Введение. Практически каждому человеку порой необходимо обращаться к врачам. Причины обращения могут быть разными: профилактический осмотр, проблемы с здоровьем, исследование анализов и т. д. Мы живем в современных реалиях, прогресс не стоит на месте, и прогрессирующие информационные технологии требуют формирования новых механизмов взаимодействия внутри гражданского общества. Ответом на современные вызовы можно считать разработку информационной системы (ИС), которая способна решать несколько основополагающих задач и перевести процесс взаимодействия граждан и медицинских учреждений на качественно новый уровень:
− Предоставление исчерпывающей информации о расписании врачей или времени работы лаборатории;
− Предоставление информации о возможности записи на удобное для пациента и врача время, и соответственно предоставление полного набора инструментов для самой записи к врачу или на процедуры, ее отмены или переноса на другой день или другое время;
− информирование о наступлении времени приема у врача;
− формирование различных статистических отчетов как для лечебных учреждений, так и для Министерства здравоохранения в целом, анализ которых позволит повысить качество оказываемых медицинских услуг.
Данная информационная система позволит сэкономить время, затрачиваемое на запись к врачу, разгрузить сотрудников регистратуры, предоставит инструменты контроля и мониторинга для руководителей лечебных заведений. Актуальность данной системы сложно переоценить, ибо время самый ценный человеческий ресурс. Целевой аудиторией, данной ИС, будет являться не только молодежь, которая очень быстро осваивает современны информационные технологии, но и люди среднего возраста за счет упрощенного, интуитивно понятного интерфейса и адекватной технической поддержки.
Цели изадачи выполнения работ
Основными целями и задачами создания и развития ИС являются:
− обеспечение эффективной информационной поддержки процесса управления системой медицинской помощи, а также процесса оказания медицинской помощи;
− повышение качества оказания медицинской помощи на основе совершенствования информационно-технологического обеспечения деятельности медицинских организаций, их персонала;
− управление потоками пациентов;
− автоматизация административной деятельности;
− интеграция с существующими информационными системами, в первую очередь ГИС «Портал государственных услуг»;
− переход на электронную форму работы с максимальным исключением дублирования ввода одной и той же информации;
− поддержка лечебно-диагностического процесса;
− оптимизация загрузки врачей и диагностических подразделений;
− сбор, хранение и обработка медицинских данных пациентов.
Краткие сведения об объекте автоматизации
Объектом автоматизации являются следующие процессы:
− управление назначениями и направлениями на оказание медицинских услуг:
- создание направления на прием;
- изменение направления на прием;
- отмена направления на прием;
− управление записью на прием к специалисту:
- создание записи на прием через каналы самозаписи;
- создание записи на прием медработником;
- отмена записи на прием;
− управление записью на исследование и процедуры:
- работа со списком записей на прием к врачам и направлениями;
фиксирование приёма дежурного врача или оказания иной услуги без предварительной записи:
- создание записи на прием к дежурному врачу;
работа с записями пациентов в рамках рассмотрения претензионных обращений:
- работа со списком записей на прием пациента.
Примерный механизм записи пациента на прием.
Рис. 1. Варианты записи пациентом на прием
Пример графического интерфейса серверной части информационной системы.
Для обмена информацией с ГИС «Портал государственных услуг» выбран интерфейс RESTful api, для его применения будет расширенная серверная часть, которая сможет обработать все приходящие запросы. Ниже приведен скриншот одного из пунктов меню информационной системы.
Кроме пункта меню, приведенного в примере, система позволяет создавать записи на прием напрямую из системы. Это сделано для того, чтобы персонал регистратуры мог записать на прием пациентов, избавившись тем самым от бумажной работы и автоматизировав работу.
Литература:
- https://er.mis.zdrav.tomsk.gov.ru/
- https://www.gosuslugi.ru/10066/1
- http://e-services.md/?q=ru
- https://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0 %AD %D0 %BB %D0 %B5 %D0 %BA %D1 %82 %D1 %80 %D0 %BE %D0 %BD %D0 %BD %D0 %B0 %D1 %8F_ %D0 %BE %D1 %87 %D0 %B5 %D1 %80 %D0 %B5 %D0 %B4 %D1 %8C
- http://ereg.medlan.samara.ru/newsite/territories.aspx
- https://portal52.is-mis.ru/#!/clinics/
- http://do.sev.gov.ru/elektronnye-gosuslugi/1352-chto-takoe-gosudarstvennye-uslugi-v-elektronnom-vide-i-kak-oni-predostavlyayutsya