Очень часто выпускники учебных заведений сталкиваются с проблемами трудоустройства (устройства на работу), с безработицей или уходом из профессии в другое направление, в другую сферу деятельности, туда, где удалось найти подходящую работу.
Попробуем разобраться в причинах возникновения таких ситуаций. Для того, чтобы понять целостность картины по безработице рассмотрим официальные аналитические данные Центра занятости населения города Санкт-Петербурга:
Наибольший пик безработицы за последние годы приходился на 2014 и 2016 годы доля безработных выпускников профессиональных образовательных учреждений составила 2,9 % от общей доли безработных, в 2015 году доля не трудоустроившихся молодых специалистов немного сократилась на 0,2 % и достигла 2,7 %. Наименьший показатель безработицы можно наблюдать в 2017 году, когда доля безработных снизилась до 1,0 %, 2018 год можно рассмотреть только половину, первое полугодие, к сожалению, доля не устроившихся на работу специалистов возросла до 1,2 %.
Что касается выпускников средних (полных) образовательных учреждений наименьшая доля безработных пришлась на 2015 год и составила 11,8 %, на 0,2 % меньше, чем 2014 году (12 %), с 2016 года можно наблюдать стабильный рост безработицы среди выпускников данной категории, с 11,9 %, 2017 год 12,2 % и на коней второго квартала 2018 года составил 13,5 %.
Аналогичная динамика наблюдается по лицам, которые не закончили среднее (полное образование), 2014 год безработица составляет 5,2 %, в 2015 году снижается на 1 % процент и составляет 4,4 %, в 2016 году снижается еще на 0,1 % и составляет 4,3 %, а далее с 2017 года начинает расти до 5,2 %, а в настоящее время на конец второго квартала 2018 года составляет 6,1 %.
Из приведенной выше аналитики видно, что наиболее уязвимые с точки зрения безработицы являются выпускники средних общих (полных) образовательных учреждений, именно они составляют наибольший процент (13,5 %) не трудоустроенных на сегодняшний момент выпускников учебных заведений, меньший процент безработных составляют лица не имеющие среднего общего (полного) образования 6,1 %, и наконец выпускники профессиональных образовательных учреждений находятся на последнем месте по безработицы среди выпускников и составляют 1,2 %. Вышеперечисленные данные можно оформить в виде таблицы № 1.
Таблица 1
Количество безработных выпускников учебных заведений города Санкт-Петербурга
Образование |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 (2-й квартал) |
Выпускники профессиональное образовательных учреждений |
2,9 % |
2,7 % |
2,9 % |
1,0 % |
1,2 % |
Выпускники средних (полных) общих образовательных учреждений |
12 % |
11,8 % |
11,9 % |
12,2 % |
13,5 % |
Не имеющие среднего (полного) образования |
5,2 % |
4,4 % |
4,3 % |
5,2 % |
6,1 % |
В среднем по году 20,8 % от всего количества безработных составляют выпускники учебных заведений и это только официальные данные. При поиске работы молодые соискатели сталкиваются с двумя основными причинами.
Первая: Наличие теоретических знаний и отсутствие практики.
В этом случае молодому специалисту проще найти подходящую работу только тогда, когда требования к знаниям превышают требования к наличию практики. То есть, когда потенциальный работодатель готов взять молодого специалиста, который обладает большим количеством теоретических знаний и хочет, чтобы практические знания будущий работник получил именно в его организации или на предприятии.
В данном случае происходит инвестирование в молодого специалиста, с целью получить более квалифицированного работника определенной сферы деятельности, но в свою очередь работодатель несет возможные определенные риски: молодой специалист не адаптируется к существующему коллективу, месту работы, самой работе; никто не дает гарантий, что через месяц или два вчерашний выпускник не передумает работать по приобретенной специальности, и работодателю не придется тратить время и деньги на поиск нового сотрудника; молодому специалисту, только, что окончившему учебное заведение не устанавливается испытательный срок; молодой специалист может быть призван на службу в Вооруженные силы России.
Из собственного профессионального опыта можно привести следующий пример: директор компании принял решение расширить штат организации, а именно юридического отдела, выпускниками высших учебных заведений со следующими критериями отбора: выпускники любых высших учебных заведений и факультетов, но с дипломом о законченном высшем образовании (бакалавр, специалист или магистр) в 2018 году. С помощью работного сайта SuperJob были отобраны резюме тридцати подходящих кандидатов, но вчерашние выпускники с неохотой отвечали на телефонные звонки, не перезванивали и не отвечали на письменные приглашения с просьбой связаться и прийти на собеседование. В результате из тридцати молодых специалистов удалось дозвониться до шестерых, согласились прийти четверо, пришли на собеседование двое, двое других не пришли и не предупредили о том, что не смогут присутствовать на встрече, на звонки не отвечали, что говорит о безответственности и не желании в поиске работы. Вторая: Оплата труда молодых специалистов ниже уровня средней заработной платы, предлагаемой рынком труда для специалистов с опытом. Но данная проблема несет временный характер, ведь получая опыт работы, со временем, вчерашний выпускник может рассчитывать на более высокий уровень оплаты. Работодатель не всегда готов потратить время и деньги на обучение молодого специалиста, да и выпускник, имеющий на руках только диплом об образовании, пытается найти работу как можно более высокого уровня, показывая будущему работодателю свои амбиции. В данной ситуации работу по приобретенной специальности будет проще найти молодым специалистам, которые располагают только теми навыками и знаниями, которые у них есть и не диктуют потенциальному работодателю свои условия. Если обратиться в прошлое, а именно во времена СССР, когда государство занималось распределением выпускников учебных заведений и попытаемся разобраться в причинах отказа от данной системы. Выпускники высших и средних специальных учебных заведений подлежали направлению в плановом порядке на работу по приобретенной специальности и квалификации, что являлось одной из гарантий обеспечения права граждан СССР на труд (статья 118 Конституции СССР) [1], а в свою очередь молодой специалист должен был исполнить свой гражданский долг — работать в соответствии с направлением.
Высшие и средние специальные учебные заведения подготавливали и предоставляли в министерства и ведомства сведения о выпуске и рекомендовали направления выпускников учебных заведений на работу в соответствии с полученной специальностью и квалификацией, так же учитывались целевое направлении на учебу, целевого характера подготовки молодых специалистов, семейного положения и т. д. в свою очередь шла обработка полученной информации от учебных заведений, согласовывалась с заинтересованными министерствами и ведомствами и передавалась далее в Госплан СССР и Госпланы союзных республик. Министерства и ведомства, в распоряжение, которых направлялись выпускники должны были в определенные сроки предоставить информацию о том по каким экономическим районам страны и крупным городам, будут распределяться молодые специалисты, а также их количество и рекомендации по наиболее целесообразному использованию выпускников. Еще один нюанс, министерствам и ведомствам не позднее, чем за 4 месяца до окончания учебного заведения, а по отдельным специальностям в сроки, установленные специальными решениями Совета Министров СССР, обязаны провести персональное распределение молодых специалистов, и предоставить перечень мест работы по каждому учебному заведению: наименование и адрес предприятия, организации, городского (районного) управления (отдела), должность, размер заработной платы, вид предоставляемой жилой площади, т. е. работу обязаны предоставить всем молодым специалистам.
Ректоры и директора учебных заведений получая план распределения выпускников и перечень мест работы проводили подготовительную работу по отношению к будущим выпускникам: знакомили с Положением о персональном распределении молодых специалистов, готовили личные карточки с указанием о состоянии здоровья и семейного положения, готовили рекомендации о назначении на работу, знакомили с характером и условиями труда на предприятиях и в организациях, привлекая к этому, по возможности представителей этих предприятий и организаций; проводили медицинские освидетельствования, чтобы определить возможности предоставления работы с особыми условиями труда и в определенных климатических условиях.
В том случае, если молодой специалист был не согласен с персональным распределением, это не освобождало его от прибытия на работу по направлению.
Возникает вопрос: нельзя ли вернуть систему распределения выпускников профильных учебных заведений? На этот вопрос отвечает издание «Российская газета»:
В Государственную Думу внесен законопроект о том, чтобы выпускникам некоммерческих отделений, вменить в обязанность отрабатывать свое обучение в государственных организациях или на предприятиях, а также в органах государственной власти, причем нужно будет отрабатывать не три года, как во времена СССР, а не мене четырех лет, если учился по программе бакалавриата, не мене пяти, если программа специалитета, и не мене шести при обучении по программе магистратуры. В случае отказа от отработки, выпускникам придется компенсировать бюджету государства все затраты за студенческие годы. Для чего хотят это сделать, ответ очевиден большое количество молодых специалистов испытывают трудности в поиске работы свыше трех лет.
Не все согласны с тем, что необходимо направлять на работу и принуждать отрабатывать государству при обучении на бюджетных отделениях.
«Такая модель будет работать в плановой экономике, что мы и видели на примере системы распределения в Советском Союзе, в рыночной экономике подобная система в чистом виде невозможна, — считает директор Центра конъюнктурных исследований НИУ «Высшая школа экономики» Георгий Остапкович. — Она нарушает весь принцип свободного перемещения и выбора, когда у работодателей есть возможность подобрать те кадры, которые именно им нужны, а у выпускников — кардинально поменять свою жизнь. Например, выучился человек на нефтяника и вдруг у него проснулся литературный талант. Зачем ему его рубить на корню?» [2].
К сожалению, в настоящее время в системе образования отсутствует планирование по выпуску специалистов определенных специальностей соответствующих отраслей для обеспечения выпускников рабочими местами.
Обратимся к международному опыту трудоустройства выпускников учебных заведений стран Японии, Америки и Германии, каким образом происходит трудоустройство в этих странах.
Япония:
Важной особенностью поиска работы в Японии является то, что ведущие корпорации составляют расписание набора кандидатов за год вперед, основываясь на соглашении между правительством, бизнесменами и учебными заведениями. Поиск работы в Японии начинается на семинарах по профориентации (на младших курсах), на старших курсах студенты подают заявки по вакансиям, которые размещают корпорации, проходят процесс отбора для получения трудоустройства после окончания учебы, которая заканчивается в марте, а в апреле выпускники приступают к работе. В университетах Японии работают центры профориентации, где студенты консультируются по поводу получения будущей профессии. Из-за снижения рождаемости в Японии снижается количество студентов университетов, в свою очередь между учебными заведениями идет борьба за наилучшего студента, для учебных заведений очень важны результаты трудоустройства выпускников, которые освещает пресса. При отборе будущего кандидата представители корпораций обращают особое внимание не только на образовательное учреждение, в котором обучался кандидат, но и проводят письменное тестирование и большое количество собеседований, на которых определяют особенности специалиста, его коммуникативные навыки, потенциал. В свою очередь и студенты выбирают корпорации, в которых собираются работать, существуют корпоративные рейтинги компаний, которые публикуются ежегодно. На одну вакансию лидера рейтинга приходят сотни, а то и тысячи заявок, студенты со своей стороны обращаются в 50–100 компаний одновременно. Одной из проблем для японских работодателей является текучка кадров, 30 % новых сотрудников, которые уходят из компании по истечение трех лет. Подбирая сотрудника в компанию главы компаний понимают, что молодые специалисты, это их потенциал в будущем, они инвестируют во вчерашних выпускников не малые средства, которые не возвращаются к ним после ухода сотрудника [3].
Америка:
На сегодняшний день в США отсутствует бесплатное высшее образование, которое дает преимущество в поиске работы и как следствие достойную заработную плату для выпускников американских учебных заведений. Получение достойного образования является для американцев своеобразной мечтой, которую они пытаются осуществить, а страна пытается исполнить данную мечту путем развитой системой образовательных кредитов, которые для американцев являются наиболее обременительными. Часто американцы отправляют учится своих детей по той профессии или специальности, на которую у них есть средства.
При американских университетах существуют Центры профессионального роста, что позволяет выпускникам учебных заведений найти место работы уже на первых трех курсах. Учебные заведения практикуют поддержание обратной связи со специалистами (не во всех учебных заведениях), которые устроились на работу ранее и готовы взять на себя нагрузку наставников для будущих выпускников, т. е. они берут на стажировку, как платную, так и бесплатную, студентов в компании, в которых сами работают. В Центрах существует служба психологической поддержки и библиотека, в которой можно найти информацию о существующих корпорациях и фирмах (для определенных штатов), информацию как найти работу, как оформить необходимые документы. В свою очередь представители американских компаний предпочитают отбор будущих работников среди студентов и выпускников Центра профессионального роста [4].
Германия:
В Германии существует Закон об общих принципах организации высшей школы, который не только обязывает поддерживать студентов на протяжении всего срока обучения, но и уведомлять их об учебных возможностях, содержании, структуре и учебных требованиях, поэтому большая часть высших учебных заведений создали Центральные консультационные бюро, которые занимаются с будущими студентами (дни открытых дверей в школах) и действующими студентами, консультируя их по вопросам правильности выбора специальности, перевода на другой факультет, проблемы, связанные с учебой, а так же проблемы личного характера. Так же, как и в Америке при высших учебных заведениях находятся собственные профориентационные службы, которые оказывают помощь выпускникам в трудоустройстве [5].
Подведя итоги, получаем, что проблемы трудоустройства выпускников учебных заведений заключаются в следующем: отсутствует практика или стажировка по приобретаемой профессии или специальности, и как следствие отсутствует опыт работы и за частую отсутствует понятия сути выполнения самой работы; отсутствует конкурентоспособная заработная плата, по сравнению со специалистами в определенной области; отсутствуют центры помощи поиска работы выпускникам учебных заведений; отсутствует желание со стороны представителей работодателей брать на работу выпускников и инвестировать в них; отсутствует желание искать работу по приобретенной специальности. Как способы решения выше указанных проблем можно предложить:
улучшить качество практики или стажировки для студентов, которая бы реально отражала специфику получаемой профессии или специальности, со стороны учебных заведений необходимо проводить не только дни открытых дверей для абитуриентов, но и для потенциальных работодателей, установить практику или стажировку не в течении одной недели — месяца, а ввести как обязательный предмет и на протяжении всего периода обучения практика должна проходить хотя бы один раз в неделю, у одного и того же работодателя, плюсы такой практики понятны, у работодателя есть возможность выбрать из наиболее талантливых и способных практикантов (стажеров) своего будущего специалиста, а будущему специалисту более глобально окунуться в свою профессию;
обязательно создать клуб (центр или группу в интернете) выпускников учебных заведений по факультетам, которые устроились и работают по специальности или профессии, которую они приобрели именно в этом учебном заведение, поддерживать с ними связь, предлагать брать на стажировку студентов своих факультетов, осуществлять наставничество над ними. Обязательна должна быть заинтересованность и поддержка со стороны государства за счет квотировании рабочих мест для молодых специалистов. В том случае, если представители работодателя, учебных заведений и государства будут действовать совместно над проблемами трудоустройства выпускников, то можно добиться положительных результатов.
Литература:
- Приказ Минвуза СССР от 18.03.1968 года от 18.03.1968 года п 220 Об утверждении положения о персональном распределении молодых специалистов, оканчивающих высшие и средние специальные учебные заведения. Электронный источник https://www.lawmix.ru/docs_cccp/6149 (дата обращения 06.08.2018)
- «Российская газета». Электронный источник https://rg.ru/2018/04/12/obiazatelnoe-raspredelenie-vypusknikov-vuzov-mozhet-vernutsia-v-rossiiu.html (дата обращения 06.08.2018)
- Уэхара Ёсико. «Сюкацу: как японские студенты ищут работу». Электронный источник https://www.nippon.com/ru/column/g00365/ (дата обращения 06.08.2018)
- Интернет журнал «Рабкор». Электронный источник http://rabkor.ru/columns/debates/2013/04/16/us-education/(дата обращения 06.08.2018)
- Сайт studwood.ru «Безработица в молодежной среде как социальная проблема». https://studwood.ru/622074/sotsiologiya/pomosch_trudoustroystve_vypusknikam_germanii (дата обращения 06.08.2018)