Определено понятие гарантий конституционных прав и свобод человека. Рассмотрена классификация гарантий конституционных прав и свобод человека. Проведен анализ основных конституционно-правовых гарантий прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Ключевые слова: гарантии, право человека, юридические гарантии, судебная защита, Уполномоченный по правам человека.
Актуальность темы. В современный период важным принципом каждого демократического правового государства признаются конституционно закрепленные права и свободы человека, а также предусмотренные конституциями средства их защиты. Именно гарантии прав и свобод человека и гражданина выступают реальными возможностями реализации и защиты в данной сфере. Сегодня одного декларирования прав человека недостаточно для их обеспечения и исполнения. Поэтому государство должно еще и обеспечить и защитить права и свободы человека. Такую роль выполняют гарантии.
Целью статьи является анализ конституционно-правовых гарантий прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Для успешного воплощения в жизнь закрепленных в Конституции Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина нужны, прежде все, благоприятные обстоятельства, которые состоят из многих субъективных и объективных факторов, призванных обеспечить благоприятные условия для реализации прав и свобод. Под гарантиями прав, свобод и обязанностей человека понимается система социально-экономических, политических и юридических условий, средств и способов, обеспечивающих их фактическую реализацию, охрану и защиту. Следует отметить, что данные гарантии взаимосвязаны и взаимообусловлены, они образуют в целом общую систему и в своей совокупности обеспечивают надежную реализацию, всестороннюю охрану и защиту прав и свобод человека и гражданина [3, c. 182].
Традиционно в правовой науке выделяют две основные группы гарантий прав и свобод — общесоциальные и юридические. Общесоциальные гарантии включают в себя политические, социально-экономические и культурные (духовные) гарантии. Юридические гарантии представляют собой нормы права, предусматривающие в своей совокупности правовой механизм, призванный способствовать реализации законов.
Важнейшими юридическими гарантиями являются конституционные нормы-принципы, обеспечивающие права и свободы человека и гражданина в РФ на основе Конституции РФ. К ним можно отнести следующие: защита прав человека и гражданина в суде, в международных судах или соответствующих международных организация; институт Уполномоченного по правам человека; возмещение материального и морального ущерба, причиненных государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами; право на правовую помощь и др.
Наиболее значимой гарантией прав и свобод выступает сформулированное в Конституции РФ положение о государственной защите прав и свобод, которое не исключает право граждан самостоятельно защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Центральное место в системе конституционно-правовых гарантий занимает право на судебную защиту. Конституция РФ (ч. 1 ст. 46) гарантирует каждому человеку судебную защиту его прав и свобод [1]. При этом к объекту обжалования могут относится решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
Также Конституция РФ предоставляет каждому право обращаться за защитой в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч. 3 ст. 46) [1]. К условиям, необходимым для реализации этого права можно отнести наличие соответствующего международного договора Российской Федерации и исчерпание всех имеющихся внутригосударственных средств правовой защиты. К международным органам по защите прав человека относят Комитет по правам человека ООН, Европейский Суд по правам человека и многие другие.
Следует согласиться с позицией Е. А. Лукашевой, что защиту судом прав и свобод человека можно рассматривать как норму, реализация которой обусловлена наличием ряда императивных требований: предоставление доступа к правосудию, запрет отказа в правосудии, защита не теоретических и иллюзорных возможностей, а конкретного и реального права доступа в суд. Уровень доступа должен быть достаточным для защиты этого права, возможности ясные и конкретные, чтобы в случае их несоблюдения их можно было оспорить. Не вызывает сомнений обязанность государства обеспечить эффективность права доступа к правосудию, утверждение системы юридической помощи для реализации этого права, упрощение процедуры доступа в суд, оказания помощи адвоката и др. [3, c. 411]. В Конституции РФ содержатся гарантии относятся гарантии подсудности (ст. 47), презумпция невиновности (ст. 49), недопустимость повторного осуждения за одно и то же преступление (ст. 50), право на квалифицированную юридическую помощь (ст. 48) и другие.
В настоящее время в системе гарантирования прав и свобод человека большая роль принадлежит Конституционному суду РФ. На наш взгляд, значение конституционной жалобы заключается в том, что она, безусловно, является дополнительной важной гарантией в механизме судебной защиты основных прав и свобод человека и гражданина. Возможность лиц обращаться в орган конституционной юрисдикции способствует укреплению демократии и гражданского общества, ведь данный институт является одной из форм общественного контроля за властью, который позволяет гражданину быть не только наблюдателем, но и активным участником формирования правовой политики государства.
К числу институтов, гарантирующих права и свободы, относится получивший широкое распространение институт парламентского Уполномоченного по правам человека (омбудсмен). В России должность федерального Уполномоченного по правам человека (омбудсмена) предусмотрена в ст. 103 Конституции Российской Федерации [1].
В субъектах Российской Федерации также может быть предусмотрена должность омбудсмена. Так, институт Уполномоченного по правам человека в Республике Крым учреждался в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, содействия их соблюдению и уважению органами государственной власти Республики Крым, органами местного самоуправления и должностными лицами. Соответствующий закон № 25-ЗРК «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Крым» был принят во втором чтении 25 июня 2014 года на внеочередном пленарном заседании сессии Государственного Совета Республики Крым. 02 июля 2014 года Закон был подписан Временно исполняющим обязанности Главы Республики Крым Сергеем Аксеновым, обнародован в установленном порядке и вступил в законную силу [2].
В настоящее время институт омбудсмена берет на себя также функции внесудебного рассмотрения дел, осуществляя своей деятельностью своеобразный «туннельный эффект» в условиях все усложняющейся и все более дорогой судебной власти [4, с.24]. В отличие от других институтов защиты гражданских прав и свобод, омбудсмен является важнейшей частью его механизма, в связи с тем, что может руководствоваться не только правовыми нормами и принципами, но и действовать, исходя из моральных соображений и идеалов справедливости.
Отметим, что в настоящее время деятельность органов государственной власти должна быть направлена прежде всего на обеспечение реализации норм Конституции РФ, их соблюдение во всех сферах жизни человека, создание эффективной системы наказания за их нарушение. В основном нормы, прописанные в Конституции РФ, более подробно охарактеризованы в конкретных законах, направленных на обеспечение реализации прав и свобод человека и гражданина в определенной отрасли. Данные законодательные акты принимаются на основе Конституции РФ и в соответствии с ней. Именно в конкретном законе та или иная конституционно-правовая норма находит свое воплощение, и, таким образом, от абстрактной идеи или теории переходит к уровню практического воплощения.
Гарантия прав и свобод человека и гражданина, закрепленная на законодательном уровне, предполагает и совершенствование процессуального порядка ее реализации. Это вызывает в свою очередь необходимость принятия определенных нормативно-правовых актов. Примерами этого утверждения могут служить нормы Конституции РФ, гарантирующие право на достаточный жизненный уровень, право на образование, право на труд, право на социальную защиту. Данные права и свободы являются широкими понятиями, а это в свою очередь требует их конкретизации путем принятия законов, которые бы описывали процедуру реализации указанных прав и свобод. Так, конституционно-правовые гарантии обеспечения трудовых прав и свобод человека и гражданина могут быть реализованы через: право на труд и его защиту; право на справедливые и благоприятные условия труда и их защиту; право на справедливое вознаграждение и на достаточный жизненный уровень; защиту достаточного жизненного уровня и пр.
Однако несмотря на имеющуюся законодательную базу и конституционно-правовые гарантии защиты прав и свобод человека и гражданина сегодня в нашем государстве есть немало проблем, связанных с соблюдением этих прав и свобод. Необходимо реформирование системы защиты прав и свобод и реформы должны быть всеобъемлющими: касаться как представителей власти, так и простых граждан, всех отраслей производства, социальной сферы, происходить на так называемом горизонтальном и вертикальном уровнях одновременно. Этот процесс должен быть четко спланированным и гарантироваться осознанной поддержкой большинства населения. Важнейшей является проблема демократизации, гуманизации всех сфер общественной жизни. В последние годы активно развиваются права и свободы человека, связанные с клонированием, пересадкой органов, суррогатным материнством и т. п. Все эти изменения взывают необходимость законодательного закрепления и разработки процедуры реализации новых, ранее неизвестных для отечественной правовой науки прав и свобод человека и гражданина. При этом актуальность их растет, поскольку меняется и значение права в жизни общества и государства.
Таким образом, в последние несколько лет в сфере обеспечения прав и свобод человека и гражданина произошли значительные положительные сдвиги. Конституция Российской Федерации закрепляет ряд важных прав человека и предусматривает гарантии их реализации, которые получают свое дальнейшее развитие в текущем законодательстве. Беспрепятственное обращение в суд с целью восстановления справедливости и нарушенного права — основная и конечная гарантия в реализации прав и свобод. Ведущее место в системе юридических механизмов защиты прав и свобод человека и гражданина в современном мире также принадлежит институту Уполномоченного по правам человека. Положительным следует признать практику внедрения института Уполномоченного по правам человека в субъектах РФ, в том числе в Республике Крым.
Литература:
- «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
- История становления института Уполномоченного в Республике Крым [Электронный ресурс] — http://ombudsman.rk.gov.ru/rus/info.php?id=604834
- Права человека: итоги века, тенденции, перспективы / Под общ. ред. чл.-корр. РАН Е. А. Лукашевой. — М.: Издательство НОРМА, 2002. — 448 с
- Хаманева Н. Ю. Правовой институт уполномоченного по правам человека // Гражданин и право. — 2012. — № 6. — С. 24.