Каждый день совершаются множество покупок различных товаров, которые находят свое в договоре розничной купли –продажи. Данный договор выступает финансовой правовой основой, сквозь которую опосредуются процессы обращения товаров в сферу потребления.Следовательно, из-за некой массовости и популярности среди иных договоров купли-продажи, именно договор розничной купли-продажи является самым нестабильным и часто оспариваемым. Явление нестабильности явно выражается на практике. Все чаще встречаются случаи нарушения прав потребителей.
Ключевые слова: договор купли-продажи, защита прав потребителей, гражданское законодательство, товары, услуги.
Институт защиты прав потребителей имеет давнюю и, наполненную спецификой, историю своего становления.
Проведем исторический экскурс, и на опыте разных стран выявим особенности и значение данного института для сегодняшнего общества.
В 1775 году в Штате Массачусетс США был организован первый протест потребителей. Содержание данного протеста крылось в недоброкачественном исполнении продавцом своих обязанностей, а именно, в продаже покупателям плохой пиццы. В решении данной ситуации посодействовал и вынес решение судебный орган, приговоривший продавца к позорному столбу. Кроме того, апелляционный суд Нью-Йорка вынес решение, согласно которому производитель, допустивший небрежность при экитировании лекарственных препаратов, привлекался к ответственности. Специфика такой особенности заключалась в том, что не зависела от того, состоял ли продавец с покупателем в договорных отношениях или нет [1, c. 22].
Вышеуказанные примеры свидетельствуют о первой практике защиты потребителями своих прав. При вынесении решений судебный орган в лице судьи руководствовался внутренними убеждениями и практикой иных стран, так как непосредственно выработанного законодательства о защите прав потребителей не было. Ведь создание специализированной нормативно-правовой базы в части законодательства о защите прав потребителей было дело времени. И уже в середине двадцатого столетия развитие законодательства в данных отношениях пошло вверх, приобрело некую целостность. Законодательное закрепление прав потребителей получили многие страны Западной Европы и США.
Что же касается Соединенных Штатов, то тут можно отметить, что предпосылкой для возникновения законодательства о защите прав потребителей послужило выступление Президента Дж. Кеннеди. Своим выступлением на Конгрессе в начале 60-х годов XX столетия он выявил необходимость нормативно-правового закрепления в части, касаемых договорных отношений, для защиты прав покупателей, в свою очередь, нуждающихся в поддержке. Дж. Кеннеди рекомендовал принять нормативно-правовой акт и законодательно закрепить права потребителей и их защиту. В результате данного выступления, были сформулированы основные 4 принципа, которые стали постулатами современного законодательства о защите прав потребителей.
- Право на безопасность. Данный принцип подразумевает безопасность данного товара, и равно то, что данный товар не причинит никакого вреда, ни имущественного, ни морального.
- Право на информацию. Следуя данному принципу потребитель получает вместе с товаром всю необходимую, и, главное, достоверную информацию [2].
- Право быть услышанным.Данный принцип означает гарантию каждому покупателю искать, получать и распространять информацию.
- Право на здоровую окружающую среду. Сказанный принцип дает право каждому на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу.
В 1961 году Дж. Кеннеди сформировал Потребительский консультативный совет. Вместе с этим была утверждена должность помощника Президента по вопросам, касающихся защиты потребителей.
Однако, стоит отметить, что существенные изменения в части данного института коснулись не только Штатов. В конце XX столетия в странах Скандинавии были законодательно закреплены права потребителей и задекларированы в Законе «О защите прав потребителей». Основной целью, как и в других странах, ставилась защита потребителей от недобросовестных торговцев.
Что же касается Англии, то тут можно отметить, что в 1968 году был принят закон «О характеристике продукции». Чуть позже права потребителей были закреплены в законе «О справедливой торговле» и законе «О защите интересов потребителей» [1].
В конце XX века произошло создание «Консультативного комитета по защите прав потребителей». Создание данного комитета основывалось на деятельности Комиссии Европейского Союза и создавалось в рамках его деятельности. И уже в марте 1985 года Генеральная Ассамблея ООН одобрила принципы защиты интересов потребителей. Данные принципы послужили законодательной основой для принятия нормативно-правовых актов, касающихся вопроса защиты интересов потребителей, во многих странах. В этой связи примечателен тот факт, что, начиная с 1985 года, повсеместно 15 марта отмечается как Всемирный день защиты прав потребителей.
Если говорить об отечественном развитии института защиты прав потребителей и его законодательного закрепления, то можно сказать, что в Советском Союзе отсутствовал так называемый правовой акт, регулирующий подобного рода вопросы. Настоящим «переворотом» в сфере защиты прав потребителей следует считать принятие закона СССР «О защите прав потребителей» под № 2184–1 от 22 мая 1991 года. Приняв данный закон, Советская власть, по существу, «открыла дверь» институту защиты прав потребителей для республик Советского Союза, и это ознаменовало начало пути в деле защиты прав потребителей.
Таким образом, проделав исторический экскурс, мы проанализировали становление института защит прав потребителей на примере различных стран и выявили некие особенности и специфику развития данного института и законодательства в каждой стране отдельно.
Литература:
- Болтуев У. С. К вопросу об истории становления института защиты прав потребителей. // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. — № 4. — 2011. — С. 13.
- Сергеев А. П., Толстой Ю. К. Учебник по гражданскому праву. Часть 2. — М.: Проспект. — 2016. — С. 352.