В статье рассматривается актуальность использования социальных медиа для продвижения товаров и услуг в Интернет-среде. Также статья посвящена основным преимуществам использования маркетинга в социальных медиа.
Ключевые слова: социальные медиа, социальные сети, маркетинг в социальных медиа, потребитель.
Социальные медиа стали неотъемлемой частью жизни современного общества, а также значительным образом повлияли на развитие маркетинга и на взаимодействие компаний с потребителями. Они позволяют организациям напрямую взаимодействовать с аудиторией и получать от них всю необходимую и наиболее полную информации, что дает небольшим или крупным компаниям необходимое понимание рынка и возможность разрабатывать более совершенные стратегии продвижения. Социальные медиа постепенно становятся важным маркетинговым инструментом, который предоставляет компаниям широкие возможности для взаимодействия со своими потребителями и для изучения их потребностей.
Развитие интернета и социальных медиа обеспечивают более легкий доступ и распространение информации, так как сами пользователи являются получателями информации, а также создателями контента. Поэтому можно сделать вывод, что социальные медиа — это специальные онлайн-платформы, работа которых поддерживается межличностным взаимодействием людей.
Маркетинг в социальных медиа (Social Media Marketing) представляет собой процесс привлечения внимания к бренду с помощью социальных медиа. Также маркетинг в социальных медиа направлен на создание контента, который бы привлекал внимание пользователей и побуждал их делиться уже со своими читателями. Таким образом, информация о компании распространяется от пользователя к пользователю и вызывает больше доверия, так как создается впечатление, что она исходит от знакомого и надежного стороннего источника, а не от бренда или компании. Следовательно, данный вид маркетинга схож с термином «сарафанное радио».
Маркетинг в социальных медиа — это вид интернет-маркетинга, который используется в различных социальных медиа для достижения целей маркетинговой коммуникации и брендинга. Маркетинг в социальных медиа в основном направлен на размещение и обмен различными видами контента, для достижения маркетинговых целей. Социальные сети же позволяют потребителям взаимодействовать, они являются очень действенным Интернет-инструментом для обмена информацией между людьми.
Социальные сети являются основной разновидностью социальных медиа. Социальные сети — это платформы для общения и взаимодействия, способствующие повышению доверия между сообществами людей. Любой веб-сайт или онлайн-платформа, который позволяет пользователям делиться своими мнениями, взглядами, контентом, а также поощряет взаимодействие и построение сообществ, может быть классифицирован как социальная сеть. Наиболее популярными социальными сетями являются: Facebook, ВКонтакте, Instagram, YouTube, Twitter, Одноклассники, а также мессенджеры WhatsApp, Telegram. Социальные сети в значительной степени изменили ход распространения информации, сделав обмен ею очень простым процессом. [1, с.6]. Также стоит отметить, что уникальные возможности и инструменты социальных медиа и их огромная популярность повлияли на маркетинг и рекламу. Социальные медиа также влияют на поведение потребителей: на то, каким образом они потребляют информацию как поведения после покупки, такого как ведут себя после совершения покупки, например, пишут отзывы или выражают свое недовольство и неудовлетворенность опытом использования продуктом [4, c.358].
Социальные медиа — это «группа Интернет-приложений, основанная на идеологических и технологических основах платформы Web 2.0, и позволяющая создавать и обмениваться пользовательским контентом» [2, c.61]. Ученые Каплан и Хайнлайн также отмечают, что социальные медиа имеют множество преимуществ, так как они помогают установить прочную связь между компаниями и потребителями, развивать их отношения своевременно и, чаще всего, с низкими затратами.
Другими важными функциями социальных медиа является влияние на восприятие, отношение и конечное поведение потребителей. Также отмечается, что в онлайн-среде людям нравится проявлять себя, делиться идеями, вносить вклад, создавать и присоединяться к сообществам людей для удовлетворения потребностей принадлежности, быть социально связанными или просто наслаждаться общением с другими единомышленниками. [3, c.1758]
Социальные медиа предоставляют компаниям возможность взаимодействовать с потенциальными и уже существующими потребителями, создавая более глубокое чувство близости с клиентами и выстраивая более значимые отношения с потребителями [5, c.47]. Это особенно важно в современной бизнес-среде, в которой можно потерять доверие потребителей из-за малейшей ошибки, что может привести к распространению отрицательных отзывов и информации о конкретным продукте, услуге, бренде или компании. Поэтому многие предприятия начинают замечать настоящую силу социальных сетей и социальных медиа.
Можно выделить следующие преимущества использования маркетинга в социальных медиа:
- Повышение узнаваемости бренда. Маркетинг в социальных медиа дает возможность генерировать контент и повышать узнаваемость и осведомленность о компании. Социальные сети служат новыми каналами для продвижения и создания имиджа бренда. Это важно, поскольку одновременно делает бренд более доступным для новых клиентов, а также делает его более знакомым и узнаваемым для уже существующих клиентов. Например, потенциальные потребители могут лучше познакомиться с брендом, если он присутствует в нескольких социальных сетях и если бренд делает все, чтобы чаще появляться в новостной ленте пользователей.
- Повышение лояльности к бренду. Существует мнение, что бренды, которые работают с социальными медиа, пользуются большей лояльностью со стороны своих клиентов. Проведено множество исследований, чтобы выяснить так ли это. Например, исследование маркетингового агентства Convince and Convert, показало, что 53 % американцев, которые подписаны на страницы брендов в социальных сетях, более лояльны к этим брендам. Действительно, компании должны использовать инструменты, которые им предоставляют социальные медиа, чтобы наладить более прочную связь с аудиторией.
- Новые возможности для конверсии. Каждый пост, сделанный на платформе социальной сети, дает возможности для конверсии. С помощью маркетинга в социальных медиа у компаний есть возможность получить доступ к новым клиентам. Каждый опубликованный пост, изображение, видео или комментарий — это шанс для кого-то отреагировать, а каждая реакция может привести к посещению сайта и, в конечном итоге, к конверсии. Не каждое взаимодействие с брендом приводит к конверсии, но каждый положительный опыт взаимодействия увеличивает вероятность возможной конверсии.
- Повышение доверия к бренду. Регулярное взаимодействие с клиентами является несомненным преимуществом для других клиентов. Когда пользователи оставляют положительные отзывы о продукте или услуге, новая аудитория обращает внимание на компанию и «подписывается» на профиль бренда, чтобы получать обновления. Чем больше людей говорят о бренде в социальных сетях, тем более ценным и авторитетным бренд будет казаться новой аудитории. Не говоря уже о том, что если продукт или бренд могут взаимодействовать с крупными авторитетами, блогерами и лидерами мнений, авторитет компании и охват будет становится еще выше.
- Увеличение трафика. Без социальных сетей и других онлайн-платформ входящий трафик ограничен людьми, уже знакомыми с брендом, и лицами, которые ищут похожие запросы. Профиль в социальной сети — это еще один способ, чтобы привести пользователя на сайт. Также стоит отметить, что чем больше качественного контента размещается социальных сетях, тем больше будет потенциальных клиентов и больше конверсий.
- Сокращение маркетинговых расходов. Действительно, расходы могут быть и не высокими. Например, чтобы запустить таргетированную рекламу в Facebook и Instagram можно обойтись и небольшим бюджетом. Большое количество небольших компаний успешно используют только продвижение в социальных медиа. Но для крупных организаций затраты могут быть значительно выше.
- Улучшение позиций в поисковых системах. Google и другие поисковые системы рассчитывают свои алгоритмы ранжирования сайтов, используя в качестве значимого фактора присутствие в социальных сетях. Это значит, что если компания хочет получить высокие позиции в поисковой выдаче по набору ключевых слов, присутствие бренда в социальных сетях является обязательным.
- Возможность для лучшего понимания потребителя. Социальные медиа также дают возможность получить ценную информацию о том, как потребители ведут себя, как относятся к компании и, что их интересует. Например, предприятия могут отслеживать комментарии пользователей, чтобы напрямую получить обратную связь. Также они могут тестировать различные виды контента и отслеживать, какой контент вызывает наибольший интерес. Компания может измерять конверсии, основываясь на различных рекламных акциях и в конечном итоге найти идеальную комбинацию для получения дохода.
Таким образом, становится очевидно, что использование маркетинга в социальных медиа является необходимостью для современных компаний. В целом, социальные медиа существенно влияют на восприятие бренда у потребителей.
Литература:
- Akrimi, Y., & Khemakhem, R. «What Drive Consumers to Spread the Word in Social Media?» Journal of Marketing Research & Case Studies, 2012, p. 1–14.
- Kaplan, A. M., & Haenlein, M. Users of the world, unite! The challenges and opportunities of social media. Business Horizons, 2010, p. 59–68.
- Laroche, M., Habibi, M. R., Richard, M. O., & Sankaranarayanan, R. The effects of social media based brand communities on brand community markers, value creation practices, brand trust and brand loyalty. Computers in Human Behavior, 2012, p. 1755–1767.
- Mangold, W. G., & Faulds, D. J. Social media: The new hybrid element of the promotion mix. Business Horizons, 2009, p. 357–365.
- Mersey, R. D., Malthouse, E. C., & Calder, B. J. «Engagement with Online Media”. Journal of Media Business Studies, 2010, p. 39–56.