Церебральный паралич относят к группе заболеваний, при которой происходит поражение центральной нервной системы. Также характерными могут быть нарушения в двигательной системе, речи и интеллектуальном развитии.
Основной причиной возникновения детского центрально паралича (ДЦП) является кислородное голодание ребенка при рождении, а также травмы и кровоизлияния в послеродовом периоде. В последнее время увеличились случаи проявления ДЦП. В регионах Российской Федерации, всего насчитывается от 5 до 9 случаев на 1000 детей.
У детей с ДЦП нарушено формирование опорно-двигательных функций, так как нарушен мышечный тонус, также отмечается плохое функционирование врожденных рефлексов.
Возможно возникновение следующих неблагоприятно влияющих факторов в период беременности матери:
- Тугое обвитие пуповиной плода.
- Гиповитаминоз.
- Сахарный диабет и иные эндокринные заболевания.
- Инфекционные заболевания.
- Гестозы на ранней и поздней стадии.
- Плохое питание матери.
Для того, чтобы выявить симптомы ДЦП врачи рекомендуют вести дневник, в котором будут отмечаться все достижения ребенка. Симптомы ДЦП не всегда можно выявить при рождении, так как они могут проявиться и в грудном периоде.
Двигательная активность и способность у студентов с последствиями ДЦП всегда индивидуальна, так как зависит от многих факторов таких, как образ жизни, пол, возраст и другие. Таким образом, в каждом отдельном случае будет наблюдаться индивидуальные диапазоны и уровни двигательной активности, благодаря которым организм получает возможность нормального функционирования.
Каждый отдельный случай требует коррекции со специально выстроенным комплексом физической реабилитации.
Согласно исследованиям Благовещенского государственного педагогического университета, юноши-инвалиды имеют недостаточный уровень подвижности суставов. Если подвижность верхних конечностей еще попадает в пределы нормы, то подвижность нижних суставов никак не попадают в пределы нормы. 85 % инвалидов не нуждаются в помощи третьих лиц в процессе принятия пищи, однако, 50 % от всего числа студентов с последствиями ДЦП нуждаются в посторонней помощи в бытовых делах.
Данный расклад в большей степени характеризуется опекой со стороны знакомых, друзей и родственников инвалидов. Однако существуют случаи, когда жалость и излишняя забота со стороны родственников пробуждали в молодых людях стремление преодолевать преграды и самосовершенствоваться. Таким студентам также необходимы грамотно выстроенные занятия ЛФК, плавание и комплекс других спортивных мероприятий для укрепления опорно-двигательного аппарата.
Было проведено исследование, включающее в себя серию тестов. Проведенные тесты характеризуют координационные способности, динамическую координацию, скорость реакции и скоростно-силовые способности [1].
Всего в исследовании участвовало 48 инвалидов и 46 здоровых студентов. Одним из важных показателей является уровень координационных способностей. Было выявлено, что разница между здоровыми студентами и студентами с последствиями ДЦП составила 416 %.
Динамическая координация характеризовалась с помощью проведения теста Озорецкого. Данные также свидетельствуют о том, что среди инвалидов этот навык развит хуже, чем среди здоровых студентов. Поэтому необходимо и целесообразно проводить комплексы спортивных игр, которые будут корректировать данный навык.
Замер скоростно-силовых способностей характеризовался метанием мяча (1 кг). Различия по данному критерию оказались минимальными и составляют всего 45 %.
Уровень быстроты реакции среди здоровых студентов выше на 125 %, чем среди студентов с последствиями ДЦП. Испытуемые получали палки, на которых были выстроены деления (см). Таким образом, студенты должны были отпустить палку, а затем поймать ее. Скорость реакции зависит от того, сколько см успела пролететь палка.
Проведение таких исследований с некоторой периодичностью является необходимым, так как именно они позволят совершенствовать навыки нездоровых студентов и составить правильный план коррекционной работы.
Сердечно-сосудистая система также заслуживает особого внимания. Исследования сердечно-сосудистой системы характеризуют уровень физической подготовки и позволяют выбрать ту или иную спортивно-реабилитационную программу.
На основании данного исследования, можно сделать вывод о том, что у студентов с последствиями ДЦП частота сердечных сокращений выше, чем у здоровых на 10–15 уларов в минуту.
Показатели работы дыхательной системы студентов свидетельствуют о том, что жизненная емкость легких по сравнению со здоровыми студентами меньше на 30 процентов. Частота дыхания нездоровых студентов также выше на 25 %, чем у здоровых.
Таким образом, студенты с последствиями ДЦП имеют более низкие показатели деятельности опорно-двигательного аппарата, по сравнению со здоровыми студентами. Это объясняется тем, что нездоровые студенты имеют нарушенный мышечный тонус и пораженную центральную нервную систему. Однако меры, проводимые в высших учебных заведениях нашей страны, позволяют корректировать способности этой группы студентов путем проведения различного рода спортивных и оздоровительных мероприятий.