороздина, Г. В.: Психология делового общения.- М.: «Деловая книга»., 1998. — 247 с. Глава V. Невербальные особенности в процессе делового общения.
- Горелов, И. Н.: Невербальные компоненты коммуникации. — М.: «Наука», 1980. — 238 с.
- Конецкая, В. П.: Социология коммуникации. — М.: МУБУ, 1997. — 164 с.