В данной статье рассмотрены теоретические основы интернет-банкинга, а также проведен анализ банковских сайтов и выделены наиболее удобные из них для пользования клиентов.
Ключевые слова: интернет-банкинг, дистанционное банковское обслуживание.
В настоящее время большинство людей для покупки каких-либо товаров и услуг, а также для получения информации пользуются интернет-банкингом. Популярность интернет-банкинга обусловлена тем, что клиент из дома имеет доступ ко всем банковским продуктам и услугам, что, безусловно, очень удобно и позволяет сэкономить время на визит в банк.
Данная статья ставит перед собой следующие задачи:
- Рассмотреть теоретические аспекты интернет-банкинга.
- Выделить преимущества и недостатки интернет-банкинга.
- Проанализировать сайты некоторых крупных коммерческих банков.
Интернет-банкинг — комплекс средств для управления банковскими счетами через Интернет [2]. Сегодня интернет-банкинг регулируется достаточно большим количеством законодательных актов (Например, «Налоговым кодексом РФ (часть вторая)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ, Приложение к письму Банка России от 31.03.2008 № 36-Т и т. д..), а также и внутренними документами коммерческих банков.
Самые распространенные услуги, которые включает в себя интернет-банкинг, представлены на рис. 1 [1].
Рис. 1. Распространенные услуги интернет-банкинга
Говоря об интернет-банкинге как о современной форме банковского обслуживания, необходимо отметить, что он имеет как преимущества, так и недостатки (табл. 1) [1].
Таблица 1
Преимущества инедостатки Интернет-банкинга
Преимущества |
Недостатки |
– Экономия времени клиентов – Доступ к счету в любой момент из любой точки мира – Возможность самостоятельного открытия счета – Быстрый и эффективный способ управления счетом – Отслеживание и контроль всех операций по картам |
– Задержка денежных переводов банком – Отсутствие возможности самостоятельное изменения клиентом своих персональных данных – Риск взлома системы банка – Риск потери денежных средств |
Многие банки не торопятся с расширением функционала своих систем дистанционного обслуживания, поскольку они учитывают уязвимость существующих подходов к идентификации пользователей, но начало работы Единой биометрической системы в скором времени поможет снять часть опасений банкиров по этому вопросу.
В наше время клиенты отдают предпочтения выбора банкам по качеству и скорости обслуживания. Дистанционно проводить необходимые банковские операции намного удобнее, чем через офисы банка. Для клиентов интернет-банкинг имеет много плюсов, основным же из них является экономия времени. Следовательно, клиенты уделяют большое внимание оформлению и удобству пользования сайтами банков.
Для проведения анализа сайтов коммерческих банков учитывается ряд критериев [3]:
- Количество полезных онлайн-сервисов на сайте
- Доступность всех сервисов в 1 клик
- Удобная навигация по сайту
- Доступность сравнения продуктов на сайте
- Заявка доступна на любой продукт
- Простота подачи тарифов
- Наличие одностраничных разделов, которые масштабируются
- Доступность тарифов на главной странице сайта
- Доступное подробное описание каждого из тарифов
- Калькуляторы подбора тарифов
- Удобный живой поиск
- Визуальная привлекательность сайта
- Полнота информации на сайте и т. д.
Проанализировав сайты банков, лучшие банковские сайты на 2019 год и их характеристика представлены в табл. 2.
Таблица 2
Рейтинг лучших банковских сайтов России
№ |
Наименование банка |
Характеристика |
1 |
Тинькофф Банк |
Сбалансированные цвета и лаконичность представления информации позволяет в два клика получить доступ к любому продукту или сервису. Простые и понятные тарифы, PDF на фирменном бланке. Карта банкоматов одна из самых удобных. Не наблюдается лагов и подписаний. Помимо банковских привычных услуг, в Тинькофф можно за сутки оформить одно из самых недорогих КАСКо, Облачный Колл-центр, Онлайн-бухгалтерия и другое. |
2 |
Сбербанк |
Сайт светлый и удобный. Почти все продукты доступны в 1 клик. Один адаптивный шаблон на все гаджеты, и кроссбраузерность отличная. Есть живой поиск, все элементы навигации на удобных местах. Геолокация почти всегда срабатывает правильно. |
3 |
Совкомбанк |
Локомотивные продукты и спецпредложения вынесены на главную страницу. Все интерактивные элементы выведены на первый экран. Возможность дистанционного открытия вклада или оформления кредита. |
4 |
Альфабанк |
Это самый быстрый на сегодня сайт из участников рейтинга. Бесплатная доставка карты, о которых заявлено на сайте. Тарифы оформлены доходчиво и просто на фирменном бланке. Также полезны видеоинструкции по Интернет-банку. |
5 |
ЮниКредит Банк |
Первыми показываются наиболее востребованные продукты (Вклады, Ипотека, Кредиты, Карты). Также на первом экране вынесены интерактивные сервисы. Тарифы собраны в достаточно понятную сетку, хоть и разбросаны по продуктовым разделам. |
6 |
Московский Кредитный Банк |
Малое количество контента на главной и внутренних страницах. Наиболее локомотивные услуги имеют больший размер шрифта, чем у остальных продуктов. Очень приятно наблюдать тарифы рядом с формой обратной связи возле каждого продукта. |
7 |
Банк ЗЕНИТ |
Сайт является не только простым, но и достаточно технологичным и продвинутым. Доступ к любой информации в 2 клика. Тарифы по направлениям собраны в одном месте, а не разбросаны по внутренним страницам. Каждый продуктовый раздел содержит блок, описывающий в трех шагах процесс получения продукта. |
8 |
Банк Открытие |
Легкий адаптив, имеет категоризированную структуру, благодаря которой в большее количество продуктов можно войти одним кликом, даже без меню. |
9 |
Хоум кредит Банк |
Сайт достаточно прост. Помимо привычных банковских услуг начал продавать товары в кредит на сайте. |
10 |
Райффайзенбанк |
Интересное адаптивное решение, крупный текст продуктовых разделов. Карта отделений почти отличная. |
Анализ показал, что Тинькофф Банк является лидером в данном рейтинге. Это и не удивительно, так как основным отличием Банка Тинькофф от других коммерческих банков можно выделить цифровизированный способ обслуживания клиентов. Отсутствие офисов улучшает, сокращает и автоматизирует множественные банковские процессы.
Таким образом, можно сделать вывод, что интернет‑банкинг в России имеет тенденцию развития. Интернет-банкинг становится приоритетной системой для всё большего числа банков в качестве нового этапа привлечения клиентов, минимизации затрат и получения прибыли.
Литература:
- Кравченко Ю. О. Интернет-банкинг: современный вид сетевых финансовых отношений // Молодой ученый. — 2018. — № 49. — С. 363–365.
- Официальный сайт ООО «Информационное агентство «Банки.ру» [Электронный ресурс] / ООО «ИА «Банки.ру» // URL: https://www.banki.ru/ (дата обращения 24.05.2019).
- Рейтинг лучших Digital-Банков России [Электронный ресурс] // URL: http://bank-rating.ru (дата обращения 24.05.2019).