Программа по краеведению «Город на 150-й версте…» рассчитана на 4 года обучения (5–8 классы). В основу программы положен проблемно-тематический принцип организации материала. Изучение истории Самарского края — это изучение природы, истории, культуры, жизни знаменитых жителей города Похвистнево и Похвистневского района.
Особенностью данной программы является организация индивидуальной и коллективно-творческой деятельности учащихся по приобретению новых знаний по истории и культуре родного края из разных источников информации, проведение самостоятельных исследований, проектов.
Данная программа может быть рекомендована к использованию учителями начальной школы, учителями основной школы, педагогами дополнительного образования. Программа была апробирована на базе школы № 1, имела положительные результаты согласно мониторингу уровня овладения программой.
Цели:
– пробудить интерес к историческим и культурным ценностям Самарского края, учит бережно к ним относиться;
– способствовать формированию патриотического сознания учащихся;
– формировать чувство гордости за достижения своих земляков;
– воспитывать стремление к творческой деятельности по изучению родного края.
Задачи программы:
– совершенствование организации воспитательной работы, используя современные педагогические технологии;
– развитие творческих способностей учащихся с учётом их интересов и склонностей;
– включение семьи в единое воспитательное пространство школы, создав творческий союз семьи и школы;
– установление тесных связей с учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта.
Принципы, лежащие в основе программы:
– принцип личностно ориентированного подхода;
– принцип гуманизма;
– принцип креативности;
– принцип практической направленности.
Образовательные результаты программы:
– интерес к истории Самарского края;
– знания по истории и культуре Самарского края;
– умение устанавливать связи между прошлым и современностью;
– способность творчески мыслить и рассуждать;
– способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в группах.
Формы работы:
– коллективно-творческие дела, праздники, фестивали;
– устные журналы, беседы;
– уроки Мужества, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и локальных войн;
– сбор и оформление материалов для школьного музея;
– проектная и исследовательская деятельность;
– участие в научно-практических конференциях, краеведческих фестивалях.
Мониторинг уровня овладения программой:
– диагностика знаний, умений, навыков учащихся в результате текущего, промежуточного, итогового контроля;
– участие в краеведческих играх, веб-квестах города, Похвистневского района;
– презентации проектов учащихся и педагога перед общественностью.
Рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса.
Организация исследовательской деятельности учащихся
Тема внеурочной деятельности |
Примерная тематика исследований |
1. Твои родные в потоке времени |
1. Моя родословная. 2. Судьба моей семьи в истории города Похвистнево. |
2. Древняя Русь — страна городов |
1. «Город Ветра» (история возникновения города Похвистнево). 2. О чём рассказал герб города. 3. Значение тарханной грамоты в истории поселения Старопохвистнево. |
3. Начало всех начал |
1. Археология города Похвистнево и Похвистневского района |
4. «Вставай, страна огромная…» |
1. «Навечно ушёл в небо…» (А. А. Бурденюк, штурман экипажа Николая Гастелло, наш земляк». 2. «Забытый памятник незабытой войны» (история эвакогоспиталя № 2799). 3. Школа и война. 4. «Война в судьбе семьи Панюшевых» (история подвига бывшего директора школы № 1 Е. И. Панюшева). 5. «Мы не можем остановить время, но мы можем сохранить память» (создание в рекреации истории школы № 1 Зала Боевой Славы). 6. «Имена на Аллее Славы». 7. «Спасибо деду за Победу!» |
5. Сокровища российской культуры |
1. Архитектурные памятники города Похвистнево. 2. Дом-музей Артура Моро в селе Красные Ключи. 3. Храм Иконы Табынской Божьей Матери |
Учебно-тематический план
Содержание программы
1-й год обучения.
«Основы знаний об истории и традициях города» (24 часа)
Тема: «Город, в котором мы живём»(8 часов)
Ознакомить учащихся с происхождением названия города Похвистнево. Объяснить территориальное деление Похвистнева, ознакомить с картой Похвистневского района.
Тема: «Рождение города» (4 часа)
Ознакомить учащихся с Краеведческим музеем города. Дать представление о версиях рождения города, о гербе города, гимне города.
Тема: «Люди города» (6 часов)
Познакомить со знаменитыми земляками, с именем которых связаны важные события исторической, культурной, научной, социальной жизни страны. Пробудить эмоционально-ценностное отношение к культурному наследию своего края, гордость за своих земляков.
Тема: «Традиции Похвистнева» (6 часов)
Начать знакомство с культурно-бытовыми традициями похвистневцев, праздниками и обычаями.
2-й год обучения
«Историко-географическое изучение Похвистнева и Похвистневского района» (27 часов)
Тема: «Природа Похвистневского края» (8 часов)
Ознакомить учащихся с географическим положением Похвистнево и района. Расширить знания учащихся о природе, растительном и животном мире края. Видеть красоту родного края и стремиться к сохранению природных богатств.
Тема: «Традиционные ремёсла нашего края» (6 часов)
Продолжить знакомство с жизнью и бытом похвистневцев. Начать знакомство с традиционными ремёслами родного края в Краеведческом музее города. Побывать на экскурсии в Доме ремёсел.
Тема: «Улицы Похвистнево» (7 часов)
Наполнить понятие «улица» культурологическим содержанием, способствовать выработке личностного отношения к ней как к общественному достоянию. Установить связь с названием улицы.
Тема: «Достопримечательности сёл Похвистневского района» (6 часов)
Ознакомить с картой Похвистневского района. Расширить знания о памятных местах и достопримечательностях Похвистневского района.
3-й год обучения
«Страницы истории города» (30 часов)
Тема: «Родословие» (4 часа)
Родословная человека, поколения предков, родословное древо. Связь поколений и времён в истории родного города.
Тема: «Летопись города 1888–1929 годов» (6 часов)
Знакомство с документальными материалами по истории города данного периода. История появления железнодорожной станции Похвистнево. События революции 1917 года, Гражданской войны. События 1920-х годов, происходившие в уезде через партийные документы Бугурусланского комитета РКП (б).
Тема: «Летопись города 1930–1940-х годов» (6 часов)
Показать неразрывную связь истории родного города с историей страны. Знакомить учащихся с важными документами, на основании которых писалась история города и района. Расширять знания учащихся о достопримечательностях города, связанных с этим периодом истории страны.
Тема: «Похвистнево в годы Великой Отечественной войны» (8 часов)
Познакомить учащихся с Книгой Памяти Самарской области. Представить материалы, рассказывающие о формировании воинских соединений, работе местных эвакуированных предприятий в годы Великой Отечественной войны, о работе эвакогоспиталя № 2977, который расположился в здании бывшей районной школы № 1.
Рассказать о том, что вблизи посёлка Похвистнево в годы войны были построены два запасных аэродрома, а на полях сражений воевал танк под названием «Похвистневский осоавиахимовец».
Познакомить учащихся с воспоминаниями старожилов Н. Д. Ивановой, Г. Е. Панюшева, Р. Г. Покщаева.
Тема: «Город, который люблю» (4 часа)
Продолжить формирование эмоционально-ценностного отношения к культурному и природному наследию родного края, гордости за своих земляков.
Ознакомить с произведениями искусства о Похвистнево. Попробовать создать свои рисунки, стихи, рассказы, оформить фотоальбомы и рукописные книги о родном городе.
4-й год обучения
«Жизнь знаменитых земляков» (28 часов)
Тема: «Летописцы родного края» (4 часа)
Познакомить с историей жизни первого краеведа Похвистневского района В. А. Ендураева и его рукописной книгой.
Познакомить с людьми, занимающимися краеведческими исследованиями Похвистнево и Похвистневского района (Т. П. Потапова, И. С. Шахова, Г. Е. Панюшев).
Тема: «Похвистневцы в искусстве» (6 часов)
Ознакомить с именами жителей Похвистнево — деятелей культуры, исследовать их жизнь, творческий вклад в историю и культуру города и района.
Тема: «Похвистневцы — участники и герои Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.». (10 часов)
Рассказать о кладе наших земляков в победу над фашисткой Германией. Провести исследовательскую работу по темам: «Школа и война», «Забытый памятник незабытой войны — история эвакогоспиталя № 2977», «Спасибо деду за Победу».
Тема: «Похвистневцы — Почётные граждане города и района» (8 часов)
Продолжить знакомство с выдающимися земляками, которые имеют звание «Почётный гражданин города» и «Почётный гражданин Похвистневского района». Изучить их вклад в развитие города и района.
Тематика классных часов
1-й год обучения:
- Город, в котором мы живём.
- Наша школа.
- Наш Похвистневский район.
- Предприятия, на которых работают наши родители.
- Как рождался Похвистнево.
- Похвистневцы — герои Великой Отечественной войны.
- Знаменитые земляки.
- Город Ветра — традиция празднования Дня Города.
2-й год обучения:
- Природа Похвистневского края.
- Памятники природы.
- Парки нашего города.
- Реки и водоёмы Похвистнево и района.
- Старые названия улиц нашего города.
- Нашему городу — 125 лет.
3-й год обучения:
- История моей семьи в истории Похвистнево.
- Мифы и легенды о Похвистнево.
- Песни и стихи, прославляющие Похвистнево.
- История гимна города Похвистнево.
- Похвистнево в произведениях художников.
4-й год обучения:
- Похвистнево и похвистневцы.
- Летописцы родного края.
- Похвистневцы — герои Великой Отечественной войны и наша школа.
- Летопись нашего города.
Литература:
- Потапова Т. П. «Самарские губернские ведомости — 150» № 2 декабрь.1998.
- Город на 150-й версте. Страницы истории города Похвистнево 1888–1947 гг. Изд. 2-е, испр. и доп. Составитель Т. П. Потапова. Под ред. В.В. Ерофеева. Похвистнево, 2014 г.
- 150 лет Самарской губернии (цифры и факты). Статистический сборник. Под ред. Г. И. Чудилина. Самара, Самарский дом печати, 2000.
- Куйбышевская область в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.). Документы и материалы. Самара. Издательство «Самарский дом печати», 1995.