В современном мире особое значение приобретают проблемы обучения и воспитания одаренных детей как в семейном воспитании, так и воспитания, обучения в дошкольных и школьных коллективах. Соответственно претерпели изменения в подходах к системе обучения одаренных детей. Одаренность являет собой комплексную проблему где пересекаются различные научные дисциплины. Исходя из этого повышается интерес к диагностике и развитию одаренности, что объясняется потребностью в неординарной творческой личности для общественности, а так же к проблеме самореализации и профессионального самоопределения одаренных детей.
На данный момент учреждения дополнительного образования детей играют большую роль в развитии одаренности. Учреждение дополнительного образования предоставляет ребенку возможность выбора области, профиля программ, времени их освоения, выбора различного вида деятельности где будут учитываться индивидуальны склонности ребенка, формироваться социальный опыт в неформальных условиях, будут расширяться социальные связи и освоены социальные роли. Одной из основных задач дополнительного образования является выявление, развитие и поддержка одаренных и талантливых детей путем личностно-деятельностного характера. Важно отметить, что творческое развитие ребенка индивидуально и что позднее раскрытие личности ребенка не говорит об отсутствии таланта. Одаренность часто проявляется в успешности деятельности, которая имеет стихийный, самодеятельный характер. Часто дети с энтузиазмом занимаются любимой деятельностью, но при этом не проявляют активности ни в школе, ни в секциях или кружках. Кроме того, не все одаренные дети стремятся показывать свои достижения перед окружающими. Таким образом, судить об одаренности ребенка нужно не только по школьным или внешкольным делам, но по формам деятельности, которые проявляет сам ребенок.
Для развития одаренных и талантливых детей нужно создавать определенные условия, которые будут обеспечивать их развитие и реализовать их внутренний потенциал. Дополнительное образование дает практическую совместную деятельность между ребенком и учителем и обеспечивает индивидуальное развитие ребёнка исходя из его желаний и потребностей.
Задачи решаемые в рамках дополнительного образования которые помогут развитию и обучению талантливых и одаренных детей:
– механизм для выявления одаренных и талантливых детей;
– создание условий которые будут обеспечивать индивидуальное развитие детей;
– предоставление широкого спектра знаний;
– психолого-педагогическое сопровождение;
– взаимодействие с родителями одаренных детей.
Важно помнить, что раскрытие одаренности является главной задачей как педагога, так и родителей. Для выявления одаренности и творческих способностей у ребенка можно применить специализированные тесты. Критериями одаренности и творческих способностей могут быть:
– при мыслительной, а так же творческой деятельности ребенок показывает способность к наблюдательности, обладает хорошей памятью, а так же умеет легко вести диалог как со сверстниками так и с учителями;
– использование активных жестов и мимики при общении;
– фантазия и воображение являются основным мотивом для деятельности;
– речь одаренного ребенка отличается высокой выразительностью.
Развитие творческого потенциала одаренных обучающихся предполагает реализацию специальных программ, которые предполагают не только развитие и поддержку творческих способностей, но и так же развитие коммуникативных, личностных качеств. Главным пунктом в работе с одаренными детьми в системе дополнительного образования является взаимодействие обучающегося и педагога, а так же, взаимодействие обучающегося с группой и родителями в совместной деятельности. Используя основные элементы педагогических технологий, которые используются в дополнительном образовании можно достигнуть более высоких результатов по развитию одаренных детей. К таким технологиям относятся:
– деятельностный подход;
– создание благоприятного морально-психологический климата путем соблюдения принципа «ситуация успеха» и несравнивание с другими обучающимися;
– рефлексия;
– формирование внутренней мотивации;
– проектное обучение;
– использование инновационных компьютерных технологий.
– возможность индивидуального подхода к освоению учебных программ.
Основной формой занятий в системе дополнительно образования является общение педагога с детьми поэтому урок может строиться как в традиционной форме, так и в форме:
– индивидуального обучения или обучения в малых группах по программам в определенной области;
– работа над творческим проектом с наставником (наставником может быть ученый, деятель науки, культуры или специалист высокого класса) или в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы;
– лагеря, каникулярные сборы, мастер-классы, творческие лаборатории, тренинги развития творчества
– творческие конкурсов, фестивали, олимпиады;
– научно-практические конференции и семинары.
Благоприятные возможности дополнительного образования четко проявляются, в частности, в сфере художественного развития, так как в данные учреждения приходят дети, одаренность которых уже начала проявляться и они замотивированы на получение новой художественно-творческой деятельности.
При реализации программ с художественной направленностью нужно учитывать множество факторов. Примером может служить дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа детей МБУ ДО «Художественной школы им. В. А. Серова» г.Тверь.
МБУ ДО «Художественная школа им. В. А. Серова» в тесном контакте с общеобразовательной школой призвана способствовать воспитанию всесторонне развитого поколения. Главной задачей обучения по данной программе является приобщение обучающихся к художественной культуре, обучение основам изобразительной грамоты, воспитание эстетического вкуса, а также выявление наиболее одаренных детей для продолжения художественного образования в средних специальных учебных заведениях. Программа составлена по примерным требованиям, предъявляемым к образовательным программам дополнительного образования детей. Программа является нормативным документом, с помощью которого осуществляется образовательный процесс обучающихся.
При составлении программы были учтены следующие требования: логичность, лаконичность, полнота, соответствие названия программы ее целям и содержанию; актуальность и новизна представленного программного содержания; концептуальность: соотношением цели и результатов, комплексность задач и целостность содержания; механизмы реализации содержания: формы, методы и средства обучения, отслеживание и оценивание результатов, дифференциация и индивидуализация обучения, с учетом возрастных и психологических характеристик; рациональное соотношением времени теоретических и практических занятий; наличием межпредметных связей. В разработанных программах ставятся обучающие задачи, которые направлены на приобретение определенных знаний, умений, навыков, формирование познавательного интереса к предмету, включения в познавательную деятельность. Программы нацелены на формирование мотивации к изобразительному виду деятельности. Предусмотрены так же воспитательные задачи обращенные на формирование общественной активизации личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни.
Развивающие задачи предусматривают развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности, формирование потребности в самопознании и самореализации; Так как одаренные дети являются творческим и интеллектуальным потенциалом для развития дополнительного образования проблема работы с одаренными детьми является актуальной и перспективной, поэтому работа должна вестись как педагогами, так и родителями.
Литература:
- Абакумова Е. М. Развитие творческого потенциала воспитанников учреждения дополнительного образования / Е. М. Абакумова // Учитель в школе. — 2008. — № 4. — С. 92–95.
- Бурлакова, И. В. Система организации работы с одарёнными детьми в учреждении дополнительного образования при использовании современных педагогических технологий [текст] / И. В. Бурлакова, Ю. В. Брянцева // Методист. — 2017. — № 9. — С. 30–32.
- Подкопаева, С. А. Система работы с одарёнными детьми [Текст] / С. А. Подкопаева // Методист. — 2015. — № 2. — С. 56–58.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии- СПб.: Питнр Ком, 1999.-720с.
- Савенков А. Творчески одаренные дети: выявление и развитие / А. Савенков // Учитель в школе. — 2008. — № 1. — С. 103–106.