Территории, расположенные вдоль проспекта Салавата Юлаева в Уфе, крайне неоднозначны с точки зрения функционального наполнения и с позиций качества городской среды. Эти территории характеризуются планировочной разрозненностью, хаотичной застройкой, отсутствием качественной навигации, необходимого уровня благоустроенности и безопасности.
Ключевые слова: градостроительство, ландшафт, рациональное использование.
Проблема преобразования сложившихся градостроительных структур сегодня наиболее актуальна в связи с нерациональным использованием потенциально комфортных для пребывания территорий. Возникает необходимость реновации неактуальных элементов городской застройки, связанная с моральным (с функциональной точки зрения) и физическим износом зданий и сооружений. Так же требуют благоустройства уникальные ландшафтные объекты, имеющие огромный рекреационный потенциал и историческую значимость для города 1.
В теории и практике градостроительства отсутствует системный подход к изучению и разрешению проблем стыковых территорий.
Рассматриваемая территория находится при въезде в город и имеет неоднозначное функциональное наполнение, следовательно, и проблематику. Для исследования используется 3 масштаба при работе с территорией (рис. 1), для возможности наиболее полно обозначить проблемы и далее — пути их решения.
Для каждого масштаба выделены элементы, рассматриваемые по различным критериям. Элементы объединены согласно их типологическим особенностям в группы, наиболее схожие по выявленным проблемам.
Рис. 1. масштабы при работе с территорией
Наиболее крупный масштаб — М-3 — характеризуется общегородской значимостью, связями с крупными ландшафтными и градостроительными объектами. Проспект Салавата Юлаева проложен в русле реки Сутолока, некогда служившей природным стоком городских загрязнений. Сегодня проспект является источником химических и шумовых загрязнений городской среды, что определило экологическую составляющую вопроса. Так же выявленные проблемы подразделены еще на 2 блока: транспортная и пешеходная доступность и рациональное использование территории.
В ходе анализа территорий на предмет доступности были выявлены проблемные зоны (рис. 2), характеризующиеся невхожестью в радиусы обслуживания остановок общественного транспорта, ДДУ и ДОУ.
Нерациональность использования территории определена чрезмерным насыщением объектами промышленного, технического и административного назначения (рис. 3). Штриховкой выделены территории технического и промышленного назначения, площадь из застройки занимает 26 Га, то есть более 25 % от площади общей застройки территории (99,3 ГА).
Рис. 2. зоны отчуждения ДДУ и ДОУ, остановок общественного транспорта
Рис 3. схема существующей застройки и функционального зонирования
Для второго масштаба — М-2 — выделены наиболее характерные территории: 1 — с преобладанием жил ой и общественной функции; 2 — с преобладанием промышленной и технической составляющей. В данном масштабе выявлены проблемы взаимодействия составляющих территории между собой — проблематика «стыковых» территорий (рис 4). Рассматриваются эти вопросы с точек зрения культуры, транспорта и рекреационных свойств территории.
Для наименьшего масштаба — М-1 — выделены критерии качества, характеризующие комфорт, безопасность и привлекательность 2. Понятие комфорта включает в себя доступность городской среды, безбарьерность и рекреационные свойства. Безопасность предполагает защиту от транспорта, непогоды, преступности (освещение и посещаемость территории), так же наличие закрытых дворовых пространств. Привлекательность характеризуется идентичностью (узнаваемость), сомасштабность среды и человека, так же визуальным восприятием: интересные, качественно отделанные фасады, продуманный пешеходный ландшафт. Критерии качества — наиболее важный фактор развития территории. В зависимости от оценки по выбранным критериям для элементов территории составлена типология, делящая предыдущие 2 выявленных типа территори1 (Т-1 и Т-2) дополнительно на 2 типа каждый.
Рис. 4. М-2: отсутствие взаимосвязи крупных рекреационных зон
Для каждого конкретного типа предполагается своя методология, предполагающая эффективность применения ее для всех элементов данного типа территории. Для наиболее крупного масштаба предусмотрена концепция развития с созданием экологического, историко-культурного и инженерно-транспортного каркасов.
Литература:
- Глазычев, В. Л. Городская среда. Технология развития: Настольная книга. / В. Л. Глазычев, М. М. Егоров, Т. В. Ильина. ‒ М: Ладья, 1995. — 240 с.
- Гейл Я. Города для людей. — М: Альпина паблишер, 2012. — 276с.