Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием.
Овладение речью — это сложный, многосторонний психический процесс; её появление и дальнейшее развитие зависит от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития. Это в значительной степени зависит от окружающей среды. Если ребенок не получает новых, ярких впечатлений, не создана обстановка, способствующая развитию движений речи, то задерживается его физическое и психическое развитие.
В процессе овладения речью у ребенка вырабатывается определенное чувство языка. Он усваивает определенные правила и законы грамматики, совершенствуются умения при помощи речи выражать свои мысли, интересно и выразительно передавать содержание художественных произведений.
Успешное формирование образной речи достигается на основе развития всех сторон речи, выражения специальных упражнений, знакомства с художественной литературой, когда происходит заимствование выразительных авторских средств, а художественный образ в произведениях изобразительного искусства соотносится с художественным образом литературного и музыкальных произведений. Когда происходит особенный выбор детьми образных средств, наблюдается становление их речевой и общей культуры.
Чтобы мышление и речь у детей хорошо были развиты, ребенок должен научиться хорошо, высказывать свои мысли, текст, прочитанной сказки и рассказа, впечатлений об увиденном фильме, об окружающем его мире, он должен научиться пересказывать увиденное, услышанное. Для этого его надо научить пересказывать. И для этого применяется следующая последовательность, следующие приемы. Важно приучать ребят с детских лет думать, будить их самостоятельную мысль, развивать у них поисковую, творческую жилку, создавая обстановку, требующую от детей проявления повышенных умственных усилий. Речь взрослого является образцом для ребенка. Поэтому при общении с детьми взрослые должны постоянно следить за своей речью, говорить не торопясь, четко произносить слова, соблюдать нормы литературного произношения.
Ребенок должен научиться думать, будить свою самостоятельную мысль, развивать поисковую творческую жилку, проявлять повышенные умственные усилия.
Пересказывать, мыслить и развивать речь детей помогают дидактические игры. Они формируют у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизируют и углубляют знания о Родине, Российской Армии, людям разных профессий и национальностей, представления о трудовой деятельности.
С помощью дидактических игр дети учатся самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения.
Активность детского мышления является главной предпосылкой сознательного отношения к приобретению твердых, глубоких знаний, установления разумных отношений в коллективе. Двигательная активность во время игр развивает мозг ребенка, дети учатся связно и последовательно излагать свои мысли, выразительно рассказывать.
Во время пересказа у ребенка воспитывается умение свободно, последовательно передавать содержание небольших сказок и рассказов. Для пересказа можно использовать следующие произведения: украинскую народную сказку «Колосок», эскимосскую народную сказку «Как лисичка быка обидела», Б. Житков «Храбрый утенок», Е. Чарушин «Почему Тюпа не ловит птиц», Е. Пермяк «Как Маша стала большой», Д. Харрис «Смоляное чучело» и другие.
Предварительно воспитатель сам должен хорошо изучить произведение, определить, что нуждается в разъяснении; придумать вопросы, которые заставляют ребенка размышлять и помогут лучше понять идею рассказа (сказки). Необходимо также проанализировать язык произведения, выделить описания, на которые следует обратить внимание детей.
Трудный и ответственный этап — беседа по содержанию произведения, так как при минимуме вопросов (не более 5–6) нужно создать у детей эмоционально-положительный настрой на произведение, обеспечить понимание и запоминание текста.
Понять и запомнить произведение помогают следующие приемы:
− чтение отрывков по заявкам детей;
Уточнив, понравилась ли сказка, педагог предлагает назвать отрывки, которые воспитанникам хотелось бы послушать ещё раз. Тотчас зачитывает их, а некоторые фразы предлагает негромко повторить всем вместе. Это облегчает запоминание произведения и активизирует внимание детей.
− выяснение педагогом, что нового и интересного дети узнали из произведения;
− придумывание детьми сказки (рассказа);
Педагог знакомит воспитанников с произведением, опустив название. Затем просит придумать его. Этот прием помогает выяснить, как дети поняли произведение, а также облегчает им ориентировку в текстовом материале.
− придумывание детьми сравнений на заданную воспитателем тему;
− вопросы, побуждающие ребенка припоминать отдельные фразы, сопоставлять их. Это активизирует мыслительную и речевую деятельность, а главное, поддерживает устойчивый интерес к произведению.
В начале обучения пересказу, дети нуждаются в помощи взрослого. Поэтому следует выбирать небольшие по объему тексты, которые ребенок пересказывает целиком, близко к оригиналу.
В старшей группе детей начинают обучать пересказу произведения по частям. Можно приглашать двух детей, с помощью педагога или самостоятельно они договариваются, кто будет начинать рассказ. Первый ребенок должен сам, решить в каком месте остановиться. Умение делить текст на части, соблюдая логическую завершенность отрывков, необходимо детям как будущим школьникам.
Активизации внимания детей способствует инсценировка и драматизация текста. Заканчивать занятие целесообразно полным пересказом произведения одним ребенком.
Обучение рассказыванию о предметах и игрушках целесообразно осуществлять с помощью дидактических игр «Мастерская игрушек», «Магазин игрушек» (сувениров), «Выставка автомобилей», «Демонстрация моделей одежды». Эффективен прием составления писем.
По условиям игры «Мастерская игрушек» ребенок, придя заказывать игрушку, должен подробно описать мастеру, из какого материала её сделать, где и какую использовать отделку, указать размер и пр. Заказчику выдается квитанция, его просят зайти в определенное время.
Тематика занятий выставок может быть самой разнообразной: «Автомобили» (транспортные средства), «Хохломские изделия», «Дымковская игрушка» и др. Эти выставки позволяют установить непосредственную связь между обучением родному языку, нравственным и эстетическим воспитанием. Дети в роли экскурсоводов учатся описывать предметы, отвечать на задаваемые вопросы.
Аналогично проводится игра «Демонстрация моделей одежды», на которой дети в роли художников-модельеров представляют свою одежду, составляют рассказ-описание одежды, стараясь представить модель как можно интереснее (для какого сезона предназначена, из какой ткани изготовлена, как сшита, какими декоративными элементами оформлена).
Во время проведения выставки книг дети-экскурсоводы называют художника, указывают на особенности его рисунков, демонстрируют самую интересную иллюстрацию. Для этих выставок хороши различные издания русских сказок, иллюстрированные Ю. Васнецовым и Е. Речевым, Э. Булатовым и О. Васильевым, Н. Кочергиным, книги Е. Чаргушина, В. Сутеева с рисунками авторов.
Прием составления писем обычно используется при обучении рассказыванию из коллективного опыта. Но он оправдывает себя и при составлении описательных рассказов. Целесообразно предложить воспитанника переписываться с детским садом иной климатической зоны. Воспитатель предлагает детям составить рассказ о том, какая у нас сейчас погода на Юге, а затем отправить его детям, которые живут на Севере.
Рассказывание по картинам. Вначале дети составляют рассказы по 4–5 настенным картинам. В процессе рассматривания учимся характеризовать место и время действия, нужно поощрять стремление ребенка увидеть картину по-своему и рассказать о ней, не копируя ответы товарищей.
Чтобы дети лучше поняли содержание картины, которая вызвала бы у них положительно-эмоциональное отношение, взрослый должен предусмотреть разнообразные вопросы и задания («Вам нравится картина? Как вы думаете, о чем она?»). Самую большую группу должны составлять вопросы, требующие ответов-размышлений, доказательств, заставляющие ребенка сравнивать и сопоставлять факты, делать выводы или предложения. Следует вдумчиво, с доверием относиться к поискам детей. Тогда в процессе беседы, и в самостоятельных рассказах они будут охотнее делиться своими впечатлениями и догадками. Мыслительная деятельность, направленная на выяснение связей и зависимостей, способствует эмоциональному восприятию картины.
Развитию речи и мышлению детей способствуют составление рассказов из личного опыта. Предлагаемые темы должны быть связаны с положительно-эмоциональными переживаниями ребенка. Для рассказов из коллективного опыта можно рекомендовать следующие темы: «Как мы следы осени искали?», «Знакомьтесь — наш детский сад», «О нашем городе мы свой ведем рассказ», «Наши малыши», «Как мы готовились к празднованию Международного женского дня 8 Марта» (что приготовили в подарок, как вручали, что говорили, доставили ли радость?).
Рассказывание на темы из опыта относятся к группе рассказов, сочиняемых по памяти. Поэтому, кроме специальных занятий, рекомендуется проводить игры и упражнения, совершенствующие у ребенка умения припоминать события, отбирать наиболее интересные и рассказывать их окружающим.
Составляя рассказы творческого характера по набору картинок, у детей развивается воображение, умение воспроизвести в речи увиденное.
Развитию детей связной речи способствуют игры — драматизации, показ детьми настольного и кукольного театров, инсценировки с игрушками вечера, досуга. Необходимо всячески поощрять успехи детей, это предает им уверенности в собственных силах.
Учить ребенка рассказывать и пересказывать — это значит формировать его связную речь. В период дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется и речь.
Литература:
- Алексеева, М. М., Яшина, Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: Учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений/ М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. — 3-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2000. — 400с.
- Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст] / А. М. Бородич. — М.: Просвещение, 2001. — 256с.
- Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]/ Под ред. О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной. — М.: Владос, 2013. — 288с.
- Тихеева, Е. И. Развитие речи у детей (раннего и дошкольного возраста) [Текст]/ Е. И. Тихеева. — М.: Просвещение, 2001.- 111с.
- Журнал «Дошкольное воспитание» № 3 1987г. Программа «Детство».