Вопрос международно-правового регулирования добычи ископаемых очень актуален на данный момент. Научно-технический прогресс ведущих мировых держав позволяет предполагать, что дальнейшее развитие отношений в данной сфере невозможно без принятия соответствующего международно-правового акта.
Для дальнейшего освоения космоса нужно больше топлива и ископаемых, которые невыгодно добывать непосредственно на земле. Тем более многие космические объекты содержат железо, титан, никель, магний, кобальт и минералы, из которых можно получать воду, кислород, водород. Национальное космическое ведомство США (далее НАСА) выбирает предложения SBIR от Deep Space Industries, где самым важным из них является проект Фазы I для дальнейшего изучения использования реголита (грунта) на основе глины для производства строительных материалов в космосе. Все это позволит им в дальнейшем производить строительство в космосе с использованием местных материалов, что в свою очередь снизит стоимость космических исследований НАСА и обеспечит материалами для запасных частей и ремонта в космосе, а также сделать миссии более гибкими и эффективными [1].
Для того, чтобы понять сущность проблемы правового регулирования добычи полезных ископаемых в космосе, необходимо рассмотреть значение космической техники в научно-техническом прогрессе. Г. И. Морозов, В. В. Малоземов сравнивают космические аппараты с морскими судами средних веков. Во-первых, они позволяли исследовать и колонизировать новые земли. Во-вторых, позволяли налаживать торговые связи. В-третьих, помогали в составлении навигационных карт. В–четвертых, военно-стратегическое значение [2].
Начиная с XX века — космические аппараты, по своей сути, позволяют выполнять те же самые задачи, но в ином пространстве — космическом. Однако вместе с этим, нельзя не согласиться с тем, что роль космических технологий имеет определенные отличия от морских судов. Связано это с особой сферой их функционирования. Успехи в освоении космоса рассматриваются не как успех какой-то отдельной страны, а как успех всего человечества в целом. Современное общество нельзя представить без спутников, которые имеют важное значение для связи, навигации, метеорологии, астрономии и других науках.
В последние 15 лет становится очевидным факт увеличения внимания со стороны коммерческих компаний в отношении космического пространства, в особенности тех компаний, которые ориентированы на добычу ископаемых. Постоянные инвестиции со стороны ряда государств, таких как: США, Россия и Китай позволяют развиваться научно-техническому прогрессу достаточно быстрыми темпами. Именно это позволит в дальнейшем осуществлять добычу полезных ископаемых в ископаемых в космосе.
Большой интерес к космосу приводит к тому, что количество международных патентных заявок растет (в 2008–2017 годах — с 124 до 339), новые технологии делают возможной добычу полезных ископаемых в космосе уже в ближайшие десятилетия [1].
Уже сейчас многие фирмы планируют на 2020 год запуск космических аппаратов для оценки сбора информации о будущих разработке шахт. США планирует в 2026 году пробовать добычи ископаемых в космосе, что уже через четыре года приведет к коммерческой добыче и появлению космических орбитальных фабрик. Потенциальные масштабы горного дела в космосе исчисляются триллионами долларов.
Также Planetary Resources ставит одной из основных задач перед собой добычу воды в космосе. Объясняется это достаточно просто — доступ к воде позволит упрочить положение человечества в космосе, так как она необходима для поддержания жизнеобеспечения, а также может быть переработано в ракетное топливо для дальнейшего исследования Солнечной системы.
Обеспечение доступа к ракетному топливу позволит увеличить грузоподъемность ракет, создать магистраль с топливными хранилищами, расположенными в различных точках солнечной системы. Один только этот факт позволяет смело говорить о существенном развитии космических технологий, а также о будущих перспективах, которые уже кажутся не такими уж и далекими.
Если использование ископаемых происходит для поддержания жизнедеятельности человека в космосе или для научных исследований на земле или непосредственно в космосе, тогда это не будет перечить принципам космического права. Если в процессе осуществления космической деятельности субъект данных правоотношений может производить некоторые действия, направленные на извлечение коммерческой выгоды, такие как продажа воды, полученной в космосе, продажа некоторого количества лунной поверхности. Подобные проявления будут направлены не на благо всего человечества, а на благо конкретного круга лиц.
В настоящее время Комитет по использованию космического пространства в мирных целях (далее КОПУОС) занимается исследованием и использованием космоса на благо всего человечества: для мира, безопасности и развития. Изучив такие проблемы как международное сотрудничество в использовании космического пространства в мирных целях, космическую деятельность, которая может быть предпринята Организацией Объединенных Наций (далее ООН), уже активно разрабатываются проекты по мирному использованию и эксплуатации космических ресурсов. Бельгия и Греция предложила создать рабочую группу при юридическом подкомитетом КОПУОС для разработки международного режима разведки, утилизации и эксплуатации космических ресурсов, которая разработает принципы и потенциальных правовых модели. К 2022 году рабочая группа должна предложить Юридическому подкомитету окончательный сводный проект, в котором будут содержаться принципы по исследованию, эксплуатации и использованию космического пространства [3].
Согласно статье 2 международного договора «О принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела» от 27.01.1967 года: «Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами.
10 ноября 2015 года Сенат одобрил «Закон США о конкурентоспособности коммерческих запусков в космос» (US Commercial Space Launch Competitiveness Act CSLACA), а 25 ноября 2015 года он был подписан президентом США.
Аналогичный закон был принят в Люксембурге. Как передает Thomson Reuters, Люксембург станет первой страной в Европе, которая создала правовую основу для защиты интересов частных лиц, добывающих минералы за пределами Земли. Как отметил министр экономики страны Этьен Шнейдер, проект воплотит в жизнь то, что до недавнего времени считалось научной фантастикой.
«Как и закон, принятый в 2015 году в США, закон Люксембурга о добыче природных космических ресурсов частными компаниями, по мнению Российской Федерации, компрометирует один из фундаментальных принципов международного космического права — принцип национального неприсвоения космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (под национальным присвоением понимается государственное или частное присвоение)», — считают в «Роскосмосе».
По мнению ряда экспертов, и США, и Люксембург при принятии законов о добыче полезных ископаемых в космосе воспользовались тем, что в Договоре о космическом пространстве 1967 года не оговаривается добыча полезных ископаемых в космосе. По оценкам компаний Deep Space Industries и Planetary Resources, которые уже стали коммерческими партнёрами Люксембурга, стоимость добытых полезных ископаемых может составлять триллионы долларов.
Например, стоимость ресурсов пролетавшего мимо Земли в 2015 году астероида UW-15 оценили в сумму от $300 млрд до $5,4 трлн. По мнению американских учёных, объект содержал массу полезных ископаемых — в частности, платины в его ядре было порядка 100 млн тонн.
В конце мая американское космическое агентство НАСА заявило, что в 2022 году они намерены добраться до астероида 16 Psyche. Примечательно, что это космическое тело содержит ценных металлов на $10 тыс. квадриллионов. Для сравнения: стоимость мировой экономики составляет всего лишь $78 трлн.
По подсчетам специалистов НАСА, если разделить полезные ископаемые в поясе астероидов среди всех жителей Земли, каждому достанется около $100 млрд.
Издание RFI, в свою очередь,отмечает, что на мировом рынке стоимость среднего богатого платиной астероида составляет около $3 трлн, а небесного тела с замороженной водой — около $5 трлн.
Если темпы развития научно-технического прогресса будут такими же, считаем, что будет целесообразно урегулировать эти отношения на международно-правовом уровне. Нельзя оставлять такой, вне всяких сомнений, важный вопрос как добыча полезных ископаемых в космосе на национальном законодательстве.
Литература:
- Сайт Научно-образовательного портала IQ URL: https://iq.hse.ru/news/220072259.html (дата обращения 2 апреля 2019 г.).
- Малоземов В. В., Морозов Г. И. Роль космической техники в современном научно-техническом прогрессе// Электронный журнал «Труды МАИ». Выпуск № 49 URL: http://www.mai.ru/science/trudy/.(дата обращения 3 апреля 2019 г.).
- Сайт Committee on the Peaceful Uses of Outer Space: URL:http://www.unoosa.org/oosa/en/ourwork/copuos/index.html. (дата обращения 25 марта 2019 г.).