Модернизация розничных магазинов требовала изменений в программном обеспечении для достижения быстрых и точных продаж. Однако с увеличением продаж увеличился и рост возвратов автомобильных запчастей ненадлежащего качества. Это связано с появлением контрафакта, уменьшением себестоимости конечного продукта за счет качества используемого материала и многих других факторов.
Ключевые слова: возврат товара ненадлежащего качества.
В XXI веке на территории Российской Федерации поставка и продажа автомобильных запасных частей достигает огромных масштабов. Процесс возврата автомобильных запасных частей нуждается в модернизации для улучшения качества, путем организации обратной связи производителю (дистрибьютору), и уменьшения издержек предприятия.
Организация возврата автомобильных запасных частей от конечного потребителя продавцу осуществляется согласно Закону РФ от 07.02.1992 N 2300–1 (ред. от 18.03.2019) «О защите прав потребителей» (далее-Закон).
Запасные части легкового автотранспорта при возврате делятся по состоянию.
Возврат товара надлежащего качества согласно статьи 5 Закона потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки, обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания [1].
Возврат товара ненадлежащего качества согласно статье 18 Закона продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара [1].
Процедура проверки качества запасных частей легкового автотранспорта подразумевает выявление причин недостатков при эксплуатации. Заводской брак или ошибка монтажа — это основные причины проявления недостатков запасных частей легкового автотранспорта.
Запасные части легкового автотранспорта ненадлежащего качества являются основной причиной издержек предприятия и являются главным субъектом при проверке качества.
Проверка качества розничным магазином запасных частей автотранспорта осуществляются в течение десяти дней. Момент начала проверки качества отчисляется с момента подачи заявления о обмене или возврате товара ненадлежащего качества. С момента проверки качества продавец должен уведомить конечного покупателя о решении в письменном виде или с помощью телеграммы. В момент проверки качества на территории розничного магазина запасных частей автотранспорта должна присутствовать лаборатория. Лаборатория рассчитывается исходя из статистических параметров согласно соотношения таких групп запасных частей как:
– электронные компаненты;
– элементы ходовой части;
– расходные материалы;
– сезонные (аккумуляторная батарея);
– сложные узлы и агрегаты.
Исходя из этих соотношений необходимо подготовить перечень оборудования по группам:
– оборудование по геометрическим параметрам запасных частей легкового автотранспорта;
– работоспособности механических запасных частей легкового автотранспорта;
– работоспособности электрических запасных частей легкового автотранспорта.
Например: проверка расходных материалов по геометрическим параметрам подразумевает проверку радиального биения.
Проверка радиального биения тормозных дисков выполняется в установленном состоянии в идеальном случае с использованием колеса, установленного надлежащим образом. Проверка выполняется при помощи стрелочного индикатора, точность измерения которого составляет по меньшей мере 0,01 мм, индикатор помещается на расстоянии приблизительно 10–15 мм ниже внешнего радиуса диска (рис.1).
Рис.1. Проверка биения тормозного диска
Однако достаточным является также измерение в области среднего радиуса. Измеренное значение для новых транспортных средств не должно превышать 0,070 мм, если измерение производилось в течение нескольких оборотов колеса (проблемные транспортные средства: < 0,040 мм). Следует принять во внимание тот факт, что данная проверка является показательной только для новых тормозных дисков. В подержанных автомобилях из-за допусков компонентов подобные низкие значения зачастую недостижимы. Однако оптимизация все-таки возможна, если тормозной диск разместить на ступице относительно крепежных отверстий так, что при измерении получится наименьшее значение. Радиальное биение тормозных дисков даже в подержанных транспортных средствах не должно превышать 0,10 мм. При необходимости это значение следует оптимизировать посредством замены/комбинирования соответствующих компонентов (ступица, тормозной диск, опора) [2].
Таким образом, для проверки тормозных дисков нужен стенд с креплением под ступицу. Перед проверкой стенд нуждается в предварительной проверке на биение ступицы. Дефект тормозных дисков по недостатку «биение» исключен.
Проверка сложного узла по магнитно-электрическим параметрам магнитного кольца ступичного подшипника типа HUB-1 производится картой заполненной металлической стружкой и маслом (рис.2).
Рис. 2. Карта, заполненная металлической стружкой и маслом для проверки магнитного кольца ступичного подшипника типа HUB-1
Таким образом, при проверке качества возможно исключить дефект магнитного кольца.
Литература:
1. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300–1 (ред. от 18.03.2019) «О защите прав потребителей»: КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/ (дата обращения: 25.05.2019).
2. Оценка повреждений тормозных накладок дискового тормоза и тормозных дисков: Textar. [Электронный ресурс]. URL: https://textar.com/wp-content/uploads/2015/08/Textar_Fault-Assessment_RUS.pdf (дата обращения: 25.05.2019).