В статье дается анализ результатов опытно-экспериментального исследования по развитию познавательных интересов и формированию познавательных процессов у детей дошкольного возраста посредством специально организованной педагогической деятельности по реализации системы введения дидактических игр в воспитательно-образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения.
Ключевые слова: дидактическая игра, дошкольники, региональный компонент, эксперимент, формирование.
The article analyzes the results of experimental research on the development of cognitive interests and the formation of cognitive processes in preschool children through specially organized educational activities by the realization of the didactic games introduction system in the educational process of preschool educational organizations.
Keywords: didactic game, preschoolers, regional component, experiment, formation.
Региональный компонент — это часть содержания образовательного процесса, отражающая национальное и региональное своеобразие культуры (родной язык, литература, история, география региона), особые потребности и интересы в области образования народов нашей страны в качестве субъектов федерации [1].
Вследствие того, что данная тема недостаточно разработана, она рассматривается как актуальная на сегодняшний день.
Предметом исследования явился региональный компонент в основной образовательной программе дошкольной образовательной организации как средство формирования знаний детей о родном крае.
Целью исследования стало изучение возможности регионального компонента в основной образовательной программе дошкольной образовательной организации.
Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования в профессиональной деятельности воспитателя. Также разработанные методические материалы могут быть применены для создания условий процесса реализации регионального компонента в дошкольных образовательных организациях
Работа состояла из следующих этапов:
I этап — выбор темы исследования, изучение ее в теории и практике;
II этап — составление программы опытно-исследовательской работы;
III этап — обработка результатов исследования и составление методических рекомендаций для воспитателей, родителей и специалистов, работающих с дошкольниками, на основе полученных результатов.
Исследование проводилось на базе МБДОУ «Граховский детский сад».
В исследовании приняли участие 44 дошкольника. Из них: 22 дошкольника из экспериментальной и 22 дошкольника из контрольной группы.
Итоговые результаты констатирующего этапа исследования позволили распределить всех детей по двум уровням сформированности знаний о Родном крае: низкому и среднему.
Цель формирующего этапа исследования — формирование знаний дошкольников о Родном крае.
Обучение проводится фронтально и по подгруппам с учетом индивидуальных возможностей детей. Занятия тесно связаны с их повседневной жизнью. (Например, на занятии познакомились с творчеством народного писателя, в вечернее время совместно с воспитателем составили сценарий по произведению этого писателя, затем изготовили в свободной деятельности персонажей и декорации к спектаклю и показали инсценировку детям из других групп).
Занятия проводились два раза в неделю, продолжительностью 25–35 минут.
В сетку занятий они включены под названием «Родной край». Это занятия различного вида (ознакомление с явлениями общественной жизни, природой, художественной литературой, рисование, лепка, аппликация, ручной труд) и разнообразных форм организации обучения (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные). Их количество по видам определено в примерном учебном плане. Кроме этого, материал частично интегрируется в другие виды учебной деятельности и занятий.
Для уменьшения учебной нагрузки на детей была пересмотрена тематика занятий по ознакомлению с окружающим миром, художественной литературой, изобразительной деятельностью. Это не отразилось на выполнении базисной программы, так как некоторые ее задачи перекликаются с аналогичными — «Мой родной край».
Целью контрольного этапа исследования являлось определение динамики в уровне сформированности знаний о Родном крае у детей старшего дошкольного возраста после проведения формирующего воздействия.
В исследовании приняли участие те же дети, диагностика проводилась по тем же методикам, что и на констатирующем этапе исследования.
В результате контрольного этапа исследования выявили, что в экспериментальной грẏппе результат улучшился, т. к. была выявлена грẏппа с высоким уровнем сформированности знаний о родном крае.
Высокий уровень сформированности знаний о родном крае отмечен следующими признаками:
− — ребенок без труда может назвать свое село, район и домашний адрес;
− связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы;
− знаком с достопримечательностями села, их расположением;
− называет 4–5 улиц, парк;
− ребенок правильно называет цвета флага и знает порядок их расположения;
− называет значение изображения на гербе своего села;
− проявляет интерес и любопытство;
− правильно называет растительность, животный мир своего края, его географическое расположение;
− проявляет фантазию и творчество при ответах;
− выражает эстетическое отношение к природе [2].
А значит, выдвинутая нами гипотеза о том, что уровень знаний дошкольников о родном крае повысится при выполнении следующих педагогических условий:
− реализации регионального компонента в образовательном процессе ДОО в основной образовательной программе;
− использование регионального компонента для активизации познавательной деятельности дошкольников, подтверждается [3].
Литература:
- Дусавицкий А. К. Региональный компонент в ДОУ / А. К. Дусавицкий. — М.: Фосса, 2015. — 285 с.
- Стрелова О. Ю. Региональный компонент в образовательном процессе ДОО / О. Ю. Стрелова. — М.: ИЦА, 2013. — 244 с.
- Цукерман Г. П. Краеведческий материал: работа с дошкольниками / Г. П. Цукерман. — Томск: Букинист, 2013. — 132 с.