Статья посвящена такой актуальной теме бюджетной политики, как муниципальные бюджеты. Также рассмотрены направления совершенствования системы бюджета муниципального района и выделение роли муниципальных бюджетов в реализации государственной финансовой политики на примере сельского поселения «Хохотуйское».
Ключевые слова: бюджет, бюджетная политика, финансы, сельское поселение, местное самоуправление.
В настоящее время, в условиях современного состояния экономики России, усиливается роль исполнительной ветви власти, то есть государственных исполнительных органов, а также растет значение финансовых механизмов в экономической системе. Исполнительные органы призваны реализовывать управление государством в соответствии с основным его законом — Конституцией РФ. В этом свете особо острые проблемы проявились в области муниципальных бюджетов, так как взаимосвязь между центрами и регионами, между регионами и между хозяйствующими субъектами осталась неизменной. Важно, что в этих условиях острота многих противоречий между центрами и органами самоуправления регионов по вопросам планирования бюджетов не становится меньше, а наоборот, даже увеличивается. [1, 389]
Изученные материалы статистики и аналитики позволяют прийти к выводу, что основой таких противоречий в течение многих лет является разрыв между собственными доходами и расходами муниципальных органов власти, поскольку структура доходов местных бюджетов зависит от их налоговых поступлений.
Кроме того, нужно понимать, что межрегиональные расхождения обуславливаются экологическими, демографическими, экономическими, природными и другими специфическими особенностями, которые складываются исторически и накладывают свой отпечаток на формирование финансовой базы местных бюджетов.
Бюджеты муниципалитетов — это основная экономическая база органов местного самоуправления и главный фактор реализации региональной стратегии. Бюджеты регионов фиксируют экономическую самостоятельность органов местного самоуправления, активизирует экономически-деловую активность региона, развивает инфраструктуру, развивает экономический потенциал. [2, 139]
Бюджет региона это основной канал получения результатов у общественного производства, которые затем направляются на общественное потребление. Через бюджеты регионов фонды потребления распределяются в социальном и территориальном разрезах, а кроме этого, местные бюджеты это один из главных инструментов осуществления на практике экономических и социальных программ не только региона, но и государства в целом.
Проанализируем состав и структуру бюджета муниципального образования сельское поселение «Хохотуйское» (далее сельское поселение) муниципального района «Петровск-Забайкальский район» за 2017–2018 гг. [3]
Таблица 1
Состав иструктура бюджета сельского поселения «Хохотуйское» за 2017–2018гг.
Статья |
2017 |
2018 |
Отклонение |
Всего доходов, в том числе |
293 525,59 |
313 668,01 |
+20142,42 |
налоговые и не налоговые |
119 607,97 |
146 465,15 |
+26857,17 |
безвозмездные поступления |
173 917,62 |
167 573,09 |
-6344,53 |
Всего расходов |
306 588,96 |
309 359,86 |
+2770,90 |
Дефицит (профицит) бюджета |
-13063,38 |
+4308,14 |
+1731,52 |
Таким образом, можно сделать следующие выводы: доходы бюджета возросли на 20142,42 тыс. руб., а расходы только на 2770,90 тыс. руб., что привело к профициту бюджета в сумме 4308,14 тыс. руб., в то время как дефицит сельского поселения составил 13063,38 тыс. руб.
Безусловно, как и в других регионах Забайкальского края, сельское поселение имеет проблемы и в уровне и в качестве жизни населения, что главным образом связано с недостаточностью его финансирования. Сдерживают развитие сельского поселения и ряд проблем в образовании (дисбаланс между количеством мест в школе и в ДОУ и количеством детей; отсутствие квалифицированных кадров и другие); в здравоохранении (недостаточное финансирование, количество койко-мест, дефицит медицинских кадров и так далее), в культуре, в области ЖКХ и прочих отраслях жизнедеятельности населения.
Таким образом, складывается ощущение отсутствия финансовых ресурсов у местных органов, которые бы позволили решить многие проблемы и поступательно развиваться сельскому поселению. Такая бюджетная политика, которая направлена на обеспечение расходов местных органов власти, а не на создание их доходов подтверждает свою несостоятельность.
Активную роль в расширении социальной деятельности должно играть государство, для чего необходимо разработать государственную социальную модель развития с привлечением предпринимателей, что позволит перейти к долгосрочному планированию преобразований поселения.
Еще одним достаточно интересным и реализуемым внебюджетным инструментом финансовой помощи можно назвать целевой капитал некоммерческих организаций — эндаумент, который может быть дополнительным источником пополнения бюджета отраслей социальной инфраструктуры.
Итак, последствия финансового кризиса обуславливают необходимость привлечения бизнеса к партнерским отношениям с государством, обеспечения совершенствования механизма договорного процесса между ними путем содействия заключения соглашений, и контроля их выполнения. Такая модель развития бюджетов регионов предложена с учетом зарубежного опыта и ее положительной реализации.
Литература:
1. Галустов, В. У. Совершенствование стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования / В. У. Галустов // Молодой ученый. — 2014. — № 3. — С. 388–392.
2. Петрова, Е. М. Планирование как основа управления муниципальным социально-экономическим развитием / Е. М. Петрова // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. — 2011. — № 28. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/planirovanie-kak-osnova-upravleniya-munitsipalnym-sotsialno-ekonomicheskim-razvitiem (дата обращения: 26.05.2019).
3. Официальный портал Забайкальского края. — URL: http://www.забайкальскийкрай.рф/documentation/ (дата обращения: 25.04.2019).