В статье рассматриваются особенности разработки и применения электронного учебно-методического комплекса для реализации дистанционного обучения.
Ключевые слова: электронный учебно-методический комплекс, дистанционное обучение.
Сегодня дистанционное обучение рассматривается, как одна из форм организации образовательного процесса и предписывается в федеральных образовательных стандартах, в том числе и во ФГОС 3++, для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Хотя возможности применения электронного обучения или дистанционных образовательных технологий достаточно широки. К таким возможностям можно отнести обеспечение образовательного процесса студентам, которые по различным причинам не могут посещать занятия, например, спортсменам, находящимся на сборах, пропускающим занятия по болезни, да и просто организация самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины и самообразования.
Дистанционное обучение основывается на принципе самостоятельного обучения и выражается в целенаправленном процессе, интерактивном взаимодействии обучающих и обучаемых, с помощью различных информационных технологий, обеспечивающих обучающихся необходимым объемом изучаемого материала [2]. Тот факт, что акцент делается на самостоятельной деятельности обучающихся, сути не меняет, если мы ориентируемся на парадигму гуманистической педагогики и личностно-ориентированного подход.
Дистанционное обучение не будет успешным без:
− предварительного проектирования учебного процесса, методического его обеспечения;
− подготовки педагогов-тьюторов, которые будут вести обучение в дистанционной форме;
− учета психологических особенностей взаимодействия в сетях;
− умелое использование современных педагогических технологий.
И это лишь отдельные, далеко не исчерпывающие детали организации учебного процесса в дистанционной форме, где происходит систематический контакт студента с преподавателем и другими студентами.
А одним из способов организации дистанционного обучения является использование электронного учебно-методического комплекса (ЭУМК).
Электронный учебно-методический комплекс в сущности представляет собой учебно-методический комплекс реализуемый в электронной обучающей системе. ЭУМК предоставляет возможность: своевременно обновлять обучающую информацию; разбить информацию на смысловые части по уровню сложности; применять аудио, видео, графическую информацию, так же схемы и чертежи; применять гиперссылки на другие источники информации. Также ЭУМК в основном направлен на самообучение, самооценку обучающихся, хоть и имеет возможность осуществления обратной связи с преподавателем, который координирует и направляет деятельность обучающегося.
Так, Н. А. Токаревских определяет «учебно-методического комплекс (УМК) как совокупность различных дидактических средств обучения (систематизированных материалов), в том числе, печатных пособий, технических средств обучения (ТСО), обучающих программ и средств телекоммуникации, необходимых для осуществления образовательного процесса, призванных управлять самостоятельной работой обучающихся в процессе изучения учебного курса» [1].
Согласно положению Министерства образования и науки РФ «об учебно-методическом комплексе дисциплины»: «учебно-методический комплекс дисциплины — это совокупность взаимосвязанных учебно-методических материалов, необходимых для организации и осуществления учебного процесса, на различных носителях информации по учебной дисциплине конкретного учебного плана специальности (направления)».
В структуре УМК выделяются три основных блока:
− программно-планирующий;
− учебно-методический;
− ресурсно-сопровождающий.
Программно-планирующий блок состоит из Федерального государственного образовательного стандарта учебной дисциплины, учебного плана по специальности, рабочей программы учебной дисциплины, профессионального модуля, рабочего учебного плана, графика учебного процесса.
Учебно-методический блок включает в себя методические рекомендации по изучению дисциплины, теоретическую часть содержания дисциплины (учебник, учебное пособие, курс лекций), практикум/лабораторный практикум, справочник (глоссарий), систему тренинга и контроля.
Ресурсно-сопровождающий блок — широкий спектр методических материалов и средств обучения, позволяющих оптимизировать процесс обучения. Может включать в себя: структурно-логические схемы; опорные плакаты, таблицы и пр.; раздаточный дидактический материал; фонды заданий, включая тестовые; модели педагогических технологий: деловых ситуаций («кейсы»), фокус-группы, мастер- классы и др. электронные аналоги элементов учебно-методического блока; демонстрационные материалы; презентации, слайды; аудио/видео материалы; законодательные и нормативные акты; образовательные интернет-ресурсы и др.
Основываясь на структуре и основных компонентах УМК, создаются электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК), которые в процессе применении их в обучении, предоставляют новые возможности для организации образовательного процесса и самостоятельной работы обучающихся, а также для реализации дистанционного обучения.
Таким образом, ЭУМК представляет собой совокупность структурированных учебно-методических материалов, объединенных посредством компьютерной обучающей среды, обеспечивающих полный дидактический цикл обучения и предназначенных для овладения обучающимися профессиональными компетенциями.
Анализ этапов разработки электронного учебно-методического комплекса выделенных разными авторами позволил выявить следующие этапы: создание концепции, структуры и содержания ЭУМК; подготовка программного обеспечения ЭУМК и размещение его в обучающей системе; экспертиза и оценка качества.
Так же при разработке ЭУМК необходимо учитывать такие дидактические принципы как: принцип целостности, научности, связи обучения с практикой, систематичности, доступности, наглядности, прочности усвоения знаний, сознательности обучения. Методические принципы модульности, вариативности, паритетности, стереоскопичности и открытости.
На основе выделенных этапов был разработан электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Психологи и педагогика» и размещен в обучающую систему Moodle Санкт-Петербургского государственного университет промышленных технологий и дизайна. Данная дисциплина преподается для практически всех направлений подготовки, по которым обучаются студенты университета. Объем дисциплины составляет 72 часа, из них 34 часа аудиторной нагрузки и 36 часов самостоятельной работы студентов. Весь учебно-методический материал распределялся по неделям и по видам деятельности. Так теоретический материал представлялся в виде лекций и презентаций к ним, сопровождался видеоматериалами, посвященными различным феноменам психологии и педагогики. Практические задания к каждой изучаемой теме представлялись в форме рабочей тетради, а также, в конце каждого занятия предлагались контрольные практические задания и тест для проверки теоретических знаний. Самостоятельная работа студентов, разрабатывалась аналогичным образом, только по темам, которые выносились на самостоятельное изучение.
Экспертиза ЭУМК проходила на заседании учебно-методического совета кафедры педагогики и психологии профессионального образования. В качестве экспертов выступили доценты, кандидаты педагогических наук и профессора кафедры, они отметили своевременность и актуальность ЭУМК, так как данное средство обучения позволяет освоить дисциплину в любое удобное для обучающегося время и в любом месте, отмечена практическая направленность материалов, наличие обратной связи с обучающимися, индивидуальные комментарии к работам обучающихся и возможности проверки их самостоятельной работы.
По результатам проведенной работы были выделены следующие особенности разработки и применения ЭУМК как средства реализации дистанционного обучении.
− Разработка ЭУМК имеет поэтапный характер. А именно необходимо прохождение основных этапов: Подготовительного этапа — в котором создается теоретическая основа учебного комплекса, разрабатывается концепция, на основании которой формируется цель, ставятся задачи; определяется объем курса. Программного этапа — необходимого для выбора обучающей системы, её обоснования и размещение в ней ЭУМК. Заключительного этапа — апробации ЭУМК в процессе обучения.
− Содержание ЭУМК формируется на основе ряда принципов: от простого к сложному, наглядности, модульности, доступности.
− Для реализации ЭУМК необходим выбор обучающей платформы.
− Для оценки эффективности применения ЭУМК необходима разработка критериев и проведение апробации.
Литература:
- Токаревских Н. А. Учебно-методический комплекс: основные характеристики и возможная структура / Н. А. Токаревских / /Методическое обеспечение образовательного процесса как ведущая функция методиста дополнительного образования. — 2013.
- Шабанов, А. Г. Дистанционное обучение в условиях непрерывного образования. Проблемы и перспективы развития монография / А. Г. Шабанов — Электрон. текстовые данные.— М.: Современная гуманитарная академия, 2009. — 284 c.
- Шалкина, Т. Н. Проектирование учебной деятельности студентов на основе электронных учебно-методических комплексов / Педагогическая информатика. — 2008. — № 1. — с. 27–33.