Проблемы внедрения системы маркировки товаров | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №22 (260) май 2019 г.

Дата публикации: 29.05.2019

Статья просмотрена: 1712 раз

Библиографическое описание:

Саврико, И. В. Проблемы внедрения системы маркировки товаров / И. В. Саврико. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 22 (260). — С. 348-349. — URL: https://moluch.ru/archive/260/59735/ (дата обращения: 18.12.2024).



Под системой маркировки товаров понимается комплекс мероприятий по идентификации единицы товара с помощью нанесения средства идентификации или контрольного (идентификационного) знака, в целях обеспечения прослеживаемости товаров при их движении по товаропроводящей сети [1].

Первопроходцем в использовании маркировки товаров в России стала ФНС — в 2016 году был проведен эксперимент по маркировке товаров из меха. Успех данного нововведения (количество меховых изделий, появившихся на рынке, выросло в 13 раз, а реализация в розницу — в семь раз) позволил расширить сферу данной реформы и ввести обязательную маркировку на алкогольную продукцию, провести ряд экспериментов, в том числе с лекарствами, ювелирными украшениями, изделиями из драгоценных камней и металлов. С 2019 года планируется начать обязательную маркировку табачной продукции, обуви, духов и ряда других товаров. К 2024 году маркировка должна быть распространена на все товарные группы. Мониторинг за оборотом товаров, подлежащих маркировке, будет осуществлять Центр развития перспективных технологий. [2]

Внедрение маркировки товаров, безусловно, очень важная и значимая инициатива законодателя. Благодаря применению уникальных цифровых кодов снизится доля «серых» товаров в обороте, что приведет к росту налоговых поступлений. Маркировка выгодна как для производителей, так и для покупателей, поскольку она поможет избавить производителей от недобросовестной конкуренции, очистить рынок от подделок, сделать его прозрачным, защитит брэнды, а для потребителей будет служить подтверждением легальности товара, своеобразным знаком качества.

Эффективная практическая реализация внедрения данной системы обеспечивается административной и уголовной ответственностью за нарушение правил маркировки — Статья 15.12. КоАП Производство или продажа товаров и продукции, в отношении которых установлены требования по маркировке и (или) нанесению информации, без соответствующей маркировки и (или) информации, а также с нарушением установленного порядка нанесения такой маркировки и (или) информации и статья 171.1 УК РФ Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

В рамках практического осуществления проекта маркировки товаров можно увидеть внедрение цифровых технологий. В частности, разработан Национальный каталог товаров, в котором содержится информация по всем маркированным товарным категориям. Данные из каталога будут использоваться в ОФД и в розничных сетях для контроля операций по этим товарам.

Для того, чтобы в полной мере защитить интересы потребителей, были разработаны приложения «Проверка маркировки товаров» и «Честный знак», которые позволяют проверить легальность приобретаемого (приобретенного) товара, а также сообщить о нарушении. Оценить их эффективность можно, зайдя на сайт для скачивания данных приложений, и проанализировав отзывы пользователей. Несмотря на общую низкую оценку — 1,8 из 5 у «Проверки маркировки товаров» и 2,9 из 5 у «Честного знака», приложения отвечают всем необходимым критериям, и в целом, устраивают потребителей. Однако, среди основных недостатков можно выделить «неудобную авторизацию», «отсутствие некоторых товаров в приложении».

Несмотря на все радужные перспективы, нельзя не упомянуть о проблемных аспектах внедрения маркировки, среди которых можно выделить денежные затраты. По оценке ассоциации производителей детского питания «Русбренд», расходы производителей детского питания на организацию системы маркировки и прослеживаемости составят 13,5 млрд руб. В результате дополнительные расходы для потребителей на ребенка от 0 до 1,5 года составят около 500 руб. в месяц (исходя из меню, рекомендованного ФГБУН «ФИЦ Питания и биотехнологий» для детей раннего возраста) или 3 % от среднемесячного пособия по уходу. [3]

Президент Союза производителей безалкогольных напитков и минеральных вод (СПБН) и Российского союза производителей соков (РСПС) отметил, что введение маркировки, по подсчетам двух союзов, может обойтись российским производителям соков и безалкогольных напитков в 30–40 млрд руб. Кроме того, «для мелких игроков (а их в индустрии 90 %, причем на их долю приходится около 50 % производства безалкогольных напитков и соков) такие затраты могут быть непосильны и приведут к банкротству». [3]

Среди проблемных аспектов можно выделить также увеличение нагрузки на информационные системы (проблема технического взаимодействия с ЦРПТ, поиск IT-решений для передачи информации), проблему качества контрольного (идентификационного) знака (некачественная полиграфия и высокий процент брака RFID чипов). [4]

Таким образом, внедрение системы маркировки является трудоемким и сложным процессом, который уже сталкивается с первыми проблемами практической реализации. Чтобы сделать маркировку эффективным инструментом учета и контроля оборота товаров, необходимо провести корректировку нормативно-правовой базы, предотвратить банкротство мелких производителей и рост цен, осуществить интеграцию информационных систем контролирующих органов, усовершенствовать мобильные приложения для самостоятельной проверки товаров потребителями. Несомненно, все эти инициативы будут зависеть от грамотного применения современных цифровых технологий и эффективного взаимодействия всех субъектов системы маркировки товаров.

Литература:

  1. Распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2018 г. № 2963-р «Об утверждении Концепции создания и функционирования в РФ системы маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров»
  2. Как будет работать единая система для борьбы с нелегальным товарооборотом // http://www.cnews.ru/. URL: http://www.cnews.ru/articles/ 201827_kak_budet_rabotat_edinaya_sistema_dlya_borby_s_nelegalnym_tovarooborotom (дата обращения: 13.04.2019).
  3. Производители предупредили о росте цен на детское питание и лимонад // https://www.rbc.ru/. URL: https://www.rbc.ru/business /20/05/2019/5ce280799a79471839341bb0 (дата обращения: 26.05.2019).
  4. Государственная информационная система маркировки товаров // http://www.tadviser.ru/. URL: http://www.tadviser.ru/index.php/ Статья: Государственная_информационная_система_маркировки_товаров (дата обращения: 13.04.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): RFID, детское питание, маркировка, нанесение информации, обязательная маркировка, товар.


Задать вопрос