В статье рассмотрены коммуникативные способности, являющиеся важным составляющим развития человека как личности, как учащегося, как специалиста. Коммуникативные способности отражают способность правильно ориентироваться в межличностном общении, относительно свободно участвовать в нем, что достигается с помощью лингвистических знаний, а также знаний традиций, обычаев, нравов общества. Коммуникативные способности не формируются сами по себе. Так как ведущим типом деятельности в дошкольном возрасте является игра, то соответственно и формирование коммуникативных способностей должно проходить посредством игровой деятельности детей. В период дошкольного возраста сюжетно-ролевая игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности [2,с.12].
Ключевые слова: сюжетно-ролевая игра, коммуникативные способности, дошкольник, развитие, формирование.
Проблема формирования коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста является актуальной социально-педагогической проблемой, так как от ее решения во многом зависит успешность межличностного взаимодействия со взрослыми и сверстниками, и в целом — успешность социальной адаптации детей.
Коммуникативные способности должны формироваться в ведущей деятельности ребенка, опираться на положительный опыт общения и нравственные критерии в воспитании детей. В игре происходит формирование социального опыта и произвольного поведения ребенка, его самореализация и социализация, приобщение к коммуникативной культуре — культуре общения. Формирование в игре коммуникативных способностей в дошкольном детстве является условием успешной социализации и воспитания детей в сенситивный период развития.
Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. С. Я. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра наиболее спонтанное проявление ребенка и в то же время она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Основа линии игры, присущие ей: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество [3,c.39].
Сюжетно-ролевая игра способствует развитию поведения ребенка в положительную сторону. Возможность управления поведением, подчинение его правилам сюжетно-ролевых игр. В игре с запутанным сюжетом и ролями, которые создают широкие возможности для воображения и импровизации у детей формируются не только коммуникативные навыки, но и творческое мышление и воображение.
Сюжетно-ролевая игра у многих педагогов и психологов рассматривается как самостоятельная сфера жизни ребенка в дошкольный период детства. По словам А. Г. Асмолова, «дошкольник — личность играющая». По этой причине в ФГОС дошкольного образования выделена игровая деятельность как самостоятельная единица в структуре развития личности ребенка [4,с.34].
Самый эффективный метод управления игрой в дошкольном образовательном учреждении — участие преподавателя в игре. Посредством выполняемой им роли он может влиять (не навязывать, а именно влиять) на направление развития курса и содержание игры, помогать включению в нее всех дошкольников: скромных и закрытых [1.c,86].
Таким образом, сюжетно-ролевые игры являются эффективным средством формирования коммуникативных способностей ребенка дошкольного возраста в период детства. А также развития отношений детей друг с другом. Трудно переоценить роль сюжетно-ролевых игр в формировании коммуникативной деятельности, в том числе навыков, так необходимых для дальнейшего обучения на следующей ступени образования — в начальной школе.
Целью нашей работы является изучение возможности использования сюжетно-ролевой игры как средства развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: сюжетно-ролевая игра способствует развитию коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Анализ литературы позволил выдвинуть гипотезу исследования: сюжетно-ролевая игра является эффективным средством развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения цели были использованы следующие методы и методики исследования:
− теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме использования сюжетно-ролевых игр, как средства развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста;
− эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа с детьми;
− психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы;
− анализ и интерпретация эмпирических данных, математическая обработка результатов.
− методика «Рукавички» (Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной);
− методика контекстного общения со взрослым (Е. Е. Кравцовой);
− методика «Да» и «нет» не говорите» (Е. Е. Кравцовой)
Данное исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад «Алтынчэч» с. Верхние Челны» НМР РТ. В исследовании принимали участие 40 детей в возрасте 5–6 лет (в каждой группе по 20 человек), посещающих старшую группу детского сада. Педагогический эксперимент проводился в три этапа.
Для изучения сформированности коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста нами были выбраны три методики: «Рукавички» (авторы Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина), контекстного общения со взрослым (автор Е. Е. Кравцова) и «Да» и «нет» не говорите». (автор Е. Е. Кравцова).
На этапе констатирующего эксперимента были сформированы контрольная и экспериментальная группы детей, показавшие после проведения методик одинаковые результаты, которые свидетельствуют о необходимости проведения дополнительной работы с детьми, направленной на формирование коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Таблица 1
Результаты исходной диагностики на констатирующем этапе педагогического эксперимента
|
«Рукавичка» |
«Контекстное общение со взрослым» |
«Да» и «нет» не говорить |
Итог |
||||
Экспер. |
Контр. |
|||||||
|
Экспер |
Контр. |
Экспер |
Контр |
||||
Экспер |
Контр |
|||||||
Высокий |
20 % |
30 % |
25 % |
35 % |
10 % |
5 % |
18, % |
23 % |
Средний |
40 % |
30 % |
50 % |
50 % |
60 % |
65 % |
50 % |
48 % |
Низкий |
40 % |
40 % |
25 % |
15 % |
30 % |
30 % |
32 % |
29 % |
На формирующем этапе эксперимента реализовался план работы по развитию коммуникативных способностей старших дошкольников посредством сюжетно-ролевых игр, направленный на реализацию выдвинутой нами гипотезы.
Цель формирующего этапа работы — экспериментально проверить возможности воздействия сюжетно-ролевой игры на развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Мы предположили, что процесс развития коммуникативных способностей у детей данного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры будет эффективным, если будет обеспечено выполнение следующих педагогических условий:
− будет осуществляться в ходе специально подобранных сюжетно-ролевых игр;
− педагог (экспериментатор) будет выступать в качестве создателя игровой среды, выстраивать ключевые принципы ее функционирования, привносить ситуации, на основе которых осуществляется взаимодействие игроков, контролировать развитие игры и подводить ее итоги.
На формирующем этапе экспериментальной работы мы использовали следующие формы работы:
1). Организовали серию сюжетно-ролевых игр с различными сюжетами:
Сюжет 1. Библиотека.
Сюжет 2. Больница.
Сюжет 3. Дом — Дорога в школу — Школа.
Сюжет 4. Путешествие.
Сюжет 5. Дом и работа.
Сюжет 6. Зоопарк.
В процессе руководства сюжетно-ролевой игрой мы активизировали волевые процессы детей, способствовали преодолению трудностей, возникающих в процессе игры, и достижению более качественного результата.
2) Организовали работу, помогающую детям овладеть практическим опытом организации сюжетно-ролевой игры для более свободной коммуникации детей. Это осуществлялось при непосредственном руководстве самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей. Детям предлагали самим взять на себя роль и самим вступить в разные сюжеты игр, соответствуя выделенным моментам организации игры.
Детям со средним уровнем мы старались оказывать больше внимания в плане стимулирования их активности и инициативности, для того чтобы они могли проявлять себя в ситуации общения. Детям с низким уровнем сформированности коммуникативных способностей мы оказывали дополнительную помощь. Перед проведением игры обсуждали персонажей, возможные действия героя.
С целью выявления эффективности проведенной нами работы на формирующем этапе эксперимента, проводилось наблюдение за поведением детей в естественных условиях. Использовались те же самые методики, что и на констатирующем этапе эксперимента.
Таблица 2
Результаты итоговой диагностики на контрольном этапе педагогического эксперимента
|
«Рукавичка» |
«Контекстное общение со взрослым» |
«Да» и «нет» не говорить |
Итог |
||||
Экспер. |
Контр. |
|||||||
Экспер |
Контр |
Экспер |
Контр |
|||||
Экспер |
Контр |
|||||||
Высокий |
40 % |
40 % |
50 % |
40 % |
30 % |
10 % |
40 % |
30 % |
Средний |
50 % |
30 % |
30 % |
45 % |
60 % |
70 % |
47 % |
48 % |
Низкий |
10 % |
30 % |
20 % |
15 % |
10 % |
20 % |
13 % |
22 % |
Из полученных результатов можно увидеть, что после проведения контрольного этапа экспериментальной работы, произошла динамика в сторону повышения уровня коммуникативных способностей у детей, в особенности тех старших дошкольников, которые продемонстрировали на этапе первичной диагностики низкие показатели.
Также, в процессе заключительного этапа опытно-поисковой работы осуществлялось наблюдение за игрой дошкольников. Дети стали проявлять большую инициативность, активность в совместной со сверстником деятельности, согласовывали свои действия с действиями другого, из-за чего возникало меньше конфликтов в процессе игровой деятельности.
На основании анализа результата проведенных методик можно сделать вывод, что в ходе реализации плана у детей старшего дошкольного возраста повысился уровень развития коммуникативных способностей. Сюжетно-ролевая игра имеет большой потенциал в их развитии у детей старшего дошкольного возраста и при правильной организации дает положительные результаты.
По результатам контрольного эксперимента мы увидели эффективность проведенной нами работы, направленной на реализацию поставленных задач, в формировании коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. Следовательно, сформулированная нами гипотеза верна и доказана экспериментально.
Литература:
- Васильева, М. А. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях [Текст] / М. А. Васильева. — М.: Просвещение, 2016. — 86 с.
- Дубина, Л. А. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений [Текст] / Л. А. Дубина. — М.: Книголюб, 2006. — 64 с
- Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2015. — 718 с.
- Сластенин, В. А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Академия, 2012. — 576 с.