Актуальность: Каждый ребенок с тяжелыми и множественными нaрушениями развития (ТМНР) в психическом и физическом аспекте имеет свой собственный темп и ритм развития, особые способности, но вместе с тем имеет и большое количество ограничений. Многие из детей не могут или затрудняются передвигаться, самостоятельно удовлетворять физические потребности, приобретать опыт деятельности, подражать социальному поведению, инициировать и поддерживать социальное взаимодействие. У детей нарушены эмоциональные, когнитивные, коммуникативные способности, средства самовыражения. Они зачастую недостаточно четко воспринимают и осознают себя, другого человека, предметы окружающего мира. Их интерес к какой-либо деятельности быстро угасает. Задача педагога состоит в выявлении альтернативных путей развития деятельности воспитанников, которые позволяют в некоторой мере компенсировать их ограничения в познании окружающего мира. Мир природы во всем его многообразии может стать той отправной точкой, что позволит раскрыть скрытые ресурсы, потенциальные возможности воспитанников. Строить работу с детьми с ТМНР необходимо исходя из сезонности, различных проявлений природы, календарных праздников, из того, что детям может быть близко, дорого, интересно. Важно вызвать у детей эмоциональный отклик на все прекрасное и удивительное, чем нас радует природа, сподвигает на воплощение своих впечатлений в живописи, музыке, стихах, песнях, творческой деятельности. Привлечь детей с ТМНР к совместной с взрослыми творческой деятельности через ознакомление с природой, ее объектами, проявлениями в разное время года станет важным этапом в целенаправленной систематической работе по обогащению социального и эстетического опыта воспитанников.
Цель проекта: показать детям с ТМНР предметы и явления природы в естественных условиях во всем их многообразии и взаимосвязях.
Задачи проекта:
– обогащать представления детей о природе во всем ее многообразии через организацию тематических занятий, прогулок, мини-экскурсий;
– формировать умение соотносить получаемые изображения предметов и явлений природы в продуктивных видах деятельности с реальными объектами живой и неживой природы;
– корригировать высшие психические функции детей при ознакомлении с произведениями о природе, животном и растительном мире, деятельности людей в разное время года;
– развивать музыкальное восприятие при слушании музыкальных произведений с основополагающим природным компонентом;
– упражнять в музыкально-ритмических движениях через подготовку и проведение тематических праздников, мероприятий;
– расширять коррекционно-развивающую среду для занятий детей по уходу за домашними животными, птицами, растениями, цветниками, огородом и т. п.;
– воспитывать коммуникативные умения и навыки посредством организации и проведения совместных мероприятий;
– воспитывать волевые усилия, проявление самостоятельности в различных видах организованной деятельности;
– воспитывать эмоциональный отклик, положительные эмоции в процессе совместной творческой деятельности.
Участники проекта:
– воспитанники ГКУ ЦССВ «Южное Бутово»
– воспитатели ГКУ ЦССВ «Южное Бутово»
– специалисты-дефектологи, специалисты по АФК, педагоги дополнительного образования.
– География проекта: ГКУ ЦССВ «Южное Бутово»; парковые, прогулочные зоны Москвы, учреждения
– Сроки реализации проекта: 2018–2019 уч.г.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап:
– составление плана мероприятий проекта;
– создание материальной базы для реализации проекта;
– назначение ответственных лиц за реализацию мероприятий проекта;
Основной этап:
– Организация и проведение мероприятий по плану:
Тема |
Форма проведения |
«Волшебство бумажное…» (флора, фауна осенью) |
Выставка детских работ. |
«Краски осени» |
Мини-экскурсии в парковые зоны |
Целевые тематические прогулки |
|
Осенний праздник «Осень, в гости просим!» |
|
«Осенняя мелодия» |
Межгрупповые мероприятия, занятия, вечера досуга, музыкальные встречи, осень в стихах… |
«Птицы- наши друзья!» |
Изготовление кормушек для птиц |
Домашние питомцы (живой уголок центра) |
Занятия |
«Мир игрушек» |
Выставка детских работ |
Труд в природе. «Листопадничек». |
Наблюдение за трудом дворника. Помощь в уборке листвы, на участке (рыхление).Уход за обитателями живого уголка |
«Времена года» |
Релаксирующее занятие для детей отделения групп интенсивного ухода(музыка и природа) |
«Всем знакома, чародейка, — Матушка-зима. С лёгкой поступью небрежной, — С пеленою белоснежной, - Вот она сама!» (цикл новогодних мероприятий) |
Новогодний праздник |
«Встречаем Новый год» |
|
Праздник «Здравствуй, Новый год!» |
|
Театрализация новогодних сказок |
|
«Новогодняя сказка» |
Выставка –оформление детских уголков, тематических работ в выставочном зале |
«Труд в природе». Снегопадничек. |
Наблюдение за работой дворника. Помощь в расчистке дорожек, уборке снега… Уход за живым и зеленым уголком |
«Рождественские встречи» |
Вечер досуга |
«Зимним сном природа спит…» |
Мини-экскурсии |
Целевые прогулки |
|
«Рождественская сказка…» |
Выставка –сотворчество взрослых и детей |
«На окне, серебряном от инея, за ночь хризантемы расцвели…» |
Занятия по интересам продуктивными видами деятельности |
Районные, городские конкурсы зимней тематики |
Выставки работ продуктивных видов деятельности (ЦССВ, городские конкурсы) |
«Богатыри Земли русской» |
Открытые занятия |
Выставка детских работ |
|
Лепка из снега «Крепость». Игра со снегом «Осада крепости» |
|
Труд в природе. Снегопадничек. |
Уборка территории от снега. Уход за живым уголком |
«Покормим птиц» |
Наблюдение, кормление птиц |
«Масленица, Масленица, Дай блинком полакомиться. Прогони от нас метели, Прокати на карусели. Растопи холодный лёд, Пусть весна скорей придёт!» |
Праздник «Здравствуй, масленица!» |
Музыкальный вечер (музыка, песенки зимней тематики) |
|
«Весна в окно стучится и гонит зиму со двора». |
Мини-экскурсии Целевые прогулки |
Встреча веселых стихов о весне |
|
«Сказки о пушистых малышах» |
Оформление тематических уголков |
«Нынче праздник, нынче праздник! Праздник бабушек и мам Это самый добрый праздник, Он весной приходит к нам весной. Это праздник послушанья, Поздравленья и цветов, Прилежанья, обожанья, Праздник самых лучших слов» |
Праздник 8 марта |
«Пробудившись ото сна, Кистью мягкою весна На ветвях рисует почки На полях — грачей цепочки, Над ожившею листвой - Первый росчерк грозовой…» |
Занятия по интересам продуктивными видами деятельности |
Районные, городские конкурсы весенней тематики |
Выставки детских творческих работ (ЦССВ, районные, городские учреждения культуры) |
Труд в природе. |
Посев рассады, уход Высадка рассады в грунт Уход за живым уголком |
«Взошел Апрель на трон весенний, Надев корону из мимоз. И зазвенели птичьи трели В макушках заспанных берез»... |
Оформление тематических уголков «Цветы…цветы…» |
Литературные встречи «Рассказы о весне» |
|
«Апрель, апрель, догони меня скорей…» |
Игры-развлечения (пантомимы животных, птиц) |
«Зацветают вишенки — Сладкий аромат. Как в рубашке вышитой Наш весенний сад…» |
Мини-экскурсии |
Целевые прогулки |
|
«На лугу веселый бал Был открыт весною: На трубе комар играл, Шмель мохнатый танцевал С мушкой голубою»» |
Оформление тематических уголков, выставка на кругу |
У природы живые краски, И пусть живет она без опаски, Пусть живут звери, птицы, Пусть человека никто не боится. |
Эколого-спортивный праздник |
Заключительный этап:
– Отчет о проделанной работе по теме проекта
– Фотоальбомы групповые «Времена года»
Ожидаемые (возможные) результаты:
– Накопление детьми эмоционального позитивного опыта общения с природой во всех ее проявлениям в разные времена года;
– получение социального опыта в процессе участия в мероприятиях проекта;
– воспитание в детях гуманного отношения к окружающему миру.
Литература:
- Закрепина А. Умственно отсталые дети: синдромы. педагогическое изучение, коррекционная помощь / Закрепина А.// Дошкольное воспитание. — 2012. — № 1. — С. 58–66.
- Кузьмина Т. И. Проблема психологического изучения личности при умственной отсталости / Кузьмина Т. И.// Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2012. — № 2. — С.32–36.
- Ковалева Г. А. Сравнительное изучение общения дошкольников с разным уровнем интеллектуального развития / Ковалева Г. А., Бусарнова Н. В.// Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2010. — № 1. — С. 18–31.
- Зак Г. Г. Социальная реабилитация детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в условиях детского дома / Зак Г. Г.// Специальное образование. — 2012. — № 2. — С. 49–57.
- Зырянова С. И. О социализации детей с особыми образовательными потребностями / Зырянова С. И.// Дошкольная педагогика. — 2010. — № 6. — С. 43–45