Программы и проекты, направленные на воспитание уважительного отношения к воинскому прошлому своей страны (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Калинина, С. А. Программы и проекты, направленные на воспитание уважительного отношения к воинскому прошлому своей страны (из опыта работы) / С. А. Калинина, О. В. Зотова, О. С. Кичаева, Р. Р. Никифорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 22 (260). — С. 422-429. — URL: https://moluch.ru/archive/260/60021/ (дата обращения: 17.10.2024).



В данной работе представлены материалы, раскрывающие инновационный опыт работы школы с детьми младшего школьного возраста по гражданско-патриотическому воспитанию, а также программы и проекты, направленные на уважительное отношение к воинскому прошлому своей страны. Особое внимание уделяется работе с учащимися через все виды детской деятельности (на занятиях, в играх, в труде, в быту), интеграции со специалистами и учреждениями дополнительного образования и др. В приложении представлен богатый практический материал (конспекты занятий, проекты, сценарии, консультации, доклады, тематическое планирование по возрастам и мн.др.).

Введение.

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи — задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого — с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству.

Д. С. Лихачёв

Патриотизм — любовь к родине, родной земле, выражающаяся в стремлении ее прославить, принести ей пользу, одно из самых сильных чувств человека. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, ощущение неразрывной связи со своим народом, с его языком, культурой, бытом и нравами. Воспитывать это чувство необходимо с раннего возраста.

В младшем школьном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек.

Патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания — нравственным, гражданским, экологическим и др.

Одним из главных направлений воспитательно-образовательной работы начальной школы является гражданско-патриотическое воспитание детей.

Цель:

− воспитание патриотизма, уважительного отношения к старшему поколению, потребности знать историю и культуру своей страны, своего города, своей семьи,

− воспитание уважительного отношения к героям, ветеранам войны и труда;

− формирование высокой духовности учащихся,

− привлечение учащихся к поисковой работе, оказание посильной помощи престарелым людям на дому, поиск забытых имен в архиве.

Задачи:

− Вызвать у детей чувство гордости за свою страну, воспитывать интерес к героическому прошлому.

− Знакомить детей с крупными городами нашей Родины, городами — героями: Москвой, Санкт-Петербургом (Ленинградом), Волгоградом (Сталинградом).

− Воспитывать у детей чувство привязанности к своему родному городу, умение восхищаться не только его красотами, но жителями и их поступками.

− Воспитывать в детях такие качества, как любовь к своим близким, чувство гордости и сопереживание за членов семьи, переживших Великую Отечественную войну или погибших на полях сражений.

− Формировать у детей патриотические чувства и представление о героизме. Воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений и исторических фактов.

− Развивать любознательность, расширить кругозор детей, стремление узнать больше нового, полезного, интересного об истории родного города.

− Активизировать словарь детей, обогащать его путем уточнения понятий: Россия, Отечество, Отчизна; защищать, оборонять, гордиться, сражаться, справедливая, народная, героическая война; пехота, танкисты, артиллеристы, летчики; таран, фашизм, блокада, окопы, траншеи; генералы, маршалы, военачальники.

− Совместно с родителями и педагогами подобрать наглядный материал: репродукции картин и плакатов, фотографии, посвященных войне; художественной литературы; аудиозаписи военных песен; составить план бесед о героях.

70-летие Великой победы. Совсем немногие ветераны дожили до этой даты. Дедушки и бабушки современных школьников, в большинстве своем, дети послевоенных поколений, которые знают о войне по рассказам своих родителей. Эта память, переданная из рук в руки, заставляет их глубоко и эмоционально переживать события более чем полувековой давности. Но годы идут: стираются детали, ветшают и исчезают вещи, уходят люди. Что же остается нашим детям? Как не потерять ту нить, которая связывает отстоявших для нас право на жизнь с теми, кому в будущем предстоит эту жизнь продолжать? Рассказы, кинофильмы, экспозиции музеев, городские памятники, — вот, пожалуй, перечень тех источников, из которых дети черпают свое представление о Великой Отечественной войне. Однако, чтобы почувствовать себя сопричастным к событиям прошлого, мало знать о них, знание, не окрашенное личными переживаниями, эмоциями, собственными воспоминаниями, ничего не прибавляет в человеке и не чему не учит.

В поисках рациональных путей и средств военно-патриотического воспитания учащихся в классе постоянно разрабатываются различные мероприятия и привлекаются ветераны войны и труда к работе с учащимися, что помогает на конкретных примерах патриотических поступков воспитывать трудолюбие, чувство гражданского долга, готовность к защите Родины.

Система военно-патриотической работы в нашей школе включает в себя систему, комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания учащихся. Патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в области воспитательной деятельности.

Работа по военно-патриотическому воспитанию, направленная на уважительное отношение к воинскому прошлому своей страны, ведется круглый год.

1. Участие в мероприятиях по патриотической работе:

− Музейный урок «Памяти павших будьте достойны»;

− Игры искусств «Поклонимся великим тем годам»;

http://dg50.mycdn.me/image?t=3&bid=665874148783&id=665874148783&plc=WEB&tkn=uFkJ2l9qrfnn2ePuelqALDcpKXUhttp://dg50.mycdn.me/image?t=3&bid=665874078127&id=665874078127&plc=WEB&tkn=vWsss1oamNVakF6AC7XJ1B82g7w

http://dg50.mycdn.me/image?t=3&bid=771990176943&id=771990176943&plc=WEB&tkn=frqc0SLfTC5HmSMOGQRhgBmLb1Y

Посещение библиотеки № 1. Тематические лекции

− Военно-патриотический центр «Набат» — знакомство с поисковой работой.

− Участие в конкурсе чтецов «Сергей Михалков о войне»

− Тринадцатый Всероссийский конкурс «лучший урок письма» посвященный 70-летию Великой Победы в номинациях «письмо ветерану», «есть такая профессия — Родину защищать». Учредители конкурса ФГУП «Почта России».

20150428_130443.jpg 1_001.jpg

− Конкурс рисунков «Никто не забыт, ничто не забыто»;

− Читательская конференция «Поклонимся великим тем годам».

P1060974.JPG

2. Проведение акции «По дорогам памяти»

− Просмотр видеофильмов о Великой Отечественной войне.

− Выпуск стенгазет «Наши защитники». «Мы не хотим войны»

http://go2.imgsmail.ru/imgpreview?key=1df93986b64b55bc&mb=imgdb_preview_817 http://img10.proshkolu.ru/content/media/pic/std/4000000/3975000/3974413-23b1e13993ffe16b.jpg

− Рассматривание картин и репродукций.

http://dg50.mycdn.me/image?t=3&bid=771989896111&id=771989896111&plc=WEB&tkn=Krl83ONSY_rLpSv_1s8_4lPTY4Q http://dg50.mycdn.me/image?t=3&bid=771989895087&id=771989895087&plc=WEB&tkn=UHM48ukJkb3q_9lXhqb1pq5UPps

− Чтение художественной и познавательной литературы.

DSCN7842.JPG

3. Проведение патриотических классных часов и экскурсий.

− Классный час «Урок мужества» На встречу с ребятами пришел ветеран боевых действий на Северном Кавказе Кузнецов Игорь Леонидович. Он рассказал ребятам о том, как и почему становятся героями. Дети приняли активное участие в беседе., им было интересно общаться.

DSCN7980.JPG

− Экскурсия по памятным местам.

− Экскурсия в Комнату Боевой Славы генерала Михаила Григорьевича Ефремова. Учащиеся познакомились со стендами «Их именами названы улицы района».

SAM_0049.JPG SAM_0050.JPG SAM_0056.JPG

4. Вахта «Памяти».

− Операция «Ветеран живёт рядом».

Приглашали к себе на классный час ветерана труда Габбазов М. Ш., которая рассказа о тяжелых трудовых годах войны. Услышать очевидца тех далеких времен очень интересно.

− Акция «Поможем ветерану» — адресная помощь.

− Акция «Подарок ветерану» — подготовили поздравительные открытки детям войны.

DSC02004.JPG

− Приняли участие в марше «Бессмертный полк» (Храмова Алёна, Мартынов Александр, Корныльева Виктория). «Неделя памяти».

− Международный флешмоб «Спасибо за мир».

DSCN0463.JPG 2_klass_v.jpg

5. Праздничный концерт «Фейерверк Победы».

Работа с родителями.

  1. Консультации: «Музеи, которые нас ждут», «что и как можно рассказывать детям о войне, «прогулка по городу».
  2. Привлечение родителей к созданию мини-экспозиции «Отголоски военного времени…»
  3. Создание альбома «Отзвуки войны в нашей семье».

Проект «Книга Памяти»

http://itd2.mycdn.me/image?t=13&bid=665862485167&id=665862485167&plc=WEB&tkn=Oy-bv4RMihrJ3XvkNxswQXwJmpU http://itd2.mycdn.me/image?t=13&bid=665874173359&id=665874173359&plc=WEB&tkn=_RBeZ13N6mZWNRksPVftZ2p-CWE

В 2014–2015 учебном году учащиеся 2 класса «В» начали работу над проектом «Полотно Памяти». Целью данного проекта являлось: создание условий для воспитания у подрастающего поколения духовности, патриотизма, уважительного отношения к ветеранам и участникам Великой Отечественной Войны, укрепление связи поколений.

В проекте принимали участие: учащиеся и родители. Результатов проекта станет «Книга Памяти».

В «Книгу Памяти» войдут рассказы о родных и близких, погибших в годы Великой Отечественной войны и вернувшихся с полей сражения, о тружениках тыла.

Вид проекта — творческий. Он включает в себя информационный и исследовательский блоки. Материалы исследования помогли учителям и учащимся при подготовке к мероприятиям, посвященным празднованию 70-ой годовщине Великой Победы, организации выставочной экспозиции «Последние свидетели войны», созданию «Книги памяти»

План:

  1. Совместное обсуждение и разработка плана действий;
  2. Диагностика знаний детей о Великой Отечественной войне;
  3. Рассказы педагогов о Великой Отечественной войне, о жизни и подвигах детей во время войны;
  4. Чтение и обсуждение серии рассказов о детях-героях;
  5. Посещение школьного музея Ефремова.
  6. На уроках мужества и Днях Воинской Славы встречались с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла.
  7. Мы обратились библиотеки № 1 и 30. Библиотекарь Хамидуллина Фания Ярулловна предоставила книги о наших земляках, провела тематическую беседу «Ульяновская область в годы Великой Отечественной войны», «У храбрых — только бессмертие» рассказала о Героях Советского Союза Ульяновской области: И. С. Полбин, А. М. Матросов, М. Г. Ефремов.
  8. В декабре ко «Дню Героев Отечества» был проведен классный час «Блокадный город».
  9. В марте совершили заочную экскурсию по городам героям.
  10. Дети совместно с родителями работают в семейных архивах, изучают документы времен Великой Отечественной, письма с фронта, ордена и медали своих родных.
  11. Планируем принять участие в краеведческой конференции, в ходе которой ребята поведают историю своих родственников — участников войны и тружеников тыла.
  12. Планируем организовать и провести школьные конкурс презентаций, сочинений.

Выполнив данную работу, мы поняли, что весь собранный материал можно оформить в виде Книги Памяти.

В ней названы не только ушедших на фронт и погибших на полях боев в годы Великой Отечественной войны, но и фамилии ближайших родственников школьников. Учащиеся нашего класса попытались решить проблему гражданской памяти подрастающего поколения: многие школьники и их родители не знают о своих родственниках, участвовавших в Великой Отечественной войне. В ходе сбора материала и совместной работы детей и родителей мы создаем Книгу Памяти. В ней использованы документы и фотоматериалы из семейных архивов. Кроме того, в КНИГЕ будут опубликованы воспоминания тех немногих здравствующих ветеранов, кто еще может встречаться со школьниками, и рассказы бабушек, дедов и прадедов учащихся класса о военных годах.

Во время создания книги через встречи, презентации мы попытались разбудить память.

http://itd2.mycdn.me/image?t=13&bid=665820452527&id=665820452527&plc=WEB&tkn=czlaH161A2CxkOZSrD8lEDHLNLg http://itd2.mycdn.me/image?t=13&bid=665820461743&id=665820461743&plc=WEB&tkn=lexItP7P5QmMSm_Tm2xdwQ9Bl5w http://itd2.mycdn.me/image?t=13&bid=665688076463&id=665688076463&plc=WEB&tkn=cKxVBdWTUrVJ7infml_auU99GyQ

9 мая — это прекрасный повод для того, чтобы наполнить абстрактное для ребенка слово «Победа» его личными переживаниями и ощущениями — май с его обещанием жизни; мемориалы победы, усыпанные цветами; блеск орденов на кителях ветеранов; радостное возбуждение на улицах города, парады военных оркестров, победный салют над Волгой…

Заключение

Опыт работы убеждает нас в том, что на формирование у детей патриотического сознания оказывают влияние самые разнообразные воздействия. Максимальный результат воспитательно-образовательной работы достигается только при условии, что эти воздействия осуществляются в системе, где каждое из них выполняет свою особую воспитательную функцию, являясь необходимым звеном единого воспитательно-образовательного процесса. Наличие такой системы позволило создать условия для организации комплексных воздействий, которые взаимодополняют друг друга и дают наилучший воспитательный эффект.

Мы уверены, чтоединство требований начальной школы и семьи обеспечивает ребёнку условия для полноценного развития нравственных ценностей, духовных сил, наполнить детскую жизнь полезными делами и хорошими поступками.

Основные термины (генерируются автоматически): Великая Отечественная война, ребенок, уважительное отношение, Великая Победа, ветеран, родной город, труженик тыла, учащийся, воспитательно-образовательная работа, Ульяновская область.


Похожие статьи

Формирование предпосылок поисково-исследовательской деятельности у дошкольников на основе партнёрских отношений детей, их родителей и педагогов

В статье рассматриваются особенности формирования предпосылок поисково-исследовательской деятельности, а также развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством проектной и исследовательской деятельности. Представлен опыт рабо...

Воспитание у детей интереса к профессиям в дошкольных образовательных учреждениях

В статье освещены вопросы формирования у дошкольников интереса к профессиям через приобщение их к трудовой деятельности, определены виды занятий, направленных на развитие у детей знаний о труде и первичных трудовых умений.

Методические вопросы организации самостоятельной работы студентов

Самостоятельная исследовательская работа является основой подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности. В данной статье рассмотрены виды и формы самообразования студенческой молодежи на основе привлечения будущих специалистов к исслед...

Формирование у учащихся культуры бережного отношения к природе в процессе организации и проведении походов

В статье раскрыты возможности формирования у учащихся VII-IX классов формирования экологической культуры в процессе походов, экскурсий, игр экологического содержания, приведены высказывания и взгляды выдающих мыслителей и педагогов о роли физическог...

Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного участия в дорожном движении

В статье поднимаются проблемы формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного участия в дорожном движении. Анализируется научная литература и диссертационные исследования по теме. Дается описание экспериментальному исследованию...

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к историческому прошлому русского народа в проектной деятельности

В статье исследуются проблемы приобщения детей старшего дошкольного возраста к историческому прошлому русского народа в проектной деятельности. Актуальность вопроса вызвана недостаточностью методического обеспечения, справочной литературы по истории ...

Выявление и коррекция трудностей формирования глагольного словаря у детей с ОНР III уровня

Рассмотрены трудности в формировании глагольного словаря у детей с ОНР III уровня. Автором предложены методика обследования, технология и программа по устранению данных затруднений. Материалы можно внедрить в коррекционно-образовательный процесс чере...

Досуговая деятельность как педагогический метод коррекционно-воспитательной работы с воспитанниками с тяжелыми и множественными нарушениями развития в условиях ГКУ ЦСПР «Роза ветров» (из опыта работы)

В данной статье рассматривается способность педагога через организацию досуговой деятельности с детьми с ТМНР способствовать не только их общему развитию, но и корректировать направленность в работе с детьми-инвалидами, детьми с ОВЗ. Досуговая деятел...

Организация разных видов деятельности детей в процессе экологического образования (из опыта работы педагога)

В статье описан опыт работы педагогов ДОО по реализации программы экологического образования. Делается акцент на то, что данный процесс возможно осуществлять в разных видах детской деятельности: в игровой, трудовой, творческой, исследовательской, поз...

Анализ учебно-воспитательной деятельности учащихся в процессе изучения дисциплины «Информатика и информационные технологии»

В статье проводится анализ эффективности учебно-воспитательной деятельности учащихся в процессе изучения дисциплины «Информатика и ИТ». Излагаются рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса, как на уроке, так и в процессе самостоятел...

Похожие статьи

Формирование предпосылок поисково-исследовательской деятельности у дошкольников на основе партнёрских отношений детей, их родителей и педагогов

В статье рассматриваются особенности формирования предпосылок поисково-исследовательской деятельности, а также развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством проектной и исследовательской деятельности. Представлен опыт рабо...

Воспитание у детей интереса к профессиям в дошкольных образовательных учреждениях

В статье освещены вопросы формирования у дошкольников интереса к профессиям через приобщение их к трудовой деятельности, определены виды занятий, направленных на развитие у детей знаний о труде и первичных трудовых умений.

Методические вопросы организации самостоятельной работы студентов

Самостоятельная исследовательская работа является основой подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности. В данной статье рассмотрены виды и формы самообразования студенческой молодежи на основе привлечения будущих специалистов к исслед...

Формирование у учащихся культуры бережного отношения к природе в процессе организации и проведении походов

В статье раскрыты возможности формирования у учащихся VII-IX классов формирования экологической культуры в процессе походов, экскурсий, игр экологического содержания, приведены высказывания и взгляды выдающих мыслителей и педагогов о роли физическог...

Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного участия в дорожном движении

В статье поднимаются проблемы формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного участия в дорожном движении. Анализируется научная литература и диссертационные исследования по теме. Дается описание экспериментальному исследованию...

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к историческому прошлому русского народа в проектной деятельности

В статье исследуются проблемы приобщения детей старшего дошкольного возраста к историческому прошлому русского народа в проектной деятельности. Актуальность вопроса вызвана недостаточностью методического обеспечения, справочной литературы по истории ...

Выявление и коррекция трудностей формирования глагольного словаря у детей с ОНР III уровня

Рассмотрены трудности в формировании глагольного словаря у детей с ОНР III уровня. Автором предложены методика обследования, технология и программа по устранению данных затруднений. Материалы можно внедрить в коррекционно-образовательный процесс чере...

Досуговая деятельность как педагогический метод коррекционно-воспитательной работы с воспитанниками с тяжелыми и множественными нарушениями развития в условиях ГКУ ЦСПР «Роза ветров» (из опыта работы)

В данной статье рассматривается способность педагога через организацию досуговой деятельности с детьми с ТМНР способствовать не только их общему развитию, но и корректировать направленность в работе с детьми-инвалидами, детьми с ОВЗ. Досуговая деятел...

Организация разных видов деятельности детей в процессе экологического образования (из опыта работы педагога)

В статье описан опыт работы педагогов ДОО по реализации программы экологического образования. Делается акцент на то, что данный процесс возможно осуществлять в разных видах детской деятельности: в игровой, трудовой, творческой, исследовательской, поз...

Анализ учебно-воспитательной деятельности учащихся в процессе изучения дисциплины «Информатика и информационные технологии»

В статье проводится анализ эффективности учебно-воспитательной деятельности учащихся в процессе изучения дисциплины «Информатика и ИТ». Излагаются рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса, как на уроке, так и в процессе самостоятел...

Задать вопрос