В данной работе представлены материалы, раскрывающие инновационный опыт работы школы с детьми младшего школьного возраста по гражданско-патриотическому воспитанию, а также программы и проекты, направленные на уважительное отношение к воинскому прошлому своей страны. Особое внимание уделяется работе с учащимися через все виды детской деятельности (на занятиях, в играх, в труде, в быту), интеграции со специалистами и учреждениями дополнительного образования и др. В приложении представлен богатый практический материал (конспекты занятий, проекты, сценарии, консультации, доклады, тематическое планирование по возрастам и мн.др.).
Введение.
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи — задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого — с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству.
Д. С. Лихачёв
Патриотизм — любовь к родине, родной земле, выражающаяся в стремлении ее прославить, принести ей пользу, одно из самых сильных чувств человека. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, ощущение неразрывной связи со своим народом, с его языком, культурой, бытом и нравами. Воспитывать это чувство необходимо с раннего возраста.
В младшем школьном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек.
Патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания — нравственным, гражданским, экологическим и др.
Одним из главных направлений воспитательно-образовательной работы начальной школы является гражданско-патриотическое воспитание детей.
Цель:
− воспитание патриотизма, уважительного отношения к старшему поколению, потребности знать историю и культуру своей страны, своего города, своей семьи,
− воспитание уважительного отношения к героям, ветеранам войны и труда;
− формирование высокой духовности учащихся,
− привлечение учащихся к поисковой работе, оказание посильной помощи престарелым людям на дому, поиск забытых имен в архиве.
Задачи:
− Вызвать у детей чувство гордости за свою страну, воспитывать интерес к героическому прошлому.
− Знакомить детей с крупными городами нашей Родины, городами — героями: Москвой, Санкт-Петербургом (Ленинградом), Волгоградом (Сталинградом).
− Воспитывать у детей чувство привязанности к своему родному городу, умение восхищаться не только его красотами, но жителями и их поступками.
− Воспитывать в детях такие качества, как любовь к своим близким, чувство гордости и сопереживание за членов семьи, переживших Великую Отечественную войну или погибших на полях сражений.
− Формировать у детей патриотические чувства и представление о героизме. Воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений и исторических фактов.
− Развивать любознательность, расширить кругозор детей, стремление узнать больше нового, полезного, интересного об истории родного города.
− Активизировать словарь детей, обогащать его путем уточнения понятий: Россия, Отечество, Отчизна; защищать, оборонять, гордиться, сражаться, справедливая, народная, героическая война; пехота, танкисты, артиллеристы, летчики; таран, фашизм, блокада, окопы, траншеи; генералы, маршалы, военачальники.
− Совместно с родителями и педагогами подобрать наглядный материал: репродукции картин и плакатов, фотографии, посвященных войне; художественной литературы; аудиозаписи военных песен; составить план бесед о героях.
70-летие Великой победы. Совсем немногие ветераны дожили до этой даты. Дедушки и бабушки современных школьников, в большинстве своем, дети послевоенных поколений, которые знают о войне по рассказам своих родителей. Эта память, переданная из рук в руки, заставляет их глубоко и эмоционально переживать события более чем полувековой давности. Но годы идут: стираются детали, ветшают и исчезают вещи, уходят люди. Что же остается нашим детям? Как не потерять ту нить, которая связывает отстоявших для нас право на жизнь с теми, кому в будущем предстоит эту жизнь продолжать? Рассказы, кинофильмы, экспозиции музеев, городские памятники, — вот, пожалуй, перечень тех источников, из которых дети черпают свое представление о Великой Отечественной войне. Однако, чтобы почувствовать себя сопричастным к событиям прошлого, мало знать о них, знание, не окрашенное личными переживаниями, эмоциями, собственными воспоминаниями, ничего не прибавляет в человеке и не чему не учит.
В поисках рациональных путей и средств военно-патриотического воспитания учащихся в классе постоянно разрабатываются различные мероприятия и привлекаются ветераны войны и труда к работе с учащимися, что помогает на конкретных примерах патриотических поступков воспитывать трудолюбие, чувство гражданского долга, готовность к защите Родины.
Система военно-патриотической работы в нашей школе включает в себя систему, комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания учащихся. Патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в области воспитательной деятельности.
Работа по военно-патриотическому воспитанию, направленная на уважительное отношение к воинскому прошлому своей страны, ведется круглый год.
1. Участие в мероприятиях по патриотической работе:
− Музейный урок «Памяти павших будьте достойны»;
− Игры искусств «Поклонимся великим тем годам»;
Посещение библиотеки № 1. Тематические лекции
− Военно-патриотический центр «Набат» — знакомство с поисковой работой.
− Участие в конкурсе чтецов «Сергей Михалков о войне»
− Тринадцатый Всероссийский конкурс «лучший урок письма» посвященный 70-летию Великой Победы в номинациях «письмо ветерану», «есть такая профессия — Родину защищать». Учредители конкурса ФГУП «Почта России».
− Конкурс рисунков «Никто не забыт, ничто не забыто»;
− Читательская конференция «Поклонимся великим тем годам».
2. Проведение акции «По дорогам памяти»
− Просмотр видеофильмов о Великой Отечественной войне.
− Выпуск стенгазет «Наши защитники». «Мы не хотим войны»
− Рассматривание картин и репродукций.
− Чтение художественной и познавательной литературы.
3. Проведение патриотических классных часов и экскурсий.
− Классный час «Урок мужества» На встречу с ребятами пришел ветеран боевых действий на Северном Кавказе Кузнецов Игорь Леонидович. Он рассказал ребятам о том, как и почему становятся героями. Дети приняли активное участие в беседе., им было интересно общаться.
− Экскурсия по памятным местам.
− Экскурсия в Комнату Боевой Славы генерала Михаила Григорьевича Ефремова. Учащиеся познакомились со стендами «Их именами названы улицы района».
4. Вахта «Памяти».
− Операция «Ветеран живёт рядом».
Приглашали к себе на классный час ветерана труда Габбазов М. Ш., которая рассказа о тяжелых трудовых годах войны. Услышать очевидца тех далеких времен очень интересно.
− Акция «Поможем ветерану» — адресная помощь.
− Акция «Подарок ветерану» — подготовили поздравительные открытки детям войны.
− Приняли участие в марше «Бессмертный полк» (Храмова Алёна, Мартынов Александр, Корныльева Виктория). «Неделя памяти».
− Международный флешмоб «Спасибо за мир».
5. Праздничный концерт «Фейерверк Победы».
Работа с родителями.
- Консультации: «Музеи, которые нас ждут», «что и как можно рассказывать детям о войне, «прогулка по городу».
- Привлечение родителей к созданию мини-экспозиции «Отголоски военного времени…»
- Создание альбома «Отзвуки войны в нашей семье».
Проект «Книга Памяти»
В 2014–2015 учебном году учащиеся 2 класса «В» начали работу над проектом «Полотно Памяти». Целью данного проекта являлось: создание условий для воспитания у подрастающего поколения духовности, патриотизма, уважительного отношения к ветеранам и участникам Великой Отечественной Войны, укрепление связи поколений.
В проекте принимали участие: учащиеся и родители. Результатов проекта станет «Книга Памяти».
В «Книгу Памяти» войдут рассказы о родных и близких, погибших в годы Великой Отечественной войны и вернувшихся с полей сражения, о тружениках тыла.
Вид проекта — творческий. Он включает в себя информационный и исследовательский блоки. Материалы исследования помогли учителям и учащимся при подготовке к мероприятиям, посвященным празднованию 70-ой годовщине Великой Победы, организации выставочной экспозиции «Последние свидетели войны», созданию «Книги памяти»
План:
- Совместное обсуждение и разработка плана действий;
- Диагностика знаний детей о Великой Отечественной войне;
- Рассказы педагогов о Великой Отечественной войне, о жизни и подвигах детей во время войны;
- Чтение и обсуждение серии рассказов о детях-героях;
- Посещение школьного музея Ефремова.
- На уроках мужества и Днях Воинской Славы встречались с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла.
- Мы обратились библиотеки № 1 и 30. Библиотекарь Хамидуллина Фания Ярулловна предоставила книги о наших земляках, провела тематическую беседу «Ульяновская область в годы Великой Отечественной войны», «У храбрых — только бессмертие» рассказала о Героях Советского Союза Ульяновской области: И. С. Полбин, А. М. Матросов, М. Г. Ефремов.
- В декабре ко «Дню Героев Отечества» был проведен классный час «Блокадный город».
- В марте совершили заочную экскурсию по городам героям.
- Дети совместно с родителями работают в семейных архивах, изучают документы времен Великой Отечественной, письма с фронта, ордена и медали своих родных.
- Планируем принять участие в краеведческой конференции, в ходе которой ребята поведают историю своих родственников — участников войны и тружеников тыла.
- Планируем организовать и провести школьные конкурс презентаций, сочинений.
Выполнив данную работу, мы поняли, что весь собранный материал можно оформить в виде Книги Памяти.
В ней названы не только ушедших на фронт и погибших на полях боев в годы Великой Отечественной войны, но и фамилии ближайших родственников школьников. Учащиеся нашего класса попытались решить проблему гражданской памяти подрастающего поколения: многие школьники и их родители не знают о своих родственниках, участвовавших в Великой Отечественной войне. В ходе сбора материала и совместной работы детей и родителей мы создаем Книгу Памяти. В ней использованы документы и фотоматериалы из семейных архивов. Кроме того, в КНИГЕ будут опубликованы воспоминания тех немногих здравствующих ветеранов, кто еще может встречаться со школьниками, и рассказы бабушек, дедов и прадедов учащихся класса о военных годах.
Во время создания книги через встречи, презентации мы попытались разбудить память.
9 мая — это прекрасный повод для того, чтобы наполнить абстрактное для ребенка слово «Победа» его личными переживаниями и ощущениями — май с его обещанием жизни; мемориалы победы, усыпанные цветами; блеск орденов на кителях ветеранов; радостное возбуждение на улицах города, парады военных оркестров, победный салют над Волгой…
Заключение
Опыт работы убеждает нас в том, что на формирование у детей патриотического сознания оказывают влияние самые разнообразные воздействия. Максимальный результат воспитательно-образовательной работы достигается только при условии, что эти воздействия осуществляются в системе, где каждое из них выполняет свою особую воспитательную функцию, являясь необходимым звеном единого воспитательно-образовательного процесса. Наличие такой системы позволило создать условия для организации комплексных воздействий, которые взаимодополняют друг друга и дают наилучший воспитательный эффект.
Мы уверены, чтоединство требований начальной школы и семьи обеспечивает ребёнку условия для полноценного развития нравственных ценностей, духовных сил, наполнить детскую жизнь полезными делами и хорошими поступками.