В статье проанализированы основные факторы формирования регионального туристского кластера в Самаркандской области. Подробно рассмотрены сильные и слабые стороны, обуславливающие формирование туристского кластера. Возможности формирования и факторы, препятствующие формированию регионального туристского кластера.
Конкурентоспособность туристической территории (дестинации) и ее привлекательность для инвесторов во многом зависит от того, насколько эффективно структурировано ее экономическое пространство и в какой степени используются наиболее рациональные формы территориальной и отраслевой организации. Современной эффективной и широко используемой во всех странах формой территориальной организации туризма являются региональные кластеры. Формирование региональных туристских кластеров позволяет более интенсивному обмену информацией, взаимодействию и взаимной поддержке между предпринимательскими структурами, содействует росту их конкурентоспособности, их инвестиционной и инновационной активности.
Для анализа основных факторов формирования регионального туристского кластера в Самаркандской области проведем SWOT-анализ, который является одним из универсальных инструментов анализа ситуации в отрасли, и его можно эффективно использовать для разработки стратегии развития туристической отрасли региона.
SWOT-анализ основных факторов формирования регионального туристского кластера Самаркандской области представлен в таблице 1.
Таблица 1
SWOT- анализ основных факторов формирования регионального туристского кластера Самаркандской области
Сильные стороны, обуславливающие формирование туристского кластера |
Слабые стороны, обуславливающие формирование туристского кластера |
- существующая нормативно — правовая база развития малого и среднего предпринимательства; — действующий механизм поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; — развитая структура начального, среднего и высшего профессионального образования, значительный научный и инновационный потенциал; |
- отсутствие понимания в необходимости использования кластерного подхода в деятельности хокимията области для развития региональной экономики; — нет опыта подготовительной работы по созданию кластеров в сфере туризма; — отсутствие сформированных кластеров в экономике Самаркандской области; — отсутствие базовых нормативных правовых актов по определению основных направлений и механизмов кластерной политики области; — часть выпускаемой в регионе туристских продуктов и услуг проходит стадии жизненного цикла — зрелость и/или спад и имеет невысокую конкурентоспособность на мировом уровне; — индивидуальная и зачастую краткосрочная стратегия развития туристских предприятий региона; — неразвитая система государственной поддержки туристской деятельности в Самаркандской области; — недостаток у хозяйствующих субъектов (туристских предприятий, малого и среднего бизнеса, вузов и научно-исследовательских институтов (далее — НИИ) информации о преимуществах и мерах государственной поддержки развития бизнеса в рамках кластеров; отсутствие мер, ориентированных на повышение заинтересованности хозяйствующих субъектов в согласовании форм и долей участия в организациях по формированию кластеров и управлению ими; — отсутствие у хозяйствующих субъектов опыта и собственных средств для разработки документации, необходимой для получения государственной поддержки их инвестиционных проектов и программ развития на уровне Узбекистана и Самаркандской области; — нестабильные связи между туристскими предприятиями, вузами и НИИ в процессе создания новых конкурентоспособных видов продуктов и услуг, проведения научных исследований и внедрения разработок в производство; — нехватка подготовленных инвестиционных площадок для развития существующих и создания новых предприятий; — отсутствие системной информационной и методической поддержки хозяйствующих субъектов — потенциальных участников кластеров, недостаточный уровень компетенции их специалистов в вопросах кластерной политики. — высокая цена туристического продукта на национальном и международном рынках; — несоответствие туристических услуг международным стандартам; — сезонность туристических услуг, связанная с климатическими условиями; — низкая конкурентоспособность гостиничного фонда; — нехватка номерного фонда во время туристического сезона; — недостаточный брендинг области; — малое количество современных автотранспортных средств для обслуживания туристических потоков; — необходимость реконструкции объектов туризма; — малое количество мероприятий, связанных с историей и культурой области; — недостаток квалифицированных специалистов в туристической индустрии; — неблагоприятные демографические процессы; — неизвестность области, недостаток маркетинговых мероприятий; — недостаток рекламных материалов о туристическом продукте Самаркандской области; — малое количество музеев и выставок; — малое количество мероприятий, связанных с историей и культурой области; — малая доступность объектов археологического туризма для туристов; — неудовлетворительное состояние объектов археологии; — низкая безопасность путешествий к природным памятникам; — недостаток выставочных залов, демонстрирующих товары народных художественных промыслов; — недостаточное продвижение народных художественных ремесел; — нехватка инвестиционных ресурсов; — отсутствие оборудования на экологических тропах, стоянках; — отсутствие смотровых площадок — изношенность материально-технической базы; — отсутствие рекламных материалов для продвижения туристических продуктов на международном рынке |
- наличие большого количества ресурсов для развития нескольких видов туризма: исторического, познавательного, научного, этнографического, экологического, спортивного, приключенческого; |
|
- наличие развитого гостиничного комплекса; |
|
- стратегическое географическое положение Самаркандской области, центральное место на участке Великого шелкового пути; |
|
- транспортная система области (международный аэропорт); |
|
- наличие развитой инфраструктуры питания; |
|
- разнообразный природно-ресурсный потенциал; — наличие богатого историко-культурного наследия; — благоприятная экологическая ситуация; |
|
- заинтересованность населения области в развитии въездного и внутреннего туризма; |
|
- стабильная социально-экономическая обстановка; |
|
- событийные мероприятия, связанные с культурой и историей области; — опыт проведения выставок, ярмарок, фестивалей, семинаров как элемент развития делового туризма; — опыт проведения соревнований по различным видам спорта; |
|
- наличие памятников археологии: городище Афросиаб пещера Гунджак, пещера Аман кутан, пещера Хазрати Довуд пещера Еттикиз, пещера Ходжа Гургур ота; — наличие памятников истории: Ансамбль Регистан, Мечеть Биби Ханым, Мавзолей Гур Эмир, мемориальный комплекс Шахи Зинда, Мемориальный комплекс Святого Даниила, Обсерватория Улугбека; — наличие памятников архитектуры, градостроительства и музеев; — наличие природных памятников, среди которых можно выделить «Заравшанский заповедник» «Аманкутан», «Долина Демонов», «Миранкуль», «Агалык», «Ургут», огромный валун «Камень сердце» |
|
- наличие бальнеологических ресурсов (12 санаторно курортных комплексов) |
|
- наличие 12 достопримечательных объектов природы, среди которых 2 объекта — особо охраняемые природные территории, 6 объектов — особо охраняемые памятники природы, 7 объектов — не охраняемые государством и одна курортная зона; — возможность развития системы частных гостиниц; — возможность использования меньших капитальных и организационных затрат (по сравнению другими видами туризма) |
|
- наличие природных ресурсов для развития пешеходного, лыжного, водного, велосипедного и горного туризма; — наличие биоресурсов для развития охотничье-рыболовного туризма; |
|
Возможности развития кластера |
Угрозы развития кластера |
- возможность получения финансовой поддержки от институтов развития а также субсидий из государственного бюджета на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, разработку и реализацию проектов государственно-частного партнерства (далее — ГЧП) и др.; — интерес узбекских и иностранных инвесторов к реализации инвестиционных проектов по открытию новых туристских бизнес-структур в Самаркандском регионе; — доступ к информационным ресурсам, объединяющим наиболее успешный мировой опыт формирования и развития кластеров в сфере услуг (туризма) в мире. — наличие международных связей; — возможность для развития разнообразных видов туризма; — возможность сочетать несколько видов туризма; — возможность привлечения туристов из Китая, Японии, Кореи; — возможность развития туристической инфраструктуры за счет привлечения инвестиций — рост экономического потенциала за счет развития рынка услуг; — повышение привлекательности области на основе стабильной тенденции реализации маркетинговой политики территории; — возможность при модернизации производственной базы вписаться в общую стратегию развития Узбекистана; |
- нет политической и методической поддержки создания и развития кластеров на государственном и региональном уровне; —сложное финансово-экономическое состояние предприятий и организаций — хозяйствующих субъектов, субъектов малого и среднего предпринимательства — потенциальных участников создаваемых кластеров в связи с мировым экономическим кризисом; — недоступность для хозяйствующих субъектов кредитных ресурсов для финансирования операционной деятельности и для реализации инвестиционных проектов и программ развития; — ограниченный набор механизмов государственной поддержки создания и развития кластеров в Узбекистане, ограниченность объема средств из государственного бюджета; — вступление Узбекистана во Всемирную торговую организацию (далее — ВТО) и высокая конкуренция мировых производителей на глобальном рынке |
В связи с вышесказанным назрела необходимость разработки Концепции кластерной политики Хокимията Самаркандской области, определяющей приоритетные направления деятельности Хокимията Самаркандской области по созданию и развитию кластеров на территории региона.
Все предложенные мероприятия послужат формированию на территории области конкурентной туристической отрасли, а развитие отрасли, в целом, позволит:
1) удовлетворить потребности туристов в получении качественных услуг;
2) создать дополнительные рабочие места;
3) увеличить инвестиционную привлекательность региона;
4) увеличить поступления в региональный и государственный бюджеты;
5) повысить благосостояние жителей области.
Комплекс данных мероприятий позволит, в целом, повысить туристический имидж Самаркандской области, что, в свою очередь, повлечет рост финансовых поступлений.