Ключевые слова: инвестиционная активность, стимулирование инвестиций, льготное налогообложение, прямые инвестиции, налог на прибыль.
Предоставление налоговых льгот субъектам инвестиционной деятельности является одним из видов государственной поддержки [5, 55, с. 37]. С одной стороны, подобные меры приводят к выпадающим доходам бюджета. С другой стороны, таким образом государственные органы отказываются от части сегодняшних доходов в счёт достижения определённых социальных и бюджетных эффектов в будущем. С точки зрения коммерческой организации налоговые льготы снижают налоговую нагрузку, увеличивают финансовые результаты в виде чистой прибыли, которая может быть использована для развития производства [1, c. 25].
На наш взгляд, в целях целесообразно проанализировать и сравнить вариацию льготных ставок налогообложения по налогу на прибыль среди различных по уровню инвестиционной привлекательности регионов (табл. 1).
Таблица 1
Сравнение основных показателей инвестиционной активности врегионах России [5]
Регион |
Показатель |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
Средний темп роста, % |
Тульская область |
ВРП, млн.руб. |
411122 |
477537 |
518687 |
555941 |
107,84 |
Инвестиции, млн.руб. |
95235 |
105629 |
112561 |
128563 |
107,79 |
|
Доля, % |
23,16 |
22,12 |
21,70 |
23,13 |
- |
|
Ярославская область |
ВРП, млн.руб. |
391462 |
443054 |
469804 |
510631 |
106,87 |
Инвестиции, млн.руб. |
88541 |
75437 |
88363 |
79820 |
97,44 |
|
Доля, % |
22,62 |
17,03 |
18,81 |
15,63 |
- |
|
Республика Татарстан |
ВРП, млн.руб. |
1661413 |
1867258 |
1937637 |
2114176 |
106,21 |
Инвестиции, млн.руб. |
542781 |
617128 |
636494 |
637611 |
104,11 |
|
Доля, % |
32,67 |
33,05 |
32,85 |
30,16 |
- |
Как следует из данных таблицы, все три региона обеспечивают схожую динамику роста ВРП. Наибольший средний прирост инвестиций в основной за рассматриваемый период обеспечивает Тульская область. Однако, с точки зрения доли инвестиций в ВРП ситуация в регионах различна. Стремительное падение такого показателя зафиксировано в Ярославской области с 22,62 % в 2014 году до 15,63 в 2017 году. В Тульской области показатель находится на уровне около 23 %, а в Республике Татарстан на уровне 1/3.
В целях более полного понимания такой динамики инвестиционных и макроэкономических показателей проанализируем меры трёх регионов по стимулированию инвестиций (табл. 2).
Таблица 2
Льготные ставки налога на прибыль исрок их применения для инвесторов вчасти, зачисляемой вбюджет региона
Категория налогоплательщиков |
Ярославская область [2] |
Тульская область [3] |
Республика Татарстан [4] |
1. Резиденты особых экономических зон |
Не применяется |
1)2 % 0–5 лет; 2)7 % 6–10 лет; 3)15,5 % от 10 лет. |
1)0 % 0–5 лет; 2)5 % 6–10 лет; 3)13,5 % (12,5 % в 2017–2020 годах). |
2. Участники региональных инвестиционных проектов |
10 % не более пяти налоговых периодов |
||
3. Участники специальных инвестиционных контрактов |
0 % до 2025 г. Либо до окончания срока действия соглашения |
||
4. Резиденты территорий опережающего социально-экономического развития |
1)0 % 0–5 лет; 2)10 % 6–10 год; |
1)5 % 0–5 лет; 2)10 % 6–10 год; |
|
5. Резиденты индустриальных парков |
Ставка — от 12,5 %. Льгота предоставляется на срок от начала реализации проекта до достижения окупаемости, но не более 9 лет |
Ставка — 12,5 % предоставляется на период окупаемости проекта, но не более 10 налоговых периодов. |
Ставка — 13,5 % Льгота предоставляется до момента достижения точки окупаемости, но не более 7 лет. |
6. Инвесторы, реализующие приоритетные проекты |
Ставка — от 12,5 %. Льгота предоставляется до момента достижения окупаемости, но не более 9 лет |
16,9 %-12,5 % в Льгота предоставляется на период окупаемости проекта, но не более 4 налоговых периодов. |
12,5 % Льгота предоставляется до момента окупаемости, но не более 7 лет |
Анализ налоговых льгот по налогу на прибыль показал, что субъекты предоставляют в целом равные налоговые каникулы инвесторам в рамках первых четырёх механизмов поддержки, действие которых закреплено федеральным законодательством. Исключение составляет минимальная льгота по налогу на прибыль в Республике Татарстан для резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, которая составляет 5 %.
Касательно реализации приоритетных проектов ставки налога на прибыль в трёх регионах несколько отличны. В Ярославской области ставка зависит от доли инвестиционной деятельности в деятельности всего предприятия и может меняться с течением времени. В Тульской области акцент сделан на долю обновления основных фондов, а льгота также применяется ко всей прибыли организации. В Республике Татарстан ставка едина — 12,5 %, но применяется она только в отношении прибыли инвесторов, реализующих приоритетный проект. Другое различие состоит в том, что регионы установили разные временные сроки предоставления такой поддержки.
Таким образом, сравнительный анализ льготного налогообложения прибыли не выявил кардинальных отличий между тремя регионами. Однако, динамика объёмов привлечения инвестиций, их абсолютная величина и доля в ВРП различны. Соответственно, можно сделать вывод о том, что льготное налогообложение прибыли не является ключевым фактором при принятии решения инвестором в рамках рассматриваемых регионов. Налоговая льгота в данном случае выступает в качестве одной из мер поддержки бизнеса, но не стимулом к такой деятельности.
Литература:
- Игонина, Л. Л. Инвестиции: Учеб. пособие / Л. Л. Игонина; Под ред. В. А. Слепова. — М.: Юристъ, 2012. — 480 с.
- Закон Ярославской области от 15.10.2003 года N 45-з (ред. от 31.10.2017) «О ставках налога на прибыль организаций».
- Закон Тульской области от 28.01.2010 года N 1390-ЗТО (ред. от 20.11.2014) «О льготном налогообложении при осуществлении инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений на территории Тульской области».
- Закон Республики Татарстан от 02.08.2008 г. N 53-ЗРТ (ред. от 08.10.2013) «Об установлении налоговой ставки по налогу на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков».
- Федеральная служба государственной статистки [Электрон. ресурс] -Режим доступа: http://www. gks. ru/