В данной статье анализируется вопрос государственного управления в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды на территории Российской Федерации.
Ключевые слова: государственное управление, охрана окружающей среды, природопользование, экологический надзор
Интенсивная хозяйственная деятельность, как обратная сторона научно-технической революции, привела Россию к экологическому кризису, который сопровождается сегодня социальными, экономическими проблемами, ухудшением качества жизни населения, увеличением заболеваемости населения, снижением рождаемости, сокращением продолжительности жизни [8].
Федеральный закон от 10 янв. 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [2] определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Проблемы в области природопользования и охраны окружающей среды входят в сферу высших государственных приоритетов, для решения их необходима единая государственная политика, где нет места разрозненным действиям и несистемным решениям. Государственное управление в области охраны окружающей среды является частью социального управления и рассматривается как одна из функций Российской Федерации.
В процессе управления органами государственной власти осуществляется предоставление природных объектов в пользование, собственность, устанавливается их целевое использование, осуществляется наблюдение, учет, экологический надзор, что, в принципе, должно обеспечивать рациональное природопользование и охрану окружающей среды [5].
Высшими государственными органами, осуществляющими политику в области охраны окружающей среды и природопользования, являются: Президент РФ, Федеральное Собрание состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы, Правительство РФ, органы исполнительной и законодательной власти субъектов РФ.
При аппарате Президента РФ работает Межведомственная комиссия Совета безопасности РФ по экологической безопасности, которая образована в соответствии с Законом РФ от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» [3] и Положением о Совете безопасности Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 3 июня 1992 г. № 547 [4]. Межведомственная комиссия является постоянным рабочим органом Совета безопасности Российской Федерации по реализации возложенных на него задач в сфере обеспечения экологической безопасности личности, общества и государства.
Приоритетными направлениями государственной политики в области окружающей среды и природопользования является поддержание устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения безопасности страны (экономической, экологической и нравственной).
Следует отметить, что современное усиление и централизация власти повышают статус и эффективность доктринальных (концептуальных) документов, их воздействие на национальную правовую систему и на систему управления в данной сфере правоотношений в целом.
Как сказано в основном прогнозном документе страны — Концепции социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, «динамика основных экологических показателей развития России указывает на увеличение негативного воздействия на окружающую среду (суммарные выбросы в атмосферу от стационарных и мобильных источников, объемы образования отходов на фоне снижения уровня их переработки» [6].
Так, 40 % территории России фактически представляют собой зону экологического бедствия. Это цифра говорит о том, что более 60 % всего населения России — жители центральной и южной Европейской части Российской Федерации, среднего и южного Урала, Западной Сибири и Поволжья проживают в экологически неблагополучных районах.
Что касается Дальневосточного федерального округа (далее — ДФО), то ситуация здесь требует скорейшего вмешательства государства и принятия мер по целому ряду направлений, в том числе и экологии. Особенности экологической политики неразрывно связаны со спецификой экономического, социального, политического и культурного развития общества. В связи с этим большое влияние на экологическую политику оказывают следующие факторы: масштабы природопользования, темпы развития производства, экономическая и социальная стабильность, уровень экологической культуры населения и т. п.
Увеличивающееся потребление природных ресурсов, экстремальные природно-климатические условия, повышенная уязвимость экосистем регионов Севера и ДФО приводят к возникновению угрозы для безопасности населения, природным и техногенным чрезвычайным ситуациях.
В ДФО производится незаконная вырубка девственных лесов — главного богатства региона, а также при воздействии техногенного фактора загрязняются водные источники. В числе экологических проблем ДФО также можно назвать пожары, последствия тайфунов и землетрясений, наводнения, крушения нефтеналивных танкеров, аварии на нефтегазовых и других промышленных объектах. При этом следует отметить, что лишь 75 % участков могут быть рекультивированы. В Дальневосточном федеральном округе в 2017 г. 5 городов (Благовещенск, Комсомольск-на-Амуре, Уссурийск, Чегдомын (пгт), Южно-Сахалинск) характеризовались высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха.
Высокий уровень загрязнения приземного слоя атмосферы Хабаровского края формируется, в основном, под влиянием выбросов предприятий по производству, передаче и распределению электроэнергии, газа, пара и горячей воды, котельных и автотранспорта [7].
В целях повышения эффективности решения природоохранных задач необходимо совершенствовать правовое регулирование организации и проведения государственного экологического надзора.
Одним из основных правовых инструментов в области охраны окружающей среды в 1990-е гг. стала государственная экологическая экспертиза, направленная на установление соответствия документации, обосновывающей намечаемую хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, и проводимая в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
С 2007 г., в результате изменений, внесенных в Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», [1] значительно сокращен круг объектов государственной экологической экспертизы, из перечня были исключены почти все объекты, способные оказать неблагоприятное воздействие на окружающую среду.
Так, к примеру, исключены проекты нормативно-правовых актов — законов, указов, постановлений и т. п. В наших условиях, когда многие стратегические процессы, направления развития и политика в области охраны окружающей среды устанавливаются именно законодательно, отказ от экологической экспертизы проектов нормативно-правовых актов может привести к долгосрочным негативным экологическим и социально-экономическим последствиям на региональном уровне и уровне всего государства.
В действующем законе «Об экологической экспертизе» предметом экспертизы остались проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов, но только тех, которые связаны с охраной окружающей среды, а также проекты некоторых целевых программ. Т. е. ни градостроительная деятельность, ни нормирование тех видов деятельности, которые могут нанести ущерб окружающей среде, предметом экспертизы не являются [9]. Иными словами, то, что может оказать воздействие на окружающую среду косвенно, и что нуждается, как правило, в стратегической экологической оценке, также выпадает из объектов подлежащих экологической экспертизе.
В сложившихся условиях это означает, что экологические требования при принятии решений о реализации многих видов хозяйственной деятельности в обязательном порядке учитываться не будут, что неизбежно приведет к снижению эффективности государственного экологического надзора, дестабилизации всей системы охраны окружающей среды и к ухудшению экологической обстановки во многих регионах страны.
По нашему мнению, необходимо ликвидировать это законодательное упущение и внести поправки в Федеральный закон «Об экологической экспертизе», расширяющие перечень объектов государственной экологической экспертизы, включив в него все экологически опасные виды хозяйственной деятельности.
Государственное управление в области природопользования и охраны окружающей среды — составная часть государственного управления в целом, роль которого в данной сфере определяется значением государственных органов в механизме охраны окружающей среды. Именно органы государственной власти обладают специальными правовыми и административными средствами для обеспечения реализации требований экологического законодательства.
Действующее экологическое законодательство решает не все поставленные перед ним задачи. Совершенствование правового регулирования экологических отношений предполагает существенную модернизацию как государственного экологического управления, так и основных природоохранных инструментов: экологического нормирования, экологического надзора и контроля, экологической экспертизы, платы за негативное воздействие на окружающую среду и других. Без этого невозможны качественное оздоровление окружающей среды и успешное развитие страны в будущем.
Литература:
- Об экологической экспертизе: Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ // Российская газета. –1995.– № 232.
- Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10 янв. 2002 г. № 7-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 2. — Ст.133.8.
- О безопасности: федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ // Российская газета. — 2010. — № 295.
- Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации (вместе с «Положением о Совете Безопасности Российской Федерации»: указ Президента РФ от 6 мая 2011 г.№ 590 // Собрание законодательства РФ, –2011. — № 19.– Ст. 2721.
- Положение о федеральном государственном экологическом надзоре: утв. Постановлением Правительства РФ от 08.05.2014 г. № 426 // Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 20. — Ст. 2535.
- О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.: распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р // «Собрание законодательства РФ. — 2008. — № 47. — Ст. 5489.
- О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2018 г.: государственный доклад Министерства природных ресурсов и экологии // URL: gosdoklad-ecology.ru›2018/subjects/dfo/ (дата обращения: 23.05.2019).
- Ферару Г. С. Методические подходы к формированию и реализации региональной экологической политики / Ферару Г. С. // Вопросы государственного и муниципального управления. — 2015. — № 1. — С. 28–29.
- Ярков А. В. Практическое пособие по организации и проведению стратегической экологической оценки / Ярков А. В. — М.: Статут, 2017. — 34 с.