Современный терроризм, являясь серьезным вызовом и угрозой миру и безопасности, по своим масштабам, непредсказуемости и последствиям общественно-политических и моральных проблем, превратился в опасный вызов человечеству. Мы живем в такое время, когда борьба с терроризмом является не просто актуальной, а первостепенной задачей всего мирового сообщества.
Правовое регулирование деятельности по противодействию терроризму в России относится, прежде всего, к предметам воздействия нормами публичных (конституционного, уголовного, административного, финансового), и смежных (информационного, миграционного, трудового, др.) отраслей права.
Сегодня мы рассмотрим эту проблему с точки зрения конституционного права, а именно с учетом положений Конституции Российской Федерации [1], поскольку именно Основной закон является в настоящее время главным инструментом противодействия такому общественно опасному явлению как терроризм. Данное положение закреплено в ст. 1 Федерального закона «О противодействии терроризму» [2].
Основной Закон России непосредственно не регулирует вопросы противодействия терроризму, однако закрепляет принципы гуманизма, права и свободы человека и гражданина (ст. ст. 2, 6 главы 1, глава 2); определяет основы компетенции органов государственной власти и местного самоуправления, предопределяющие их задачи, функции и полномочия при осуществлении мер противодействия терроризму (главы 4–8). Применительно к рассматриваемой проблеме конституционные нормы содержат конституционные принципы противодействия терроризму, закрепленные в следующих положениях Конституции РФ:
– в преамбуле Конституции РФ указывается на неприятие борьбы, основанной на неравенстве;
– в ч. 5 ст. 13 содержится конституционный постулат о запрете создания и функционирования тех общественных объединений, чьи цели или действия направлены на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни;
– в ст. 14 Конституции РФ устанавливается такой базовый принцип, как отделение религиозных объединений от государства и равенство их перед законом, а также отсутствие в качестве государственной или обязательной любой религии;
– ст. 19 Конституции РФ устанавливает гарантии равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка и других обстоятельств и запрещает любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;
– ст. 26 Конституции РФ закрепляет право самостоятельно определять и указывать свою национальную принадлежность, а также пользоваться родным языком, свободно выбирать язык общения, воспитания, обучения и творчества;
– положения ст. 28 гарантируют свободу совести, свободу вероисповедания, в т. ч. право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними;
– п. 2 ст. 29 не допускает пропаганды или агитации, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также запрещает пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства [3].
Конституционные основы противодействия терроризму в современной России составляют правовую базу противодействия террористической деятельности и в настоящее время имплементированы в федеральное законодательство, непосредственно направленное на борьбу с данным общественно опасным явлением. Национальное законодательство о противодействии терроризму, основываясь на Конституции России, состоит из Уголовного кодекса РФ, Федерального закона «О противодействии терроризму», Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации; Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях», Федерального закона «О безопасности» и иных нормативных правовых актов.
На основе национального законодательства выработана система мер обеспечения безопасности общества от угрозы терроризма. Указом Президента Российской Федерации «О мерах противодействия терроризму» и Федеральным законом «О противодействии терроризму» заложены основы единой государственной системы противодействия терроризму. В Федеральном законе «О противодействии терроризму» закреплены тринадцать специальных основных принципов противодействия терроризму, не только организующих деятельность правоохранительных органов, но и информирующих российское и зарубежное общество о миссии российских правоохранительных органов и практике противодействия терроризму в Российской Федерации. Это такие принципы, как принцип приоритета защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; неотвратимости наказания за осуществление террористической деятельности и др., предусмотренные в антитеррористическом законодательстве, в частности, принцип неотвратимости наказания за преступления террористического характера [4].
Существующий государственно-правовой механизм в сфере противодействия терроризму в Российской Федерации в целом многогранен и обладает достаточно полным набором правовых норм, позволяющих осуществлять борьбу с терроризмом, однако имеющийся потенциал мер правового противодействия терроризму не всегда может использоваться в полной мере в силу неточностей и пробелов, которых в «законодательном арсенале» бесчисленное множество [5].
Если Конституция — Основной закон государства, где «человек, его права и свободы являются высшей ценностью…», почему терроризм не считают достаточно важным фактором угрозы жизни и здоровью граждан РФ? В действующей Конституции России общественная безопасность и общественный порядок, как ценности, требующие охраны, защиты и гарантий, не упоминаются. При этом в Конституции РФ говорится о необходимости заботы о безопасности государства (ст. 13, 55 и др.). Такое смещение приоритета в сторону безопасности государства, в ущерб общественной безопасности и общественному порядку, представляется недостатком Конституции [6]. Целесообразно было бы внести положение о борьбе с терроризмом в Конституцию РФ, в частности, в ст. 13, где следует закрепить основания ответственности за участие в террористической деятельности. Включение статьи или статей о борьбе с терроризмом в Конституцию Российской Федерации представляется важной мерой правового обеспечения противодействия террористической деятельности, поскольку норма, содержащаяся в Законе высшей юридической силы, налагает на органы государственной власти, на должностных лиц строгую обязанность ее соблюдения и выполнения и влечет за собой серьезные правовые последствия.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СПС «КонсультантПлюс». – (дата обращения: 15.10.2017).
- О противодействии терроризму: Федер. закон от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ (ред. от 06.07.2016)) // СПС «КонсультантПлюс». – (дата обращения: 16.10.2017).
- Азизова, В.Т. О конституционных основах взаимодействия органов власти в сфере противодействия экстремизму / В.Т. Азизова // Юридический вестник Дагестанского гос. ун-та. – 2015. - № 4. – С. 12.
- Качур, А.Н. О совершенствовании правовых основ системы противодействия терроризму / А.Н. Качур // новая наука: теоретический и практический взгляд. – 2016. - № 4-3(75). – С. 210.
- Богомолов, С.Ю. Особенности противодействия терроризму с учетом положений Конституции Российской Федерации / С.Ю. Богомолов // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. – 2014. - № 1(25). – С. 357.
- Упоров, И.В. Конституция России 1993 года и уголовный закон: двадцать лет спустя // Современная научная мысль. – 2014. - № 1. – С. 80.