В статье представлено понятие, предмет и задача науки «Педагогика». Описаны традиционные и инновационные методы обучения. Рассмотрен XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов 2017, как пример современного инновационного метода обучения молодежи.
Ключевые слова: педагогика, традиционные методы обучения, инновационные методы обучения, XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов 2017.
Исследования понятия «педагогика», традиционных и инновационных методов обучения ведутся давно и представлены в большом количестве современных литературных источников [1, 2, 3]. Такое множество специализированных педагогических, обществоведческих, психологических, философских трудов ориентированы на поддержку учебно-воспитательных процессов в образовании. Совокупность педагогических методов обучения и их совместная реализация с современными техническими достижениями порождают инновационные методы обучения, главной задачей которых является повышение образования людей и их качества жизни.
Педагогика. Предмет изадача
Термин понятия «педагогика» происходит от греческих слов paides — дети, и ago — вести, что в переводе означает — «пайдагогос» — «детоводитель». На начальном этапе появления, термин педагогика использовалось, как обозначение воспитания ребенка — «вести ребенка по жизни». Но впоследствии, с середины ХХ века с накоплением теоретических и практических основ педагогики и расширением области ее применения и на взрослых людей, педагогика стала рассматриваться, как целостная «наука о воспитании».
Предметом педагогики является воспитание, а главной задачей является сбор и систематизация знаний о воспитании человека.
Накопленные за много времён теоретические и практические основы науки педагогики обеспечивают педагогов профессиональными знаниями о методах воспитательных процессов людей разных возрастов и социальных групп. Многовековые теоретические основы педагогики дают возможность педагогам понять необходимую последовательность учебно-воспитательного процесса, а практические основы спроектировать и осуществить этот процесс с современными возможностями.
Но надо отметить, несмотря на то, что педагогика включает в себя множество направлений и сфер деятельности, ее предмет имеет конкретную цель — это воспитательная деятельность в учебно-воспитательных организациях и в семье. Таким образом, педагогика обеспечивает реализацию социального заказа общества на возникающие проблемы воспитания и образования. От того, как будут решаться эти проблемы, успешно или нет, зависит какое будет общество и люди.
Традиционные иинновационные методы обучения
В современных учебно-воспитательных процессах выделяют традиционные и инновационные методы обучения [2, 3].
Традиционные методы обучения.
Понятие «традиционный метод обучения» подразумевает процесс обучения, сложившийся в начале развития педагогики.
Характерными свойствами традиционного метода обучения являются:
– учащиеся одинакового возраста и уровня подготовки объединены в группу, которая сохраняет постоянный состав на весь период обучения;
– группа работает по единой годовой программе согласно расписанию;
– основной единицей программы является урок;
– урок посвящен одной теме, и учащиеся всей группы работают с одним и тем же материалом;
– работой учащихся руководит педагог.
Традиционные методы обучения используются в следующих случаях:
– объяснительно-иллюстративный метод обучения — учебно-воспитательный процесс, в котором педагог объясняет предмет и наглядно иллюстрирует учебный материал. Данный метод обучения осуществляется с использованием лекций, демонстраций, экскурсий и многих других. В этом методе деятельность учащегося направлена на получение информации, и в результате использования данного метода формируются «ознакомительные знания»;
– репродуктивный метод обучения — учебно-воспитательный процесс, в котором педагог составляет задания для учащихся, которые направлены на воспроизведение ими знаний, такие как — решение задач, реализация опытов. В этом методе деятельность учащегося направлена на активное использование имеющейся у него информации, и в результате использования данного метода у учащихся формируются «знания с навыками».
Как объяснительно-иллюстративный, так и репродуктивный методы традиционного учебно-воспитательного процесса направлены на процессы передачи от педагогов учащимся единого четкого и систематизированного объема знаний.
Традиционные методы обучения имеют ряд недостатков. Прежде всего, традиционные методы обучения ориентированы преимущественно на прямое усвоение знаний и навыков, а не на развитие личности. Процессы традиционных методов обучения характеризуются отсутствием самостоятельности учащихся и отсутствием условий для проявлений индивидуальных творческих способностей учащихся.
Инновационные методы обучения.
В условиях постоянного человеческого развития, образовательные реформы приобретают особое значение. Использование персонального компьютера и других современных информационных технических достижений в процессе образования привело к пересмотру традиционных методов обучения и положило начало появлению инновационных методов обучения.
Характерными свойствами инновационного метода обучения с современными информационными техническими достижениями являются:
– использование мультимедийных учебных материалов, необходимых для освоения предметного курса знаний;
– использование активных технических практик для вовлечения обучающихся в практический учебный процесс;
– использование современной инфраструктуры, позволяющей применение дистанционных форм обучения.
Сущность инновационных методов обучения с применением информационных технических достижений в том, что они опираются не только на процессы памяти, но и на творческое индивидуальное мышление. При инновационном методе обучения процесс организуется таким образом, что обучаемые учатся при помощи технических средств общаться и взаимодействовать с педагогом и другом с другом, совместно решать сложные проблемы на основе анализа соответствующей информации.
«XIX Всемирный Фестиваль Молодежи иСтудентов 2017»— пример современного инновационного метода обучения молодежи
XIX Всемирный Фестиваль Молодежи и Студентов, который прошел в России в 2017 году. Фестиваль принял 20 000 студентов и профессионалов в возрасте от 18 до 35 лет из 180 стран. Организаторами Фестиваля явились — Всемирная федерация демократической молодежи (ВФДМ), имеющая консультативный статус при ЮНЕСКО, и Национальный подготовительный комитет принимающей страны. Фестиваль прошел под девизом «За мир, солидарность и социальную справедливость, мы боремся против империализма — уважая наше прошлое, мы строим будущее!» [4].
Программа фестиваля включила в себя многие направления деятельности общества — науку и образование, культуру, спорт, каждая из которых состояла из множества подразделений. Помимо просветительских теоретических мероприятий — участия в дискуссиях и сессиях со знаменитыми учеными, спортсменами, деятелями культуры, у молодых людей была и возможность практического получения навыков от знаменитостей и лидеров — участия в интеллектуальных играх, в спортивных тренингах и соревнованиях, уроках искусства, мультимедийных экскурсиях и т. д. И все это происходило с применением современных информационных технических достижений. Благодаря наличию разнообразного выбора семинаров, сессий, тренингов с использованием технических средств молодые специалисты смогли расширить свой кругозор, мировоззрение, контакты и получить знания необходимые для индивидуального личностного развития каждого. И таким образом, XIX Всемирный Фестиваль Молодежи и Студентов можно смело отнести к инновационному методу обучения молодежи, который стал международной обучающей площадкой для прогрессивных людей всего мира.
Заключение
В заключении следует отметить, что любые — традиционные и инновационные методы обучения — оказывают положительное влияние на людей и общество в целом, способствуя повышению уровня образования и тем самым качества жизни людей. В современном обществе необходимость использования именно инновационных педагогических методов обучения связана с постоянным повышением требований, предъявляемых к уровню знаний молодых специалистов и быстро изменяющихся условий жизнедеятельности общества. Форма учебно-воспитательного процесса с применением инновационных педагогических методов обучения, существенно шире и глубже по сравнению с формой с традиционными методами обучения, что связанно с применением современных учебных технических средств на практике. Представленный в данной статье — XIX Всемирный Фестиваль Молодежи и Студентов 2017 — явился ярким примером инновационного метода обучения молодежи, отразившим актуальные процессы современности и развития общества всего мира.
Литература:
- Захарова И. Г. «Информационные технологии в образовании», учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, Москва, Изд. «Академия», 2010, -192с.
- Подласый И. П. «Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов», учеб. пособие, Москва, Изд. «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2006, -365с.
- Пушнова В. В. «Повышение эффективности образования при помощи инновационных информационных технологий обучения», Ученые записки № 2, Баку, 2018, стр.213–216
- «Всемирный Фестиваль Молодежи и Студентов» // Электронный ресурс, Режим доступа:https://ru.wikipedia.org/wiki/ВсемирныйФестивальМолодежииСтудентов