Ключевые слова: государственная поддержка, принцип одного окна, инвестиции, инвестиционные проекты, органы государственной власти.
Проблема наличия административных барьеров и инфраструктурных ограничений всегда стояла перед региональными органами власти. В последние годы в большинстве регионов Российской Федерации в качестве инструмента решения данных проблем применяется принцип одного окна, позволяющий добиться снижения административных барьеров при сопровождении инвестиционных проектов и унификации процедуры взаимодействия инвесторов с органами государственной власти всех уровней. Данный принцип применяется региональными органами власти на основе разработанных ими нормативно-правовых документов.
На территории Ярославской области органом, уполномоченным на формирование и реализацию региональной политики в области инвестиционной деятельности, является департамент инвестиций и промышленности Ярославской области. Именно он принимает решение о реализации инвестиционных проектов и совместно со специализированной организацией ежегодно представляют информацию о количестве заявлений инвесторов, количестве положительных решений о сопровождении инвестиционных проектов по принципу одного окна [4].
Сопровождение инвестиционных проектов по принципу «одного окна» осуществляется в форме консультационного, информационного, а также организационного содействия инвестору, направленного на реализацию инвестиционных проектов и достижение инвестором следующих целей: сокращение сроков рассмотрения вопросов, возникающих в ходе реализации инвестиционных проектов, в рамках действующего законодательства; своевременное получение инвестором в установленном законодательством порядке согласований и разрешений, требуемых для реализации инвестиционных проектов [1].
Организационную структуру системы, объекты которой оказывают нефинансовую поддержку инвестиционным проектам на территории Ярославской области, можно изобразить следующим образом (рис. 1).
Рис. 1 — Системы объектов инфраструктуры Ярославкой области, оказывающих нефинансовые формы государственной поддержки
В качестве основной специализированной организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами в декабре 2016 года была создана «Корпорация развития Ярославской области» (КР ЯО). За 2017 год Корпорация развития приняла на сопровождение по принципу «одного окна» около 100 проектов на сумму свыше 200 млрд. рублей. По итогам 2017 года Корпорацией подписано 30 инвестиционных соглашений на сумму 63,3 млрд. рублей. Реализация данных соглашений приведет к созданию более 7,8 тыс. новых рабочих мест [2]. Работа Корпорации осуществляется в связке с другими структурами большого инвестиционного блока, который выстраивает необходимые механизмы коммуникации предпринимательского сообщества с органами власти. К ним относятся Корпорация развития малого и среднего предпринимательства (МСП), Центр экспорта Ярославской области и Региональный центр инжиниринга (РЦИ).
Корпорация развития МСП в первую очередь нацелена на поддержку малого и среднего бизнеса. РЦИ представляется как центр компетенций, призванный сформировать в регионе инфраструктуру инжиниринга и облегчить доступ предприятиям малого и среднего бизнеса к новым технологиям, модернизации и техническому перевооружению. А центр экспорта оказывает поддержку субъектам МСП через организацию участия в международных выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятиях [3].
Наряду с положительным опытом развития системы объектов инфраструктуры Ярославкой области, оказывающих нефинансовые формы государственной поддержки, также имеются проблемы, требующие решения:
1) Отсутствия административных регламентов деятельности;
2) Длительный срок обработки заявок, в связи с чем увеличивается продолжительность оказания государственной поддержки;
3) Низкая доля информированности инвесторов о существующих формах государственной поддержки;
4) Сложная организация предоставления государственной поддержки по приоритетным инвестиционным проектам;
5) Низкая степень внедрения информационных технологий при взаимодействии руководства Ярославской области и инвесторов [5].
Данные проблемы по степени своей значимости различны, однако все они призваны улучшить эффективность оказания государственной поддержки. Для их решения следует реализовать следующие мероприятия:
1) Разработка системы ключевых показателей оценки эффективности деятельности структурных подразделений и руководителей отделений, проведение мониторинга качества и доступности государственной поддержки;
2) Для координации действий и мониторинга поступивших обращений следует внедрить специализированную автоматизированную информационная систему CRM;
3) Разработка единой системы регламентов деятельности с указанием минимальных и максимальных сроков осуществления операций на каждом этапе оказания государственной поддержки;
4) Обеспечить открытость оказываемой государственной поддержки инвестиционных проектов посредством размещения на сайтах КРЯО и ДИиП информации об объемах и структуре оказанной государственной поддержки.
Литература:
- Единое окно для инвесторов и регуляторная среда// Инвестиционный портал Ярославской области URL: http://www.yarinvestportal.ru/window/
- О результатах выполнения в 2017 году и ходе реализации в 2018 году государственных программ департамента инвестиций и промышленности Ярославской области // Официальный сайт Департамента инвестиций и промышленности Ярославской области URL: http://www.yarregion.ru/depts/der/tmpPages/docs.aspx
- Основные услуги для инвестора // Официальный сайт Корпорации развития Ярославской области URL: http://invest76.ru/state-support/window
- Приказ департамента инвестиций и промышленности Ярославской области от 07.12.2017 N 298-ОД «Об утверждении Порядка сопровождения инвестиционных проектов, реализуемых и (или) планируемых к реализации на территории Ярославской области, по принципу «одного окна»»
- Проблемы и перспективы оказания государственных и муниципальных услуг в режиме «Единого окна» URL: https://scienceforum.ru/2015/article/2015016311