Организация и проведение корригирующих занятий по физическому развитию в водной среде помогает детям с аутизмом усвоить жизненно необходимое двигательное действие — плавание, что в будущем существенно расширит их функциональные возможности и сможет привести к качественно новому уровню жизненного самообеспечения, в том числе, будет способствовать благоприятному развитию социализации ребенка с аутизмом
Organizing and conducting corrective classes on physical development in the aquatic environment helps children with autism to assimilate the vital motor action — swimming, which in the future will significantly expand their functional capabilities and will be able to lead to a qualitatively new level of self-sustainment, including the favorable development of socialization child with autism
Гидрореабилитация—это разновидность реабилитационной терапии для детей с ограниченными физическими и психическими возможностями здоровья. Общеизвестно, что занятия в воде считаются одним из самых лучших и совершенных способов укрепления здоровья и реабилитации больных с различными заболеваниями. Приёмы и методы гидрореабилитации очень полезны для всестороннего развития детей, совершенствования их дыхательной и сердечно-сосудистой систем, закаливания организма, формирования правильной осанки и коррекции её нарушений.
Инновационность данной программы заключается в воздействии на сигнальную систему — зрительное восприятие информации, посредством учебно-наглядных пособий, позволяющих аутичному ребенку формировать алгоритм прохождения занятий, способствующий скорейшему усвоению заданий. Учитывая особенности расстройства аутического спектра, и тот факт, что передача информации при помощи речевого воздействия в данном случае неэффективна, можно утверждать, что четкий алгоритм последовательности действий в формате интерактивного участия будет оказывать благоприятную среду для усвоения материала аутичными детьми, что позволит ускорить процесс обучения плаванию.
Программа рассчитана на 35 занятий, 1занятие в неделю по 45 минут.
Цели программы:
– овладения плавательными навыками, оздоровления, закаливания,
– обеспечение всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка.
Задачи программы:
Оздоровительные:
– укреплять здоровье ребенка;
– совершенствовать опорно-двигательный аппарат;
– привить устойчивые отношения к занятиям по плаванию;
Воспитательные:
– воспитывать двигательную культуру;
– воспитывать чувство заботы о своем здоровье;
– формирование стойких гигиенических навыков.
Образовательные:
– формировать двигательные умения и навыки;
– формировать знания о способах плавания;
– Работа по программе проводится в форме практических занятий.
Социализирующие:
– повышать активность ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;
– умение работать в группе.
Ожидаемые результаты: повышение реабилитационного потенциала детей с РАС путем коррекции плавательных навыков. Развитие чувства безопасности и эмоционального комфорта, и как следствие коррекция поведения.
Практические занятия делятся на два этапа:
1 этап. Индивидуальные занятия. При первом посещении бассейна, необходимо провести ознакомительную беседу с родителями на предмет установления особенностей каждого ребенка, его предпочтений, страхов и т. п. Организуется экскурсия по бассейну для ребенка, необходимо познакомить с новой обстановкой, попутно объясняя правила посещения бассейна. На этом этапе формируются положительное отношение к занятиям по плаванию, основные плавательные навыки, умение работать по заданному алгоритму, следование указаниям тренера.
2 этап. Проведение занятий по обучению плаванию в небольших группах (5 человек) детей с РАС, со схожими уровнями аутизма и уровнями плавательной подготовки. При достижении определенного уровня плавательных навыков возможно изменение формы занятий в пользу групповой, с целью повышения эмоциональной составляющей, возникновения духа соперничества, развития коммуникативных навыков и как следствие всего этого повышение интереса к занятиям по плаванию у детей с РАС.
На наш взгляд, с помощью разработанной нами программой, у аутичных детей появится возможность интеграции в общество, в полном понимании этого слова.
Литература:
- «Ребенок с аутизмом в обычной школе», (2006). Никольская О. Л., Фомина Т. И., Цыпотан С. А., стр. — 3–4.
- «Специальный федеральный государственный стандарт начального образования детей с расстройствами аутистического спектра», 2010 — Москва.
- Никольская, О.С. «Проблемы обучения аутичных детей» / О. С. Никольская // Дефектология. — 1995.
- Плаксунова Э. В. Влияние занятий по программе адаптивного физического воспитания «Моторная азбука» на двигательное и психомоторное развитие детей с расстройствами аутистического спектра. Аутизм и нарушения развития — 2009. — С. 67–72.
- Г. Селье «Очерки об адаптационном синдроме». М. 1972, с.54.
- Меерсон Ф. З. «Адаптация, деадаптация и недостаточность сердца. М. 1984.
- Хворостьянова Н. И., «Социальная адаптация детей-инвалидов: Аспекты управления». 1999. Орел.