В статье анализируются проблемы проведения публичных слушаний на муниципальном уровне в настоящее время.
Ключевые слова: публичные слушания
The article analyzes the problems of public hearings at the municipal level at the present time.
Key words: public hearings
Одним из значимых направлений развития российского государства является создание благоприятных условий для непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления.
Публичные слушания как самостоятельная форма осуществления населением муниципального образования местного самоуправления, получившая нормативно-правовое закрепление в российском законодательстве, появилась в России с принятием в 2003 году Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 131-ФЗ) [1]. Появление института публичных слушаний можно определить как новый этап развития местного самоуправления в нашей стране, а также как появление новых возможностей населения страны для участия в осуществлении местного самоуправления.
Между тем, необходимо отметить, что отдельные признаки института публичных слушаний можно найти в разных периодах развития российского государства. Так, например, как отмечает А. А. Кизеветтер в период Древнерусского государства «наряду с князем во главе управления стоит вечевая сходка стольного города. На вече могут прийти все свободные горожане. Вечевые решения имеют полновластную законодательную силу... При этом все, что мог князь, могло и вече, и наоборот» [3].
Публичные слушания — это действенная и наиболее апробированная форма участия населения в осуществлении местного самоуправления, которая создана с целью обсуждения с жителями того или иного муниципального образования проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения. Ежегодно в стране проводятся десятки тысяч публичных слушаний. Но при этом по тем или иным вопросам практика проведения публичных слушаний является противоречивой. Так, например, по вопросам, не имеющим большого общественного отклика (публичные слушания по проекту местного бюджета, внесения в него изменений и отчета о его исполнении), публичные слушания проводятся без выраженной инициативы со стороны населения. Однако, по таким вопросам, как принятие правил землепользования и застройки территории, внесения в них изменений, внесение существенных поправок в устав муниципального образования, публичные слушания проходят с большим количеством участников и наиболее выраженной инициативой с их стороны.
Как отмечает Е. С. Шугрина, публичные слушания являются наиболее востребованной формой участия местного населения в жизни муниципальных образований. Автор замечает, что активность населения в различных регионах разная, однако граждане муниципальных образований «заинтересованы в том, чтобы их позиция была донесена надлежащим образом до органов власти» [4].
Население муниципального образования принимает участие в публичных слушаниях в инициативном порядке. При этом если обратить внимание на практику проведения публичных слушаний, то наиболее мотивированы в участии те граждане, которое отрицательно относятся к выносимому на публичные слушания проекту либо чьи права он непосредственно затрагивает. Так, например, на публичные слушания по вопросам внесения изменений в правила землепользования и застройки той или иной территории приходит та часть населения муниципального образования, резко негативно относящееся к таким изменениям, чтобы выразить свой протест либо те граждане муниципального образования в интересах, которых изменить, например, вид разрешенного использования территории, в состав которой входит их земельный участок. Тогда как та часть населения, которая нейтрально относится к таким изменениям, на публичные слушания обычно не приходит. В связи, с чем можно сделать вывод, что если всеми участниками публичных слушаний было выражено негативное мнение по представленному муниципальному проекту, то это не дает возможности сделать вывод, о том, что все жители муниципального образования придерживаются аналогичной позиции.
Из вышеизложенного следует, что цель публичных слушаний не может заключаться в объективном выявлении мнения всего населения муниципального образования по тому или иному проекту муниципального правового акта, учитывая, что публичные слушания посещаются только в основном небольшой частью населения муниципального образования.
Но при этом, как верно отмечает Галоян А. Р., на публичных слушаниях граждане вправе отстаивать потребности жителей муниципального образования, которые имеют групповой характер и общую цель — достижение индивидуального блага для каждого отдельно взятого жителя муниципального образования через достижение общего блага для всего муниципалитета [2].
В настоящее время можно выделить ряд проблем препятствующих участию населения в публичных слушаниях: низкий уровень посещаемости публичных слушаний; низкий уровень информированности жителей муниципального образования о предстоящих публичных слушаниях; проблемы, связанные с организацией проведения публичных слушаний, а также низкий уровень заинтересованности населения муниципального образования в участии в публичных слушаниях.
Публичные слушания проводятся в соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации, а также в соответствии с муниципальными правовыми актами.
Полномочия по установлению порядка организации и проведения публичных слушаний Федеральным законом № 131-ФЗ отнесены к полномочиям органов местного самоуправления, но при этом также необходимо отметить, что Федеральный закон № 131-ФЗ устанавливает, какие обязательные мероприятия должен содержать устав муниципального образования или нормативный правовой акт представительного органа муниципального образования, регулирующий порядок организации и проведения публичных слушаний.
Так, устав муниципального образования или нормативный правовой акт представительного органа муниципального образования должен в обязательном порядке содержать следующие мероприятия: заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений [1]. При исполнении указанных положений Федерального закона № 131-ФЗ возникает проблема определения сроков оповещения населения о времени и месте проведения публичных слушаний, ознакомления с проектом муниципального правового акта с учетом принципа «заблаговременности». В связи с чем, в разных муниципальных правовых актах, регулирующих порядок организации и проведения публичных слушаний данные сроки варьируются примерно от 15 до 30 дней.
Для повышения значимости, а также эффективности такого института как публичные слушания можно предусмотреть следующие мероприятия:
1. Население муниципального образования должно быть оповещено о предстоящих публичных слушаниях с использованием одновременно несколько способов информирования (местная газета, интернет-сайт органа местного самоуправления, объявления в общественных местах, в социальных сетях) с учетом территории муниципального образования.
2. Для проведения публичных слушаний, должно быть выбрано время, объективно позволяющее каждому присутствовать на публичных слушаниях.
3. Повышение правовой активности населения муниципального образования, а также повышение заинтересованности жителей муниципального образования в решении вопросов местного значения путем проведения публичных слушаний.
Литература:
- Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ — 11.05.2013
- Галоян А. Р. Публичные слушания в муниципальных образования //Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. № 82. С. 46–50.
- Кизеветтер А. А. Местное самоуправление в России. Ст. IX-XIX. М.,1910.
- Шугрина, Е. С. Возможные направления повышения эффективности деятельности субъектов общественного контроля в Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. — 2016. — № 3. — С. 23–25.