Keywords: information technology, Information law, teaching in University, science, lawyer
Стремительное развитие информационных технологий и информационных отношений обусловливает потребность в подготовке и переподготовке юридических кадров на фундаментальной юридической основе с учетом как традиционного, так и инновационного российского и зарубежного опыта, вследствие этого одним из первоочередных направлений модернизации российского образования должна стать необходимость развития и совершенствования юридического образования.
Одной из главных остается проблема регулирования рынка по оказанию качественных юридических услуг и оказание бесплатной квалифицированной юридической помощи гражданам России в свете реформы рынка квалифицированной юридической помощи.
Актуальной также остаётся проблема подготовки высокопрофессиональных кадров для адвокатуры, нотариата, судебной системы, правоохранительных органов, органов законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления и повышения правовой культуры всего населения, особенно проведения молодёжной политики в этой сфере.
Немаловажное значение приобретает вопрос подготовки юристов в сфере информационной безопасности личности, государства, общества.
Вместе с тем федеральные государственные образовательные стандарты по направлению и специальностям юридического образования, не должны служить препятствием развитию научных и педагогических школ, их творческого потенциала.
Содержание профессионального юридического образования формируется не только в традиционном учебном процессе. Постоянными составляющими обучения должны стать учебно-профессиональные тренинги, практические выезды, нетрадиционные формы проведения аудиторных занятий, диалоговые кружки, работа по освоению различных профессиональных видов деятельности, включение в реальную юридическую практику.
Таким образом, совершенствование юридического образования в ответ на современные вызовы общества и государства требует более эффективного сочетания разных форм и методов обучения и рационального использования научно-педагогических кадров.
Как показывает исследование статистических данных, за последние четыре года наблюдается почти шестикратное увеличение числа преступлений, совершаемых в сфере информации и телекоммуникации: с 11 тысяч в 2013 году до 66 тысяч в 2016 году. Этот рост обусловлен не только тем, что на сегодняшний день отсутствует чёткое законодательное разграничение преступлений в сфере информационных технологий и преступлений, совершаемых с помощью информационных технологий, как раз и составляющих основную долю мошенничеств, но и доступностью программных средств, позволяющих даже слабоподготовленным пользователям совершать достаточно сложные киберпреступления [1].
Так, на сегодняшний день наблюдается нехватка кадров для правоохранительных органов, в частности: органов внутренних дел, таможенных органов, следственных органов, адвокатуры в сфере информационной безопасности. Остро стоит вопрос о подготовки будущих юристов и претендентов, претендующих на статус адвоката, должности судей для судебной системы, это свидетельствует о том, что не все правовые проблемы еще решены в данной области. Так, например, сегодня отсутствует единый судебный орган по разрешению информационных споров. Органы внутренних дел Российской федерации тоже сегодня находится в условиях цифровизации. отсутствует единый стандарт информационной безопасности для адвокатов. Образовательные учреждения органов внутренних дел призваны восполнить кадровый голод для юридического сообщества в мире.
Образовательный процесс получения знаний, должен быть ориентирован на новые вызовы информационного общества и процессы, происходящие в информационной сфере, что предполагает отход от традиционной организации процесса обучения. Поэтому для достижения поставленных целей можно было бы усилить информационную составляющую подготовки специалистов в области юриспруденции, повышении квалификации для сотрудников органов внутренних дел, введения новых дисциплин, таких как право в сфере информационной безопасности, информационное право, правовая информатика
Например, в российском государственном университете правосудия учебная дисциплина «информационное право» читается с 2001 г. для студентов старших курсов различных форм обучения [2].
Практика её преподавания показала, что знания, полученные в ходе изучения данной дисциплины, успешно и профессионально применяются выпускниками в разных сферах деятельности.
Анализируя вышеизложенную ситуацию, следует особо подчеркнуть, что подготовка юристов должна быть фундаментальной и вестись исключительно на основе федеральных государственных образовательных стандартов по направлениям соответствующей подготовки.
Достижение названных целей возможно на основе новейших информационных технологий, технических средств связи и инновационных формах, и методах педагогического мастерства [3].
Литература:
- А. Мошков. Работать на опережение // Полиция России.2017. № 8.с.9
- Ловцов Д. А.,Чубукова С. Г. Информационное право как учебная дисциплина: сб.науч.тр.-вып. //Информационные отношения и право./под ред. В. В. Ершова, Д. А. Ловцова.М.:РАП,2006.с.190
- Шехматов Л. М. Роль информационного права в сфере информационной безопасности. Материалы Международной научно-практической конференции (21 декабря 2017 г.). Информация как объект гражданских прав предпринимателей. С.125–127.
- Махмутов М. Х. Функция информационного права как учебной дисциплины в подготовке будущих юристов в сфере информационной безопасности // Молодой ученый. — 2018. — № 22. — С. 239–241. — URL https://moluch.ru/archive/208/51056/