В настоящее время многие ученые поднимают в своих научных работах проблему государственного долга, а также его правового регулирования.
Регулирование государственного долга реализуется в России с помощью Бюджетного кодекса, кроме того, федеральными правовыми актами о бюджете на конкретный финансовый год, а также плановый период. С нашей точки зрения, все-таки началом, обосновывающим публично-правовую природу такого экономическо-правового явления, должны являться нормы Конституции России, которые в будущем конкретизируются в отраслевом финансовом законодательстве. Если проводить параллель с другими странами, то законодательно управление государственным долгом в Российской Федерации четко не регламентируется в Конституции страны. Так, например, в основном законе таких иностранных государств, как Швеция, Бельгия, Германия, регулирование государственного долга как независимого раздела, демонстрирует важность данных отношений и необходимость их законодательного закрепления на конституционном уровне.
Автор, как и многие современные ученые, изучающие данную проблему, считает, что целесообразно было бы закрепить в основном законе нашего государства основополагающие положения, содержащие следующие сведения: определение госдолга; о делении госдолга на внешний и внутренний; об управлении госдолгом Правительством РФ.
Внешний долг нашей страны, по данным Министерства финансов на 1 марта 2019 года достаточно высок, и составляет около 47 557.7 млн. долларов. В связи с этим требуются соответствующие изменения в законодательном регулировании внешнего долга с учетом современной политической ситуацией.
За последние пять лет на обстановку в России оказали воздействие ряд факторов, которые с течением времени переплелись между собой. Конкретно, значительное падение стоимости нефти, так как на данный момент она является стратегическим ресурсом нашей страны. Политический кризис на Украине оказал немаловажное влияние. Стоит отметить, что внешняя задолженность Украины перед Россией по данным Министерства финансов Украины на 2018 год составляет 610 млн. $1. Введение санкций, и, закономерно, сокращение объема присутствия компаний из России на мировых финансовых площадках, повлекло отток денежных средств и снижение курса рубля, а также впоследствии спровоцировало инфляционные процессы.
В свою очередь, увеличивающийся внешний долг приводит к ухудшению условий заимствований и их последующего обслуживания. Особенность же Российской Федерации заключается в том, что у нее есть немалое количество государственных компаний, чьи долговые обязательства очень велики не только в сравнении с их выручкой, но и в отношении ко всему валовому внутреннему продукту. Наиболее известные из них являются «Ростех», «Роскосмос».
Преобладающий фактор имеющихся условий в России — не разработаны законодательные механизмы, сопровождающие надлежащее воздействие на внешний долг России. Однако при грамотном подходе есть шанс его преодолеть, а конкретно, на правовом уровне создать ограничения на движение капитала между государствами, что в дальнейшем позволит сохранить финансы в нашей стране и сократить снижение курса рубля.
Еще одной немаловажной проблемой является то, что, в основном, бюджетные средства идут только на внешнее погашение государственного долга. Поэтому, мы считаем, что необходимо составить программу выплаты внешнего долга и расчетов по межнациональным обязательствам.
Проблема заключается и в недостаточно эффективном правовом регулировании выпуска и размещения ценных бумаг страны. Рынок ценных бумаг, принадлежащих государству, в России определяется конкретными свойствами, создающими проблемы его совершенствования: небольшая часть индивидуальных инвесторов; краткосрочная специфика ценных бумаг страны; упадок доверия населения к государству; отсутствием единой технологии первичного размещения государственных ценных бумаг.
Автор считает, что необходимо на уровне законодательства закрепить положения о частных инвесторах, развивающих российское производство. К примеру, в таких государствах, как США, Германия, Япония на рынке ценных бумаг страны находятся преимущественно инвесторы, которых можно отнести к стратегическим, это те, кто инвестирует в совершенствование сферы производства. Стоит разобраться, кто же это? Чтобы дать исчерпывающий ответ на данный вопрос стоит обратиться к финансовому словарю, который даёт следующее толкование: «Стратегические инвесторы — это крупные транснациональные корпорации, специализирующиеся в конкретных отраслях промышленности и занимающие лидерские позиции в своих секторах»1. Посредством оборота ценных бумаг страны такие инвесторы реализуют важные социальные программы. К ним можно отнести программы, регламентирующие строительство железных путей и автомобильных магистралей; инвестирование в инновационные сектора, включая лидирующие механизмы телевидения и связи, элементы интернет сферы; экономическую поддержку совершенствования высоких технологий; достижение результата в социальных программах, к примеру, обеспечение строительства домов; поддержание и совершенствование среды рынка финансов. Для решения данной проблемы необходимо заимствовать зарубежный опыт по нормативно-правовому регулированию размещения ценных бумаг и расширению прозрачности информации.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что перечень проблем правового регулирования государственного долга РФ, освещенный автором, является ключевым, но не является исчерпывающим, поэтому требует особо внимания как со стороны ученых-теоретиков, так и со стороны законодательных органов для их дальнейшего устранения.
Литература:
- Бабич А. М. Государственные и муниципальные финансы / А. М. Бабич, Л. Н. Павлова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 703 с.
- Бичева Е. Е. Состояние государственного долга России из проблемны его урегулирования / Е. Е. Бичева // Наука щи образование. — 2015. — № 7 — С. 27–30.
- Брагинская Л. С. Государственный долг: анализ системы управления и оценка ее эффективности / Л. С. Брагинская. — М.: Университетская книга, 2007. — 128 с.
- Давлетшин Д. Р. Анализ внутреннего государственного долганы Российской Федерации / Д. Р. Давлетшин // Молодой мученый. — 2014. — № 8. — С. 449–453.
- Крохина Ю.А Финансовое право России / Ю. А. Крохина. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.:Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2015. — 624 с.
- Мохнаткина Л. Б. Государственный и муниципальный долг: Учебное пособие / Л. Б. Мохнаткина. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. — 151 с.
- Хамалинский И. В. Государственный долг Российской Федерации: современное состояние / И. В. Хамалинский // Вестник Международного института экономики и права. — 2017. — № 1 (26). — С. 32–45.
- Химичева Н. И. Финансовое право / Н. И. Химичева. — 5-e изд., перераб. и доп. — М.: Норма: НИЦ Инфра-М, 2012. — 752 с.
- Цареградская Ю. К. Теоретико-правовые сосновый государственного долганы Российской Федерации: сгущённость, содержание из функции / Ю. К. Цареградская // Актуальные проблемный российского правда. — 2016. — № 4. — С. 69–76.