В данной статье раскрыто понятие «консалтинг», указаны основные проблемы развития рынка консалтинговых услуг на отечественном рынке услуг. Рассмотрены основные причины и факторы, оказывающие влияние на неразвитость данного вида услуг.
Ключевые слова: консалтинг, консалтингер, консультирование, экспертиза, аутсорсинг, PR, IT-консалтинг, управленческий консалтинг, инвестиционным анализ.
Консалтинг (в переводе с англ. consulting — консультирование) представляет собой вид профессиональных услуг, которые предоставляются клиентам, заинтересованным в развитии, совершенствовании определенных процессов и в оптимизации собственного бизнеса [1].
Любая организация будет эффективна в том случае, если её продукция будет обладать конкурентоспособностью на рынке, а также иметь рентабельное производство. А для того, чтобы предприниматель мог управлять эффективным производством, ему необходимы консультации ведущих консалтинговых фирм.
Профессионалы в выбранной сфере помогут выбрать оптимальные пути повышения эффективности деятельности предприятия, а также будут способствовать совершенствованию ее структуры. Так, консультанты должны реально оценить ситуацию, выявить «слабые места», которые требуют срочного вмешательства, определить методы, необходимые для решения проблем в конкретной ситуации.
Перспективы развития консалтинговых услуг на отечественном рынке достаточно масштабны, так как данный рынок более чем привлекателен. Но существует мнение, что услуги специалистов в данной области, не оправданы и весьма дорогие.
В связи с этим, нужно отметить некоторые проблемы, которые могут возникнуть между организацией и консультантом:
− во-первых, консультант не является панацеей от всех бед, и одновременно не может представлять готовые решения, удовлетворяя все потребности собственников предприятия;
− во-вторых, руководители опасаются за утечку информации, которую представляют без ограничений консалтинговой фирме для решения определенных задач;
− в-третьих, при наличии доли государства в уставном фонде, консультанты не могут помочь договориться с чиновниками [4].
Большинство руководителей пытаются решить назревшие проблемы в компании своими силами. Но стоит выделить, что профессиональные услуги консультантов имеют несомненные преимущества:
− владение различными современными методологиями в организации и управлении современным предприятием;
− обладание достаточным опытом и знаниями бизнеса и работы других предприятий, фирм и компаний.
Главная задача консультанта состоит в том, чтобы создать технологию, которая поможет внедрить найденное решение, и здесь важно, чтобы это решение принесло желаемый результат. Исходя из этого, консультирование — это деятельность, которая превращает знания в технологии в процессе взаимодействия с клиентами [3].
Несмотря на широкое использование консалтинговых услуг и большое количество их видов, одной из основных проблем, осложняющих деятельность консалтинга как сферы услуг, является отсутствие смыслового единства и единой терминологии в консалтинге, отсутствие теоретико-методологических разработок основ его функционирования.
В научной литературе отсутствует стандартизированный подход к определению понятия» консалтинг», установлению границ рынка и единой категориальной базы [2].
Кроме того, проведенный анализ консалтинговых услуг выявил проблемы, характерные только для данного рынка услуг:
- проблемы консалтинга как отдельного сегмента бизнеса;
- проблемы консалтинга, лежащие на стороне потребителей;
- проблемы консалтинга как профессиональной деятельности;
- проблемы консалтинга, за которые отвечает консультант. [6]
Одной из главных проблем консалтинга как отдельного сегмента бизнеса — проблема поиска клиентов. Говоря об этой проблеме, Калюжнова Н. Я. и Мрочковский Н. С. замечают: «Представители крупного бизнеса являются частыми клиентами консалтинговых фирм, чего нельзя сказать о малом и среднем бизнесе. Консалтинг для малого и среднего бизнеса — это услуга пассивного спроса, что подтверждается результатами опроса — низкая популярность консалтинга, непонимание этой услуги со стороны бизнеса, отсутствие привычки платить за нематериальные ценности — знания, навыки. Поэтому данную услугу должны продвигать сами консультанты, а не клиенты» [6].
Также, проанализировав эффективность проделанной консультантом работы, можно найти ошибки в работе с клиентами. Это значит, чтобы достигнуть ожидаемого результата, нужно найти правильную мотивацию для клиента, чтобы он сразу же внедрил предложения консультанта.
Также стоит отметить, что влияние общего спада экономики на действующий рынок консалтинговых услуг двоякое. Так, с одной стороны, абсолютно всем организациям пришлось урезать свои расходы, в том числе это коснулось и консалтинговых услуг. Но с другой стороны, организации не перестали искать любые возможности, чтобы усовершенствовать использование финансовых, трудовых и материальных ресурсов, находить внутренние резервы и рационально использовать их для увеличения прибыли.
В то же время из-за повышения уровня конкуренции за ограниченные финансовые ресурсы потребителей организациям пришлось переориентироваться на решение тактических задач вместо стратегических.
Именно сейчас в России происходит падение спроса почти на все виды консалтинговых услуг, что ведёт к изменению структуры консалтинга в целом. Снизился спрос на инвестиционный анализ проектов и финансовые консультации, но в то же время возросла потребность в консультационных услугах, которые помогают снизить издержки организации (оптимизация структуры активов, экспертиза тарифов, аутсорсинг персонала и т. п.) [7].
На сегодняшний день одним из самых перспективных направлений для отечественного рынка является, так называемый, развивающийся консалтинг. Он предусматривает не только обычное консультирование организаций, но и мотивирует к взаимодействию обе стороны при поиске решений. Но это лишь один из видов консалтинга, который сейчас набирает обороты [5].
Растущая конкуренция на рынке диктует руководителям новые условия и требует от них непрерывного повышения профессионального подхода к решению управленческих, организационных, а в некоторых случаях и кадровых задач.
Именно такие консультанты, которые являются профессионалами в своей области, могут помочь руководителям организаций разрабатывать стратегические и тактические планы развития, учитывая новейшие и современные подходы в области управленческих технологий.
Во всём мире рынок консалтинговых услуг не стоит на месте, именно поэтому отечественным консалтинговым компаниям необходимо быстро реагировать на изменения и подстраиваться под меняющиеся условия среды.
Литература:
- Ананьева Т. Н. Информационный консалтинг. Уч. Пособие — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006. — 206 с.
- Блинов А. О. Управленческое консультирование: Учебник для магистров — М.: Дашков и К, 2013–213 с.
- Блюмин А. М. Информационный консалтинг. Теория и практика консультирования — М.: Дашков и К, 2013–363 с.
- Цуркан А. А. Консалтинг: проблемы и перспективы развития на отечественном рынке // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. LIX междунар. науч.-практ. конф. № 3(57). — Новосибирск: СибАК, 2016. — С. 43–50.
- Грабоздин Ю. П. Развитие консалтинга в малом и среднем бизнесе. — М.: Мир науки, 2016. — С. 43.
- Калюжнова Н. Я., Мрочковский Н. С. Роль консалтинга в развитии малого и среднего предпринимательства. Фундаментальные исследования. — 2013. — № 6 (часть 5) — С. 1204–1209.
- Гончарук В. А. Маркетинговое консультирование. М.: Изд-во «Дело», 2008. — С. 75