Ключевые слова: педагог, профессиональное образование, рынок труда.
В ходе истории человечество изобрело колесо, электричество, Интернет, научилось управлять атомной энергией и активно осваивает космическое пространство. Стремительно развивающиеся IT-технологии и информационная среда оказывают значительное влияние на специфику и направленность изменений в обществе. В наше время крылатое выражение: «Кто владеет информацией, тот владеет миром» (Натан Ротшильд) актуально во всех сферах жизни, а не только в экономике, политике и власти, как было ранее, но уступает первенство фразе: «Кто владеет средствами массовой информации, тот владеет миром». Если в первом высказывании речь идет о ценности информации, то во втором — о возможности манипулирования сознанием.
За отсутствием у человечества средств и технологий, позволяющих увидеть будущее, мы можем лишь прогнозировать варианты его развития путем изучения имеющейся информации. Следует отметить, что прогнозы могут быть как благоприятными, так и не благоприятными; краткосрочными, среднесрочными, долгосрочными; иметь разную степень вероятности, не всегда сбываться. Тем не менее, прогноз необходим, в том числе и для того, чтобы определить пути и меры, снижающие вероятность наступления неблагоприятных последствий, иными словами, оказывать влияние на ход событий. В глобальном масштабе возможен метод массового манипулирования сознанием через средства массовой информации, при этом цели могут быть как благими, так и корыстными.
Цель данного исследования — прогноз потребности в педагогических работниках на рынке труда в среднесрочной перспективе (на ближайшие 10–15 лет).
Задачи исследования:
– Изучить информационную базу, характеризующую рынок труда в целом и занятость педагогических работников в частности
– Выявить факторы и предпосылки, оказывающие влияние на прогноз спроса на педагогических работников в среднесрочной перспективе
– Спрогнозировать спрос на педагогических работников в среднесрочной перспективе
Для достижения поставленной цели, рынок труда будет определен как объект исследования, а предмет исследования — педагоги.
Информационная база исследования основана на положениях действующего законодательства в сфере социальной политики, официальных данных Росстата, ВНИИ, ВЦИОМ, сведений из Атласа новых профессий и др.
Совокупность таких методов и подходов к информации, как: статистический, социологический и логический позволит достичь выполнения поставленных в исследовании задач.
Актуальность данного исследования заключается в том, что каждому из нас хочется быть уверенным в завтрашнем дне, а для многих граждан России надежды на благополучие и активную и обеспеченную старость с каждым днем кажутся все более туманными. 24 мая 2019 года ВЦИОМ опубликовал данные опроса о доверии политикам, включая Президента страны [3]. «Показатель доверия Президенту снижался в течении последнего года и на вышеуказанную дату оказался рекордно низким с января 2006 года» [6]. Этот показатель, по большей части, стал результатом принятия не популярной у населения пенсионной реформы, которая однозначно окажет свое влияние на рынок труда и уровень социальной защищенности населения.
Научная новизна исследования подкреплена самой актуальной информацией, опубликованной в средствах массовой информации в период с января по май 2019 года и нацелена на поиск способов адаптации трудоспособного населения в стремительно меняющихся социально-экономических условиях.
Практическая значимость работы может быть определена в нескольких направлениях:
– информационно-справочный материал для учебных заведений и Фондов занятости населения;
– основа для иных научных исследований, например, в отношении педагогических кадров или изучения рынка труда;
– в качестве аналитического материала для разработки социально ориентированных государственных программ
Социальная сфера
Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 годы)» активно внедряется в повседневную жизнь, а вместе с ней и опасности информационного общества. Одна из опасностей сформулирована таким образом: «Сокращение числа рабочих мест в экономике развитых стран, не компенсируемое полностью созданием новых рабочих мест в информационной сфере» [7]. Исследования в данном направлении на регулярной основе проводят Бизнес-школа «Сколково» и Агентство стратегических инициатив. Новейшие результаты их совместной работы представлены в «Атласе новых профессий» 3.0. Атлас прогнозирует особенности рынка труда будущего и вводит новое понятие: «профессия-пенсионер». В число профессий-пенсионеров, которые в период 2013 -2030 годов перестанут существовать на рынке труда, включены, например: бухгалтер, банковский операционист, менеджер по кредитам, логист, диспетчер, риэлтор, турагент, нотариус [8].
Словосочетание «перестанут существовать» не во всех случаях означает полное отсутствие. К примеру: в сфере среднего профессионального образования колледж вытеснил с рынка образовательных услуг техникум, хотя одно учебное заведение отличается от другого только тем, что образовательные программы дополнены углубленной подготовкой:
– техникум — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки;
– колледж — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки и программы среднего профессионального образования углубленной подготовки. И др.
Еще пример: до изобретения компьютерной техники единственным средством создания машинописного текста была печатная машинка (средства массовой печати — типографии в данном контексте не рассматриваем). Секретари-машинистки были, по сути, специалистами по набивке текстов. Такой профессии сейчас нет, но машинописные тексты по-прежнему существуют и даже вытесняют рукописные, а создать печатный вариант текста с использованием современной техники может даже ребенок. Но это сейчас. Анализируя диапазон интересов и результатов современных IT-разработок, на очередном из этапов развития информационной среды, создание печатных текстов будет происходить путем трансформации устной речи, а потом и мыслей человека.
По данным Росстата о структуре занятых по видам экономической деятельности и уровню образования в 2017 году, отрасль Образование занимает 5-е место по доле специалистов с высшим образованием — 55,6 % и 4-е место по доле специалистов с высшим и средним профессиональным образованием — 89,2 % [5].
В свою очередь, министр просвещения РФ Ольга Васильева приводит следующие актуальные данные: «педагоги до 29 лет составляют только 5,5 % от общего числа преподавательского штата, а реальная нехватка кадров находится в диапазоне 70–80 тысяч специалистов. Один из проектов Министерства просвещения РФ — «Цифровая школа», вопреки сложившемуся в социуме мнению, не направлен на замену педагога компьютерной техникой. Его цель — обеспечение учебных заведений современными средствами передачи информации, полноценным высокоскоростным доступом к сети Интернет и электронным учебно-информационным ресурсам. Особого внимания заслуживает информация о том, что ежегодно за счет бюджетных средств педагогическое образование получают 62 тысячи человек и только 20 тысяч трудоустраиваются в образовательные учреждения» [9].
По последним данным исследований ВНИИ труда для «Справочника профессий» Министерства труда и социальной защиты — педагоги профессионального и дополнительного образования находятся на 3-м месте в двадцатке самых востребованных профессий рабочих и специалистов среднего звена.
Будущее рядом
Вступление в силу с 01 января 2019 года Федерального закона № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», начиная с 2019 года и далее, повлечет за собой ежегодный прирост количества людей старшего поколения в возрасте 60+, продолжающих свою трудовую деятельность. Через некоторое время трудовые коллективы будут состоять из представителей до 3-х поколений и их характерным признаком станет отсутствием возрастных рамок.
Известно, что в категорию 60+ входят мужчины и женщины, именуемые в семейных отношениях «дедушка» и «бабушка» соответственно. Внуков работающих дедушек и бабушек, с высокой долей вероятности, ожидает перспектива общения с «профессиональными бабушками» и нянями. Профессиональная бабушка — одна из возможных профессий будущего, которым еще нет официальных названий. В качестве подтверждения данного предположения, можно рассматривать тот факт, что 28 мая 2019 года Правительство Москвы и Департамент предпринимательства и инновационного развития города Москвы назвали первых победителей премии «Прорыв года» [10]. В номинации «Социально ответственный бизнес года» победителем выбрана Наталия Линькова, основатель и руководитель сервиса «Бабушка на час». Сервис помогает тысячам семей найти для своих детей «проверенную няню» и одновременно создает рабочие места для людей старшего поколения. Так предположение, что в сфере образования появятся новые специальности, которые будут отвечать изменяющимся запросам общества, становится очевидным.
Развитие информационных технологий, робототехники, цифровой экономики и среды информационного общества неоспоримо вытеснит с рынка труда представителей устаревших профессий. Важно то, что этот процесс коснется значительного числа трудоспособного населения. Тревожность в этой связи вызывает то, что в большинстве своем современное население России в возрасте 35+ психологически не готовы принять тот факт, что их дальнейшая трудовая деятельность и финансовое благополучие невозможны без смены места работы, обучения и переобучения. Для населения в возрасте 55+ большая часть предполагаемых перемен на рынке труда, например, таких как: рабочее место в виртуальной и дополненной реальности, вообще ассоциируется с фантастикой и не доступна для восприятия и понимания.
Российские медиа- и интернет-ресурсы содержат достаточный объем информации для населения по всем социальным вопросам. Но при этом, необходимо учитывать, что у разных категорий граждан уровень навыков поиска, анализа и проверки на достоверность и актуальность информации может существенно отличаться, либо просто отсутствовать. По этой причине, школам, колледжам и Фондам занятости населения не следует пренебрегать традиционными формами передачи актуальной информации о текущих и прогнозируемых запросах на рынке труда. Для рожденных и получивших образование в СССР, то есть жителей России в возрасте старше 40 лет на пути принятия новой реальности, в первую очередь, следует рекомендовать, научиться работать с полноценными текстами документов и статей, а не вырванными из контекста фразами и слоганами, основная цель которых — эффектное привлечение внимания. В большинстве случаев анонс в медиа- и Интернет среде абсолютно далек от сути излагаемой информации.
Рынок труда будущего
Мы живем в меняющемся мире, и скорость, с которой существенные изменения входят в жизнь общества и человечества, стремительно возрастает. Однако схожие этапы развития и внедрения в жизнь новых технологий в разных странах могут происходить в разное время и аналогом характеристик: «развитые страны», «развивающиеся страны» и «страны третьего мира» могут быть соответственно: «страны, живущие в будущем», «страны, живущие настоящим», «страны, живущие в прошлом». Например, Японию можно классифицировать как «страну, живущую в будущем». Главным достоинством японской системы менеджмента, признанной одной из самых эффективных в мире, является ориентация на групповую форму труда и умение работать с людьми. Российская рыночная экономика очень молода в силу сложившихся исторических событий и то, что для японской экономики уже является реальностью, мы для себя только прогнозируем.
Уже сейчас становится очевидным, что рынок труда будущего ждут серьезные перемены. Новый цифровой мир потребует от нас развития новых профессиональных навыков, таких как:
– мультиязычность и мультикультурность;
– нестандартное мышление;
– способность к творчеству, в том числе креативному;
– способность к быстрому принятию решений в условиях неопределенности;
– умение управлять своим временем;
– работать в команде.
Человечеству придется обучаться и переобучаться на протяжении всей жизни. Нет никаких сомнений в том, что в будущем, образование, его уровень и многообразие компетенций будут иметь гораздо большее значение в судьбе соискателя на ту или иную должность по сравнению с текущими запросами работодателей.
Бесспорно, на рынке труда сохранится спрос на специалистов, работающих в тех сферах деятельности, которые требуют навыков взаимодействия с людьми. Работы по созданию искусственного интеллекта еще очень далеки от того, чтобы конкурировать с человеком в части продуктивного и коллективного общения, выражения эмоций, разрешения конфликтов, воспитания нравственности и духовности.
Заключение
В заключении важно подчеркнуть, что уровень образования и занятости населения — это показатели, оказывающие существенное влияние на рост экономики государства и доверия к правительству.
Так как в сфере образования доля государственного финансирования педагогической деятельности является доминирующей, то именно на государственном уровне, путем разработки различных программ, должны рассматриваться:
– методы и способы привлечения педагогических кадров
– вопросы финансовой доступности подготовки и переподготовки кадров
– алгоритмы и меры стимулирования при распределении и перераспределении педагогических кадров
Существующих и уже действующих государственных программ явно недостаточно, данный вывод можно сделать, основываясь на таком показателе, как высокая доля непокрытого спроса на широкий диапазон педагогических работников.
Принимая за основу вышеизложенное, можно утверждать, что в ближайшее время, равно как и в среднесрочной перспективе, педагогические работники будут востребованы на рынке труда и могут рассчитывать на достаточное количество рабочих мест и разнообразие форм самореализации. Кроме того, сейчас самое подходящее время воспользоваться ранее полученным педагогическим образованием тем, кто в силу различных причин, работает вне сферы образования. Специалистам, чьи профессии в ближайшие годы станут не востребованными, всерьез следует задуматься о получении актуального образования, например педагогического.
Литература:
- Атлас новых профессий 3.0 [Электронный ресурс]. URL: http://atlas100.ru (дата обращения 26.05.2019).
- ВНИИ труда [Электронный ресурс]. URL: https://www.vcot.info (дата обращения 29.05.2019).
- ВЦИОМ [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9707, (дата обращения 25.05.2019).
- Министерство труда и социальной защиты [Электронный ресурс] //Справочник профессий. URL: http://spravochnik.rosmintrud.ru/professions (дата обращения 29.05.2019).
- Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] //Российский статистический ежегодник. 2018. URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2018/year/year18.pdf (дата обращения 18.05.2019).
- Руководитель ВЦИОМа назвал причину падения рейтинга Путина //ВЕДОМОСТИ. -28 мая 2019, 22:41 // URL: https://www.vedomosti.ru/politics/news/2019/05/28/802710-vtsiom-putina, 29.05.2019.
- Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 313 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество».
- Устаревающие интеллектуальные профессии на горизонте 2013–2030 годов //Атлас новых профессий» 3.0 // URL: http://atlas100.ru/index, 26.05.2019.
- НТВ //Поздняков //Интервью. -Вторник, 28 Май, 00:10
- РИА НОВОСТИ //URL: https://ria.ru/20190528/1554994949.html, 28.05.2019.