Слово «кластер» появилось в словарях совсем недавно и имеет много толкований, но характерным признаком его сущности является соединение отдельных элементов в единое целое для выполнения определенной функции или достижения цели. Американский ученый Майкл Портер, специалист в области кластеров, дает следующее определение: «Кластеры — это сосредоточение в географическом регионе взаимосвязанных предприятий и учреждений в пределах отдельной отрасли».
Кластеры охватывают большое количество разного рода предпринимательских структур, важных в конкурентной борьбе, — поставщиков специального оборудования, новых технологий, услуг, инфраструктуры, сырья, дополнительных продуктов и т. д. На Западе, помимо этого, они также включают в себя правительственные учреждения, университеты, центры стандартизации, разнообразные ассоциации, обеспечивающие специализированное обучение, образование, информацию, исследования и техническую поддержку. Положительный эффект функционирование кластеров наблюдается в Германии, Австрии, Финляндии, где туристские кластеры создаются на базе университетов.
Чтобы кластер принес максимальные экономические, социальные и политические выгоды, необходимо на деле скоординировать действия властей и институций в поддержке предпринимательских структур. Кластерный подход предполагает сосредоточение на ограниченной территории предприятий и организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристского продукта, а также деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными услугами. В рамках формирования туристско-рекреационных кластеров на основе научно-обоснованных решений, а также с использованием механизмов государственно-частного партнерства должны быть созданы необходимые и достаточные условия для скорейшего развития туристской инфраструктуры, а также сферы сопутствующих услуг. Наряду с развитием инфраструктуры туризма, совершенствованием системы подготовки кадров и проведением взвешенной и эффективной рекламной политики, кластерный подход позволит активизировать деятельность региональных предприятий различных отраслей экономики для удовлетворения растущих потребностей в качественных туристских услугах при увеличении региональных туристских потоков.
В конечном итоге кластер способствует укреплению региональной экономики. Кластер может быть экологическим, туристическим, строительным, продовольственным и т. п., Агроэкотуристический кластер призван оказывать содействие развитию села за счет эффективного использования собственных ресурсов.
В Самаркандском вилояте Миранкульский район с его горными пейзажами, экологическими тропами и сохранившейся национальной самобытностью сел мог бы быть моделью для развития «Агроэкотуристического кластера Миранкуль».
Внедрение кластера агроэкотуризма в Миранкуле приведет к достижению следующих практических целей:
– создание нового рынка туристских услуг в сельской местности и условий для приоритетного развития внутреннего и въездного туризма, обеспечение ежегодного роста туристического потока в области;
– создание инфраструктуры туризма за счет развития мелкого и среднего предпринимательства в сфере сельского туризма, создания новых рабочих мест в сельской местности и вовлечения граждан в создание новых туристских услуг;
– включение в организацию системы развития сельского туризма области основных субъектов туристской деятельности; обеспечение взаимодействия в сфере туризма негосударственных организаций с администрациями районов Самаркандской области;
– создание информационной базы данных инвестиционных проектов в сфере сельского туризма; определение стратегических направлений для государственных и частных инвестиций на территории Самаркандской области;
– развитие агроэкотуризма как одного из приоритетов социально-экономического развития агрогородков, малых городов области;
– развитие и продвижение таких видов сельского туризма, как природный туризм, фермерский туризм, экологический и экстрим-туризм, паломнический туризм и пр.
Агротуризм может стать также одним из средств решения в деревне проблемы безработицы, обеспечения занятости местных жителей и получения ими дополнительных доходов. Жители селения Миранкуль, владельцы загородных вилл, профилакториев, мест отдыха могут создать кластер (сообщество) сельского туризма — модельные агротуристические хозяйства на базе мест отдыха. Эти хозяйства совместно с действующими пекарней, кафе, сувенирной лавкой и другими объектами деревни, органично дополняя друг друга, должны будут в результате представить собой целостную структуру по оказанию туристических услуг. В список предоставляемых услуг могут быть внесены:
– посещение уютных частные дома со всеми удобствами, показ ишаков, баранов и других домашних животных;
– экологически чистые, натуральные продукты питания (включая вытяжки из трав и фито чаи);
– посещение ремесленников, вышивальщиц сюзане и кохма;
– посещение села, пекарни, кузницы,
– свежий воздух, покой и тишина сельской местности.
Опыт создания кластеров показывает, что первоочередной задачей на сегодняшний день является объединение усилий организаций для предоставления как можно более разнообразных видов услуг и развлечений с
целью привлечения людей к развитию агротуризма в деревне. Кластер агроэкотуризма Самаркандской области может формироваться сегодня на основе основной модели развития агротуризма, которые можно отнести к базовым и перспективным с учетом специфики региональных и местных условий: создание региональных агротуристических сетей через развитие малого, семейного и индивидуального агротуристического бизнеса на базе существующих туристеских ресурсов сельской местности
Построенная таким образом кластерная форма организации «Агроэкотуризм в Миранкуле» приведет к созданию инновационного продукта, так как интеграция компаний сформирует систему распространения новых знаний и технологий, привлечет специалистов государственных контролирующих организаций, структур по поддержке малого предпринимательства, учебных заведений, специалистов в сфере создания, управления качеством и продвижения туристского продукта.
Литература:
- Lauretta Rubini, Marco R Di Tommaso and Elisa Barbieri. Special Economic Zones and Cluster Dynamics: China. International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences, 2nd edition, Volume 23. http://dx.doi.org/10.1016/B978–0–08–097086–8.73065–0.
- Портер, М. Э. Конкуренция: учеб. пособие: пер. с англ. / М. Э. Портер. М.: Изд. дом «Вильямс», 2000. С. 205.
- Бизнес агро- и экотуризма: пособие / под общ.ред. А. И. Тарасенка. — Минск: Изд-во «Четыре четверти», 2014. — 380 с.