В данной статье рассмотрено понятие экономической безопасности государства, разобраны внутренние и внешние угрозы, представлен механизм обеспечения экономической безопасности государства.
Ключевые слова: экономическая безопасность, национальная экономика, экономическая безопасность государства, угроза, государственное регулирование, рыночное саморегулирование.
Экономическая безопасность состоит из внутренних и внешних условий, которые на прямую влияют на стабильный рост национальной экономики, обеспечивают удовлетворенность потребностей отдельных индивидуумов, общества и государства, поддерживают уровень конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках.
Цель экономической безопасности является обеспечение устойчивого развития страны в интересах удовлетворения социальных и экономических потребностей граждан при оптимальных затратах труда и разумном использовании природных ресурсов. [1]
В сфере обеспечения экономической безопасности выделяются такие задачи как:
– обеспечение экономической независимости государства;
– своевременное выделение угроз экономической безопасности;
– проведение профилактических мер по предупреждению и ликвидации угроз во всех секторах экономики;
– организация и обеспечение высокого уровня экономического потенциала государства.
Объектами экономической безопасности государства являются:
– личность, представленная отдельным индивидом, либо домохозяйством;
– хозяйствующий субъект (организации, предприятия, отраслевые комплексы);
– региональная система;
– государство (как отдельная обособленная территория, экономическая система и природные богатства страны).
Субъектами экономической безопасности выступает государство и его институты:
– Функциональные и отраслевые министерства и ведомства;
– Налоговые и таможенные службы;
– Банки, биржи, фонды и страховые компании;
– Производители и продавцы продукции, работ и услуг;
– Общества потребителей услуг.
Угрозы экономической безопасности делятся на внешние и внутренние.
Внешние угрозы представляют собой негативное явление экзогенного характера. Источником таких угроз обычно является субъекты, находящиеся за пределами национальной экономики.
К таким субъектам можно отнести:
– международные экономические организации;
– другие страны;
– транснациональные корпорации;
– транснациональная преступность.
Предпосылками для появления внешних угроз, обычно, является ослабление национальной экономики государства.
В настоящий момент к внешним угрозам экономической безопасности государства относятся:
– преобладание импортных товаров многих видов продукции, в том числе продовольственного характера;
– слабая поддержка конкурентоспособности национального продукта;
– умышленное приобретение российских предприятий иностранными представителями с целью дискредитации национального продукта с внутреннего и внешнего рынков;
– санкционные меры зарубежных стран в отношении экономики России.
Внутренние угрозы представляют собой негативное явление эндогенного характера. Источниками таких угроз обычно являются субъекты, находящиеся в пределах национальной экономики страны.
Такими субъектами являются внутренние общественные движения, социальные, национальные группы, предприятия и предприниматели.
К внутренним угрозам экономической безопасности государства на данный момент относятся:
– постепенное разделение людей по уровню жизни и уровню дохода;
– низкая конкурентоспособность национальной экономики на международном рынке;
– нестабильное и неравномерное экономическое развитие регионов;
– низкая активность в сфере инвестиций;
– пассивное развитие предпринимательской деятельности;
– скрытые теневые сектора экономики. [2]
Существует определенный механизм обеспечения экономической безопасности государства. Под этим механизмом понимается комплекс организационных, экономических и правовых мер по предупреждению и предотвращению угроз, влияющих на экономическую безопасность государства.
Данный механизм сформирован из следующих элементов:
– мониторинг и анализ, позволяют отслеживать изменения в экономической ситуации и возможные, возникающие угрозы, исследовать ситуацию в реальном секторе экономики;
– экспертная оценка (определяющее значение имеет решение специалистов по ключевым вопросам защищенности от внешних и внутренних угроз национальной экономике, на законодательном уровне, опираясь на нормативно-правовые акты по финансовым и хозяйственным вопросам);
– прогнозирование (моделирование социально-экономических ситуаций на основе выявленных тенденций);
– разработка, внедрение и реализация органами исполнительной власти мер по предотвращению угроз во всех сферах национальной экономики).
Механизм обеспечения экономической безопасности государства выполняет следующие важные функции:
– защитная;
– регулятивная;
– предупредительная;
– инновационная;
– социальная.
Защитная функция играют одну из самых главных и важных ролей в данном механизме.
Главными условиями защитной функции являются:
– обеспеченность государства социально-экономическими ресурсам и их эффективное использование;
– обоснованное, рациональное использование всех природных ресурсов государства;
– планомерное улучшение кадрового состава на всех уровнях управления экономической деятельностью;
– активная защита национальной экономики и предупреждение возможных рисков возникновения экономических угроз.
Главная задача защитной функции связана с ограничением и профилактикой возможных внутренних и внешних угроз, при использовании всех имеющийся ресурсов у государства.
Другой функцией механизма является регулятивная функция. Деятельность в данной функции осуществляется по двум направлениям. Одно из них — «сверху вниз». Данное направление осуществляется в границах государственного регулирования. Другое — «снизу-вверх». Данный тип основан на рыночном саморегулировании.
Следующая функция имеет название — превентивная функция. К задачам данной функции относиться осуществление специальных мер по предупреждению и прогнозированию возможного возникновения угроз, критических ситуаций и возможных рисков в социально-экономической сфере.
Инновационная функция включает в себя разработку и внедрение новых инновационных способов обеспечения экономической безопасности. Для реализации данной функции непосредственно используется компенсационный потенциал экономики. Как и в регулятивной функции он представлен двумя направлениями — в форме рыночного саморегулирования и в форме государственного регулирования.
Социальная функция имеет четко сформулированные цели и стремиться достигнуть их:
– обеспечение прав и свобод всех граждан России;
– стремление к более высокому качеству и уровню жизни населения;
– стремление обеспечить все возникающие потребности государства в короткие сроки.
Таким образом, экономическая безопасность играет очень важную роль в жизни государства. Является основополагающим базисом, обеспечивающим стабильное функционирование в экономической, политической, социальной и производственной сферах жизни государства и людей, которые живут в этом государстве. [3]
Литература:
- Моисеев П. С. К вопросу о структуре экономической безопасности в системе её обеспечения // Социально-экономические явления и процессы. — 2016. — № 12. — С. 74–77.
- Володин В. М., Рожкова Л. В., Скворцова В. А. Национальные экономические интересы и обеспечение экономической безопасности России // Общественные науки. Экономика. — 2015. — № 4. — С. 210–218.
- Володин В. М., Рожкова Л. В.,. Механизмы обеспечения экономической безопасности // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. — 2016. — № 1. — С. 48–52.