С каждым новым десятилетием мы, к сожалению, все чаще и чаще слышим о такой быстрорастущей мировой проблеме как экстремизм. В своих различных формах и проявлениях экстремизм оказывает губительное и дестабилизирующее воздействие на всю систему общественных отношений.
Современному экстремизму характерны такие тенденции, как: международный характер, крупномасштабность, а также мощное информационно-психологическое воздействие на население разными способами [1].
В области экономических отношений экстремизм понимается как экономический экстремизм, направленный на достижение частных целей и дестабилизацию социально-экономических основ общества, осуществление крайних мер в сфере экономики. Имеющий вековую историю, данный вид экстремизма является сложным и трудноразрешимым негативным феноменом в экономике, в основе которого — свержение демократического режима, отказ от демократических ценностей, конфронтация демократическим преобразованиям, создание преград для развития рыночных отношений.
Экстремистские проявления в условиях развития современной экономики наносят большой экономический ущерб государству и населению, дестабилизируют современное общество, оказывают негативное влияние на социально-психологический климат в стране. На государственном уровне потери выражаются в нарушении устойчивости социально-экономического развития, вмешательстве в развитие государственного управления обществом, незаконное завладение имуществом и ресурсами государства, зарождение и развитие безнравственных взглядов и др. [2].
Санкции зарубежных стран в отношении России, введенные в 2014 г. в связи с событиями в Украине (Таблица), и ответные санкции российских властей, проблемы корпоративного долга повлияли на финансово-экономическую ситуацию в нашей стране, в связи с чем общее экономико-стратегическое влияние экстремизма на развитие современной российской экономики усилилось. Планировалось, что новые ограничительные меры должны столкнуть экономику России в рецессию. Цель — ограничить присутствие российских компаний в различных сегментах мирового и европейского рынков, а также не допустить превращение России в полноценный самостоятельный геополитический центр, который мог бы объединить вокруг себя другие рынки, проводить на них независимую от Вашингтона и Брюсселя экономическую политику [3]. Осенью 2014 г. президент США Б. Обама на заседании Генеральной ассамблеи ООН объявил нашу страну одной из трех главных угроз миру [4].
МИД России расценил санкции США и стран Евросоюза как реализацию нового вида наступательного оружия: «Американские экономические санкции в отношении России — это новый вид наступательного оружия» [5].
В декабре 2014 г. в своем послании Федеральному Собранию Президент РФ В. В. Путин сказал, что «так называемые санкции и внешние ограничения — это стимул для более эффективного, ускоренного достижения поставленных целей» [6]. Антироссийские санкции были введены не ради Украины, а против России, в надежде создать питательную среду для формирования массового недовольства населения, роста социального напряжения, обострения протестных настроений и силовых способов решения накопившихся экономических проблем внутри страны.
Таблица 1
Экономические санкции против России [7]
Отрасль экономики |
Перечень санкций |
Нефтяная |
– санкции в отношении отдельных компаний и их дочерних структур, а также связанных с ними предприятий других отраслей; – затрет на экспорт в Россию технологий нефтедобычи и нефтепереработки; – замораживание уже существующих и отказ от заключения новых проектов |
Газовая |
– санкции в отношении отдельных компаний и их дочерних структур, а также связанных с ними предприятий других отраслей; – замораживание уже существующих и отказ от заключения новых проектов |
Финансовая и банковская сферы |
– замораживание финансовых активов российских юридических и физических лиц; – отключение банковских структур России от международных платежных систем; – ограничение на размещение средств в западных банках; – ограничение доступа к кредитным средствам; – ограничение возможности осуществления деятельности |
Оборонно-промышленный комплекс |
– запрет на проведение операций с Россией по экспорту и импорту вооружений; – запрет на экспорт в Россию товаров двойного применения, а также любых технологий, которые могут быть использованы в военных целях |
Другие |
– персональные санкции в отношении отдельн. компаний и лиц РФ; – запрет инвестиционных проектов, поставки оборудования и материалов для объектов инфраструктуры, транспорта, энергет. комплекса субъектов РФ: Крыма и Севастополя |
Бремя экономических санкций против России сказалось на падении темпов роста экономики, ослаблении курса рубля, банкротстве предприятий и росту безработицы, удорожании кредитов, росте цен на товары первой и не первой необходимости, резком увеличении прожиточного минимума у трудоспособного населения и пенсионеров [8].
В послании 2015 г. Федеральному Собранию Президент РФ В. В. Путин заявил, что «и период низких цен на сырье, да и, возможно, внешние ограничения, могут затянуться, и затянуться надолго. Ничего не меняя, мы просто-напросто «проедим» наши резервы, а темпы роста экономики будут колебаться где-то на нулевой отметке» [9].
В ответ на экономические санкции государств Запада наша страна ответила импортозамещением, задача которого не только замещение импорта, но и увеличение российского экспортного потенциала. Были разработаны стратегические задачи и подготовлен национальный проект «Международная кооперация и экспорт» [10], включающий в себя шесть направлений: промышленный экспорт, экспорт продукции АПК, логистика международной торговли, экспорт услуг, региональные экспортные программы и системные меры развития международной кооперации.
В результате антироссийских санкций в нашей стране произошел активный поиск внутренних источников финансирования, рост спроса на производимые внутри России товары. Образно говоря, россияне стали употреблять больше меда и меньше «Баунти», что значительно улучшило качество питания.
Таким образом, антироссийские санкции не достигли своей цели и при этом нанесли экономический вред тем странам, которые ввели ограничения. Политика санкций подтолкнула к изменению структуры российской экономики. К тому же санкции явились стимулом к развитию импортозамещения в нашей стране.
Литература:
- Станкевич Н.О., Нырова Б.Р. Современный политический экстремизм. Тенденции его развития и методы противодействия // Актуальные проблемы науки и практики. 2017. № 3(008). С. 20.
- Кошелева В.А., Драпеза Д. Экономический экстремизм и его последствия // Научный вклад молодых исследователей в сохранение традиций и развитие АПК: сб. науч. тр. Междунар. науч.-практ. конф. молодых ученых и студ. (Санкт-Петербург – Пушкин, 31 марта – 01 апреля 2016 г.). СПб., 2016. С. 78.
- Коловангин П.М., Волков С.Д. Политико-экономические санкции против России: цели, средства достижения, последствия // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2014. № 16. С. 36.
- Обама объявил Россию одной из главных угроз миру // PROKAZAN: Новости Казани. 2014. 25 сентября. URL: http://prokazan.ru/news/view/95429. (дата обращения: 20.10.2018).
- Рябков: санкции – новый вид наступательного оружия США // Вести. Ru. 2014. 4 июля. URL: https://www.vesti.ru/doc.html?id=1758487. (дата обращения 20.10.2018).
- Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 04.12.2014 г. // Российская газета. 2014. 5 декабря. № 278.
- Нуреев Р.М., Петраков П.К. Экономические санкции против России: ожидания и реальность // Мир новой экономики. 2016. № 3. С. 16.
- Скворцов Д.А. Экономические санкции против России // Экономика, управление и право: инновационное решение проблем: сб. ст. III Междунар. науч.-практ. конф. (Пенза, 19 июля 2016 г.) / Под общ. ред. Г.Ю. Гуляева. М., 2016. С. 45.
- Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 03.12.2015 г. // Российская газета. 2015. 4 декабря. № 275.
- Паспорт национального проекта (программы) «Международная кооперация и экспорт» // URL: http://economy.udmurt.ru/prioriteti/project/%D0%9D%D0%B0%D1%86.%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B/%D0%9F%D0%B0%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B0/%D0%AD%D0%BA%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82.pdf. (дата обращения: 20.10.2018).