В данном исследовании сделана попытка раскрыть то значение, которое вкладывается в определение «мягкой силы», продемонстрировать её составляющие и инструменты применения «гибкой силы».
Ключевые слова: «мягкая сила», «гибкая сила», Дж. Най, внешняя политика, культура, политические ценности.
«Мягкая сила» в действительности становится привлекательным и популярным способом достижения внешнеполитических целей. Она используется в ситуации, когда применение военных операций невозможно и \ или не выгодно. Это справедливо, в первую очередь, для современной ситуации — в век ядерного оружия, так как всегда существует опасность, что кто-либо из влиятельных акторов международных отношений решит им воспользоваться, тем самым вызовет цепочку запуска и взрыва боевых ядерных головок, что приведет к гибели человечества.
Изначально понимание и сам концепт «мягкой силы» были предложены американским политологом, специалистом в области международных отношений, консультантом Государственного Департамента Соединённых Штатов Америки Дж. Наем. [1, 2].
В современном мире государства опираются на множество методов для проведения успешной внешней и внутренней политики. Однако все эти инструменты можно свести до одного понятия «сила». Дж. Най так отзывался о данном понятии: «Проще говоря, сила — это способность влияния на поведение других, чтобы получить желаемый результат» [1, с. 2]. В сложной современной обстановке, помимо классических: политическая, экономическая, финансовая и военная мощи — составляющих «силы» во внешнешнеполитической деятельности стран, ученые и политологи вводят новые факторы, которые являются составляющими «силы». Одним из таких является «мягкая» или «гибкая» сила.
Именно Дж. Най ввел в оборот данный термин и так его расшифровывает: «Мягкая сила — возможность получить то, что ты хочешь через привлекательность и убедительность» [3]. Он считал, что именно «привлечение является более сильным инструментом воздействия, нежели принуждение» [1, с. Х]. Также Дж. Най писал, что «гибкая сила» государства основывается на трёх столпах: «его культуре (в тех случаях, когда она привлекательна для других), его политических ценностях (в тех случаях, когда оно следует им во внутренней и внешней политике), и его внешней политике (когда другие признают её легитимной)» [2, с. 84]. Но странам тяжело совладать с «гибкой силой», так как у неё есть тенденция «работать не напрямую, меняя окружение для политики, и иногда это занимает года, чтобы произвести желаемый результат» [1, с. 99].
Теперь поговорим подробнее о составляющих «мягкой силы» и начнём с культуры. Её можно разделить на две части: материальную и нематериальную, каждая из которых крепко связана с другой. Материальная культура представлена физическими объектами, созданными людьми (памятники, книги, храмы, к примеру). Нематериальная культура представлена тем, что существует в нашем сознании. Это нельзя потрогать или увидеть, но это является неотъемлемой частью нас (обычаи, законы, знания, язык, к примеру). Эти две части тесно связаны, и они могут быть представлены вместе в различных формах, например: кино, музыка, кухня. Всякую культуру можно изучать, изменять (что может проходить естественно и/или искусственно), передавать и, соответственно, ей можно обучать и знакомить представителей других культур. Хотя изучение иной культуры будет происходить с уже сформировавшейся позиции, определённые факторы, в частности некоторая схожесть культур (если страны связывает исторический путь, они имеют одинаковые или схожие: языки, этнически и/или национальные особенности, то это может позволить более простому налаживанию отношений, как пример можно взять отношения между Бразилией и Португалией [5]) или излишняя привлекательность иной культуры, способствуют её восприятию, что впоследствии может повлиять и на мировоззрение человека. Однако, бывают и случаи, когда культурные различия могут принести проблемы, так Сидорова Е. А. приходит к выводу, что, несмотря на старание сблизиться, у России и ЕС немало претензий друг другу на уровне восприятия и из-за конкурентной политики на европейской части постсоветских стран [6].
Культура является самой разнообразной составляющей в плане средств её распространения. Здесь есть многое, начиная с символики, книг, кинематографа и музыки, заканчивая языками, обычаями и образованием. Что интересно — некоторые составляющие культуры частично и есть инструменты. Подробнее остановимся на примерах языка и образования. Язык является наиболее базовой «вещью», которая связывает людей в пределах государств и выше оных (речь идёт и о языках, что стали международными). В языке содержится многовековая культура народа [7, с. 21–23.], что его использует, он «является носителем национальной культурной матрицы» [8], поэтому изучая иностранный язык, человек познаёт культуру данного языка [9], тем самым вливаясь в неё. Также государства, что имеют одинаковые или схожие языки имеют возможность проще налаживать отношения, как пример — Бразилия и Португалия [5]. Наличие единого международного языка позволяет проще взаимодействовать мировым государствам, а страна, чей язык является мировым, постепенно распространяет своё влияние не только на другие государства, но и на другие языки тоже [10]. Далее идёт такая, с первого взгляда, неочевидная вещь как образование, однако оно играет большую роль в «мягкой силе». Благодаря качественному образованию и повышенному вниманию к программам обмена студентов в нынешнее время [11], учащиеся всё больше ездят в другие страны и интересуются ими, а соответственно и их культурами, что совместно приводит к втягиванию в культуру другого народа. Однако влияние правительства на «мягкую силу» не высоко, ведь государство не может проконтролировать продажи билетов на фильм своей страны, в отличие от той же армии или бюджета, которые находятся под непосредственным контролем державы. Ещё и культура одной страны может оказаться не привлекательной для граждан другой, или/и имеют место быть положительные и/или отрицательные предубеждения. Всё это не позволяет знать приблизительно точный результат воздействия, по большинству своему, культурной составляющей «мягкой силы» одного государства на другое.
Перейдём ко второй части «гибкой силы» — политическим ценностям государства во внутренней и внешней политике. Так же как и культура, они могут быть схожими, различными, или какая-либо держава обладает некими ценностями, которые кажутся другой стране привлекательными. Но, в отличие от культуры, данный аспект носит государственный характер, так как именно государство, в большинстве случаев, задает данные ценности. Как уже отмечалось раньше, Дж. Най полагает, что «привлечение гораздо более сильно воздействует на людей, нежели принуждение, и многие ценности, как демократия, права человека и возможности для личного роста крайне привлекательны» [1, с. X].
Политические ценности державы во внутренней и внешней политиках и культура зачастую имеют смежные друг с другом инструменты. Примерами вышесказанного являются пропагандистские произведения: книги, фильмы, картины, т.д. В них в одно время может идти прославление одной культуры и/или идеологии, в другое — уничижение чужой культуры и/или идеологии, либо же и то, и другое вместе. Причём эта пропаганда может быть явной, а может быть передана через аллюзии, аллегории, мелкие детали. Так через научную фантастику в Советском Союзе продвигалась идея, как хорошо будет в будущем при коммунизме. Одними из самых ярких примеров данного являются «Туманность Андромеды» [12] Ефремова И. А. и «Страна багровых туч» [13] братьев Стругацких. Также универсальным инструментом и для распространения культуры, и для распространения политических ценностей являются телевидение и интернет. Трансляции различных передач на огромном количестве телеканалов, некоторые из которых являются зарубежными, проходят по всему миру, что позволяет доносить свои идеи и ценности через множество передач: исторические, кулинарные, новостные и многие другие. А в интернете, помимо этого, также возможно общение с представителем практически любой страны, что хоть немного, но втягивает тебя в приобщение к культурам других народов. Плюс легкий доступ к огромному количеству информации позволяет узнать о многих вещах и познакомиться поближе с идеологиями других государств, их культурами, и это может как кардинально повлиять на человека, так и не повлиять на его мировоззрение вовсе.
Теперь поговорим о последней составляющей «мягкой силы», а именно о внешней политике. Дж. Най говорит о ней в контексте «гибкой силы» не как о совокупности операций в отношении других стран, а как о международном авторитете государства с позиции принятия или неприятия её в мире, её легитимности в мировом сообществе.
Инструментами внешней политики в рамках «мягкой силы» являются публичная дипломатия, непосредственно сами дипломаты и, в некоторой степени, цифровая дипломатия. Прежде чем говорить о примерах применения публичной дипломатии, стоит обговорить, что это вообще такое. «Публичная дипломатия — государственная политика по взаимодействию с обществами других стран, в том числе, посредством взаимодействия неправительственных организаций с зарубежной общественностью, иностранными политиками, журналистами, общественными и политическими лидерами» [14, с. 151]. Публичная дипломатия продвигает национальные интересы и изучает настроения за границей, старается воздействовать на людей, которые формируют мнения масс. Отношения эти долгосрочные. Начальной стадией публичной дипломатии является изучение общественного сознания и мнения в других государствах, а потом уже начинается непосредственное взаимодействие с обществами. Дж. Най выделил три измерения публичной дипломатии [1, с. 107–110]:
- Ежедневные коммуникации, которые включают в себя освещение контекста внутренне- и внешнеполитических решений, а также подготовку к разрешению кризисов и контратак.
- Стратегическое общение, в котором разработаны строго определённые темы, которые, по большинству своему, появляются в политических или рекламных компаниях.
- Развитие долгосрочных отношений с зарубежной аудиторией через стипендии, обмен, тренинги, семинары, конференции и доступ к СМИ. Так, например, в период после Второй Мировой Войны около 700000 людей приняло участие в культурных и студенческих обменах с США, что помогло в установке «прозападных» позиций у таких будущих политиков как: А. Садат, Х. Шмидт и М. Тэтчер.
Не менее важны и люди, которые занимают одну из ключевых ролей во внешней политики любого государства — дипломаты. Толковый дипломат должен распространять «мягкую силу» в других странах, а непросто разговаривать с другими сотрудниками консульства или посольства. Он должен не только умело передавать сообщения страны отправления, вести переговоры, стараться осторожно добиваться целей своей страны, но и продвигать своё государства на широкую аудиторию рядовых граждан. И последней в списке идёт цифровая дипломатия. «Как понятно из названия, она подразумевает влияние на процессы принятия внешнеполитических решений посредством сети Интернет» [15]. Цифровая дипломатия позволяет быстро доносить позицию акторов международных отношений огромной аудитории. А также получать чуть ли не мгновенную реакцию масс, тем самым быстро и гибко изменять содержание своей дипломатической деятельности. Однако данное возможно только при идеальном стечении обстоятельств. Так как иногда комментарии пишут либо люди, плохо разбирающиеся в политике, либо те, кто пытаются свести свой комментарий к шутке без какой-либо ценности для политики. А в некоторых странах, ввиду закрытого интернета, феномен «цифровая дипломатия» крайне сложно реализовать [16].
Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод, что тема «мягкой силы» актуальна и по сей день. В современном мире открытая военная интервенция крайне не желательна из-за ряда причин. Появляются также проблемы применения первоначальных основ внешней политики. Здесь как раз вступает в действие «гибкая сила», которая основывается в основном на привлечении, а не на подчинении. Таким образом, государства в современном мире могут и стараются вести более-менее борьбу, направленную на общества стран-соперниц.
Литература:
- Nye Joseph S., JR. Soft Power: The Means to Success in World Politics. − New York: “PublicAffairs”, 2004. — 192 p.
- Nye Joseph S., JR.The Future of Power. − NewYork: “PublicAffairs”, 2011. — 320 p.
- Joseph Nye — On Soft Power [Video] // Foreign Policy Association. URL: https://americasdiplomats.com/actors/joseph-nye-jr/ (accessed: 15.01.2019).
- Культурная Динамика [Электронный ресурс] // Культура и культурология справочник. URL: http://www.artap.ru/cult/kultura_dynamis.htm (дата обращения 17.01.2019).
- Brazil, Portugal foster cooperation MERCOSUR-EU [Electronic resource] // bilateral.org: website. URL: http://bilaterals.org/?brazil-portugal-foster-cooperation&lang=en (accessed 17.01.2019).
- Сидорова Е. А. Культурный фактор в отношениях России и Европейского Союза // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2014. № 3 Т. 9. С. 68–79.
- Этнолингвистика: учебник для академического бакалавриата.- М., 2016. — 351 с.
- Горлова И. В., Бычкова О. И. Культура как «мягкая сила»: инструменты и точки приложения // Теория и практика общественного развития. 2015. № 18. С. 268–272.
- Михельсон С. В. Место культуры в изучении иностранного языка [Электронный ресурс] // Сайт Красноярского государственного аграрного университета. URL: kgau.ru/new/all/konferenc/konferenc/2012/g2.doc (датаобращения 23.01.2019).
- The Influence of the English Language on Other Languages // language connections. URL: https://www.languageconnections.com/blog/the-influence-of-english-on-other-languages-and-visa-versa/ (accessed 24.01.2019).
- Чинаев Т. Студенческая мобильность: мировые тенденции // Высшее образование в России. 2002. № 3. С. 93–99.
- Ефремов И. А. Туманность Андромеды. — М.: Молодая гвардия, 1957. — 175 с.
- А. Стругацкий, Б. Стругацкий. Страна багровых туч. −М.: АСТ, 2016. − 415 с.
- Поздняков А. И. Современные международные отношения / Ред. А. И. Позднякова, В. К. Белозёрова, М. М. Васильевой. − М.: Юрайт, 2019. − 339 с.
- Публичная дипломатия и ее виды [Электронный ресурс] // Информационно-аналитический портал НАСЛЕДИЕ. URL: http://nasledie.ru/?q=node/6171 (дата обращения 28.01.2019).
- Трабун. Д. Страны, в которых существует интернет-цензура [Электронный ресурс] // Информационно-аналитический портал Look at Me. URL: http://www.lookatme.ru/mag/live/inspiration-lists/204275-karta-zapretov (дата обращения 01.02.2019).