Статья раскрывает структуру противодействия терроризму в России через полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Ключевые слова: терроризм, противодействие терроризму, органы власти, органы местного самоуправления, субъекты РФ, муниципальные образования, полномочия органов государственной власти.
The article discusses the structure of the counter-terrorism mechanism in Russia through the powers of the federal executive bodies, the executive bodies of the constituent entities of the Russian Federation and the local authorities.
Keywords: terrorism, countering terrorism, authorities, local governments, constituent entities of the Russian Federation, municipalities, powers of state authorities.
В настоящее время особую актуальность приобретает проблема национальной безопасности, обеспечение которой является важнейшей государственной задачей современной России. А поскольку одной из глобальных проблем, представляющей реальную угрозу этой безопасности, мировое сообщество признает нарастающие темпы преступлений террористической характера, пристального внимания заслуживают вопросы полномочий органов власти различных уровней в сфере противодействия подобным проявлениям в обществе.
Согласно современному российскому законодательству, терроризм — это идеология насилия и практика воздействия на приятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, которые связанны с устрашением населения и/или иными формами противоправных насильственных действий [4].
В июне 2008 г. Конституционный Суд Российской Федерации рассмотрел вопрос о разграничении предметов ведения и полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в сфере противодействия терроризму [6] и в своем Определении указал, что Конституция России «непосредственно не определяет противодействие терроризму … в качестве сферы ответственности какого-либо одного уровня публичной власти. Конституционно значимые цели данного направления деятельности Российской Федерации… обусловливают необходимость осуществления системы правовых, организационных, экономических, воспитательно-идеологических и иных мер превентивного, пресекательного и восстановительного характера. Соответственно, их реализация предполагает необходимость осуществления государственных полномочий как в сфере ведения Российской Федерации, так и в сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ».
Конструкция противодействия терроризму в России представляет собой сложную многоэлементную композицию. В нее входит как система мероприятий, направленных на предупреждение терроризма, так и борьба с его проявлениями. Борьбой, или раскрытием и расследованием преступлений террористической направленности, могут заниматься исключительно органы государственной власти Федерации. Предупреждение же включает в себя профилактические меры с целью выявить и устранить причины и условия совершения преступлений террористической направленности [10].
Согласно Федеральному закону «О противодействии терроризму», на федеральном уровне создается коллегиальный орган, в полномочия которого входит координация и организация деятельности федеральных органов исполнительной власти, а также органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по противодействию терроризму. Соответственно данному закону противодействие терроризму происходит на всех уровнях федеративного государства: федеральном уровне, уровне субъекта РФ и муниципальном уровне [7].
Согласно Конституции Российской Федерации [1] и российскому законодательству, в условиях государственно-правовых преобразований основная ответственность в сфере конституционно-правового механизма обеспечения правопорядка ложится на органы государственной власти, осуществляющие исполнительную власть в стране. В соответствии с ч. 1 ст. 110 Конституции РФ, компетенцию органов исполнительной власти на федеральном уровне определяет Правительство России, осуществляющее необходимые меры по обеспечению государственной безопасности Российской Федерации [2] и проводящее подготовку организации разработки мероприятий по противодействию террористической деятельности, а также реализации данных мероприятий.
Статьей 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» среди организационных основ противодействия терроризму определены полномочия Правительства, в круг которых включены: формирование полномочий федеральных органов исполнительной власти, управление деятельностью которых оно выполняет, в сфере противодействия терроризму; организация разработки и осуществления мер по предотвращению террористических актов и минимизации и/или устранении результатов проявлений терроризма; координация обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по противодействию терроризму необходимыми силами, средствами и ресурсами; установление непреложных для выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов, категорий объектов, регламента разработки данных требований и контроля за их выполнением, порядка разработки и форму паспорта безопасности таких объектов.
Постановлением Правительства РФ «О компетенции федеральных органов исполнительной власти, руководство которых осуществляет Правительство РФ в области противодействия терроризму» [3] определены основные направления деятельности данных органов.
Тем не менее, в федеративном государстве качественное предотвращение терроризма возможно только при участии органов всех уровней государственной власти, в т. ч. органов государственной власти субъектов Федерации.
Эскалация положения субъектов Российской Федерации в решении проблем обеспечения безопасности России пришлась на начало XXI в., когда угрозы безопасности, вызванные активизацией террористической деятельности, начали принимать всеобщий характер [9].
С принятием Федерального закона «О противодействии терроризму» появилась возможность создания федеральных координационных органов (Национальный антитеррористический комитет), а также антитеррористических комиссий на уровне субъектов РФ, были закреплены определенные полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере противоборства с терроризмом. Согласно ст. 5.1 выше упомянутого Закона, руководитель субъекта Российской Федерации координирует деятельность органов государственной власти субъекта РФ по профилактике терроризма и минимизации и уничтожению последствий его проявлений, в то время как высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации занимается организацией разработки и реализации мер и государственных программ субъекта РФ в области профилактики терроризма, минимизации и ликвидации последствий его проявлений, принимает меры по недопущению возникновения конфликтов, благоприятствующих совершению терактов и формированию социальной базы терроризма, организует содействие в постоянной готовности сил и средств органов исполнительной власти субъекта РФ, предназначенных для минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. Реализация этих функций руководством исполнительной власти субъектов РФ осуществляется надлежащими силами и средствами при прямом управлении другими органами исполнительной власти субъектов Федерации.
Основная цель антитеррористических комиссий в субъектах РФ — регулирование деятельности территориальных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Федерации и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, а также по минимизации и/или устранении результатов его проявлений [8].
Система местного самоуправления занимает особое место в российском государстве, являясь связующим звеном между гражданами и муниципальными образованиями. Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» [5] (п. 7.1 ст. 14 и п. 7.1 ст. 16) определены полномочия местного значения городского округа и городского поселения в участии в предупреждении терроризма и экстремизма, минимизации либо устранении последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах определенного муниципального образования. Основной задачей местного самоуправления является защита интересов граждан на территории муниципальных образований, для решения которой органы местного самоуправления при помощи муниципальной полиции, добровольных народных дружин, муниципальных казачьих дружин обязаны обеспечивать охрану законности, общественного порядка, прав и свобод человека и гражданина. Органы местного самоуправления в настоящее время испытывают острую нужду в материально-технических средствах, обученных кадрах, позволяющих эффективно противостоять терроризму, в связи с чем им приходится действовать строго в пределах своих полномочий, закрепленных российским законодательством.
Контроль за соблюдением законодательства в сфере противодействия терроризму является важнейшим средством правового механизма в рассматриваемой сфере и заключается в постоянной проверке результатов работы в целях предотвращения и устранения недостатков и повышения эффективности механизма.
В настоящее время существуют следующие виды контроля: контроль законодательных органов, надведомственный контроль, ведомственный контроль, судебный контроль, прокурорский надзор, общественный контроль.
1. Контроль законодательных органов Российской Федерации и субъектов Федерации заключается в проведении парламентских слушаний, по результатам которых принимаются постановления и даются рекомендации заинтересованным ведомствам и лицам.
2. Надведомственный контроль осуществляется Правительством РФ и правительствами субъектов. Он предполагает проверку работы правоохранительных органов, ведомств и служб, в обязанность которых входит деятельность по противодействию терроризму, заслушивание отчетов.
3. Ведомственный контроль — это проверка исполнения законодательных актов, ведомственных приказов и инструкций; оказание практической помощи, а также своевременное выявление обстоятельств, препятствующих продуктивному противостоянию терроризму на этом уровне.
4. В круг обязанностей судебной власти включены правосудие; судебный контроль за законностью и аргументированностью использования мер процессуального принуждения; трактование правовых норм; подтверждение имеющих юридическое значение фактов; ограничение конституционной и иной правосубъектности граждан; судебный надзор за решением судов и т. д.
5. Прокурорский надзор — это осуществляемое от имени федеративного государства наблюдение органов прокуратуры за точным исполнением действующих на ее территории законов, их правильным пониманием и применением субъектами права без административного вмешательства в деятельность надлежащих органов.
6. Общественный контроль — это механизм, предоставляющий гражданам и общественным объединениям возможность вносить в федеральные органы власти и в органы местного самоуправления предложения по совершенствованию системы противодействия терроризму. Это могут быть и проекты нормативных правовых актов, и указания на причины и условия террористических проявлений с требованиями принять соответствующие меры. И хотя роль участников общественного контроля законодателем подробно не закреплена, государство должно всячески поддерживать общественный контроль. Особенно это актуально в последнее время, с ростом радикальных течений в мире и проникновением их в Российскую Федерацию [10, c. 191-192].
В заключение можно сделать вывод о том, что функционирующая в настоящее время в Российской Федерации модель противодействия терроризму позволяет определить концепцию антитеррористической безопасности, ее качественное состояние, степень актуальности в предупреждении террористических угроз. Все элементы правового механизма противодействия терроризму, а также его средства тесно связаны между собой. Однако необходимо обратить внимание на органы местного самоуправления, в деятельности которых скрыты существенные резервы в противодействии терроризму. Общество, в среде которого терроризм зарождается, в силах оказывать необходимое содействие соответствующим органам государственной власти при преодолении ими угроз террористической направленности, а также в построении конструкции антитеррористической безопасности.
Литература:
- Конституция Российской Федерации: офиц. текст / Сост. А. Таранин. — М.: АСТ, 2018. — 32 с.
- О Правительстве Российской Федерации: федер. конст. закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) // СПС «КонсультантПлюс». — (дата обращения: 21.11.2018).
- О компетенции федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, в области противодействия терроризму: постан. Правительства РФ от 04.05.2008 № 333 (ред. от 22.07.2017) // СПС «КонсультантПлюс». — (дата обращения: 21.11.2018).
- О противодействии терроризму: федер. закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ (ред. от 18.04.2018) // СПС «КонсультантПлюс». — (дата обращения: 21.11.2018).
- Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ: федер. закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 30.10.2018) // СПС «КонсультантПлюс». — (дата обращения: 21.11.2018).
- Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Сахалинской областной Думы о проверке конституционности подпункта «а» пункта 2 статьи 21 и подпункта 51.1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»: определение Конституционного Суда РФ от 17.06.2008 № 452-О-О // СПС «КонсультантПлюс». — (дата обращения: 21.11.2018).
- Вострикова, Ю. В. Проблемы противодействия терроризму на местном уровне власти Ю. В. Вострикова, Е. А. Потапова // Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по мат. XIX Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 14–24 июня 2018 г.) / Отв. ред. Н. А. Лебедева. — М.: ООО «Международный центр науки и образования», 2018. — С. 82–85.
- Кирпичев, А. И. Деятельность Антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации / А. И. Кирпичев // Обозреватель — Observer. — 2018. — № 2. — С. 17–27.
- Никитина, И. Ф. Организационные и правовые основы региональной безопасности в России И. Ф. Никитина, И. К. Советов // Вестник Прикамского социального ин-та. — 2017. — № 2(77). — С. 41–50.
- Никонов, К. О. Механизм противодействия экстремизму в России: конституционно-правовой аспект [Электронный ресурс] / К. О. Никонов // Актуальные проблемы науки и практики: сб. науч. тр. Вып. 1. — Хабаровск: РИО ДВЮИ МВД России, 2018. — С. 189–193. — URL: https://mvd.ru/upload/site134/folder_page/012/627/311/Aktualnye_problemy_nauki_i_praktiki_ENI_Sbornik_nauchnykh_trudov.pdf. — (дата обращения: 21.11.2018).