Актуальность исследования заявленной темы обусловлена неоспоримой значимостью института образования в жизни каждого человека, общества, государства и человечества в целом. Так, в Декларации, принятой в 1998 г. на Всемирной конференции ЮНЕСКО, посвященной проблемам развития высшего образования, отмечалась особая значимость знаний как ресурса человеческой цивилизации, без которого «невозможен какой-либо устойчивый прогресс в отношении мира, уважения прав человека и основных свобод; решающую роль в развитии этих качеств играет образование» [1]. Процессы мировой глобализации затронули в том числе и российскую сферу образования, которая за последние десятилетия претерпела значительные изменения, связанные, прежде всего, с присоединением России к Болонскому и Копенгагенскому процессам, направленным на создание единого европейского образовательного пространства. Это еще раз подталкивает специалистов к необходимости рассмотрения и анализа нормативно-правовой базы законодательных актов, регулирующих сферу образования, и акцентирует важность дальнейшего развития института образовательного права в Российской Федерации, что, свою очередь, будет являться залогом успешного существования и развития нашей страны в качестве развитого демократического государства.
Несомненно, что одним из важнейших этапов личностного и профессионального развития гражданина выступает процесс получения им высшего образования в системе образовательных организаций соответствующего статуса. Основой правового регулирования и защиты прав лиц, обучающихся в системе образовательных организаций высшего образования, выступает, в первую очередь, Конституция Российской Федерации, ч.1 статьи 43 которой закрепляет право каждого на образование [2]. В свою очередь, ч.3 этой же статьи устанавливает право любого гражданина на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Необходимо отметить, что положения данной статьи Конституции перекликаются по своему смыслу с общепризнанными нормами международного права в сфере образования, такими, как «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования», «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах». Важнейшим нормативно-правовым актом в области российского образовательного права является Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, который полно и всесторонне определяет каждый аспект образовательного процесса в Российской Федерации — от юридической терминологии до полномочий органов государственной власти в сфере образования [3].
Также вопросы регулирования и защиты прав обучающихся в системе образовательных организаций высшего образования частично регламентируются федеральным законом «Об утверждении Федеральной программы развития образования» от 10.04.2000 № 51-ФЗ, федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ и иными актами. Значительную долю среди последних занимают постановления Правительства Российской Федерации и приказы Министерства образования и науки Российской Федерации, а также законы, принятые субъектами Российской Федерации на местном уровне. Нормы подобного характера также содержатся и в отдельных отраслях российского права: например, глава 26 Трудового кодекса РФ, определяющая «Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с получением образования».
Несмотря на имеющуюся перечисленную правовую базу, уровень осведомленности обучающихся в высших учебных заведениях об их правах и обязанностях остается довольно низким. В связи с этим, нередким является нарушение таковых как со стороны учебных заведений в целом, так и отдельными педагогическими работниками, в частности. По этой же причине сравнительно не распространены и обращения со стороны обучающихся за защитой своих прав в органы, осуществляющие управление в сфере образования, и непосредственно в суды [5, с. 58].
Способы защиты нарушенных прав в сфере образования, в том числе, в ходе получения высшего профессионально образования, по мнению М. В. Смирновой, могут быть условно разделены на две категории: это внесудебные действия (досудебное урегулирование, привлечение общественности, административные типы защиты) и защита нарушенных прав в суде [5, с. 59–61]. На практике чаще всего преобладает первый, досудебный путь защиты нарушенных образовательных прав граждан. Говоря о втором способе действий, специалисты отмечают, что наиболее часто судами Российской Федерации рассматриваются дела о нарушении права на поступление в высшее учебное заведение на внеконкурсной основе, о получении законной отсрочки от военной службы в связи с обучением, о незаконном отчислении, о причинении морального вреда и иные [5, с. 64–67]. Практика судов общей юрисдикции свидетельствует о сравнительно невысокой активности обращения обучающихся в суд за защитой своих образовательных прав, за исключением жалоб в суд на действия администрации общеобразовательных учреждений. Этот факт вступает в противоречие с нарушениями, которые фиксируются при проверке деятельности высших учебных заведений. Среди таковых В. В. Спасская называет дискриминацию граждан при поступлении в вуз (например, лиц с ограниченными возможностями здоровья); введение незаконной оплаты оформления документов; проведение вузами платных конкурсов и олимпиад для выпускников общеобразовательных учреждений, результаты которых рассматриваются как результаты вступительных испытаний и др. [6, с. 65]. Тем не менее, статистика свидетельствует о тенденции увеличения обращений обучающихся в судебные органы с целью защиты образовательных прав, что говорит не только о развитии правовой культуры населения, но и об актуализации проблемы совершенствования законодательства в области образования.
Еще одним аспектом рассматриваемой темы является осуществление государственного контроля и надзора за обеспечением законности в сфере образования органами исполнительной власти субъектов РФ. Надзорная деятельность реализуется как в отношении соблюдения требований, установленных российским законодательством в области образования, так и в контроле качества образования — «соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников организаций требованиям федеральных государственных образовательных стандартов или федеральным государственным требованиям» [4].
Таким образом, подводя итог, можно выделить следующие проблемные моменты в правовом обеспечении образовательных прав обучающихся в высших учебных заведениях. Прежде всего, это низкий уровень правовой грамотности обучающихся, зачастую не имеющих элементарного представления о своих базовых правах и о способах их защиты; несовершенство законодательной техники, большое количество оценочных понятий в тексте законодательных актов и «размытость» формулировок, приводящая к возможности широкой трактовки «буквы» закона; широкий отраслевой разброс правовых норм (административное право, гражданское право, трудовое право кодекс и др.), регулирующих вопросы образовательного права и огромное количество подзаконных актов в этой сфере, что, в свою очередь, сильно затрудняет ориентирование в данном вопросе не только специалистов, но и, прежде всего, лиц, не обладающих юридическим образованием.
Литература:
- Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры. Париж: Всемирная конференция ЮНЕСКО 05.10.1998–09.10.1998 «Высшее образование в XXI веке: подходы и практические меры» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT&n=6958#09708102801882239.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. Cт. 4398.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Российская газета. 31 декабря 2012 г. № 5976 (303).
- Об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования: Постановление Правительства РФ от 11.03.2011 № 164 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 12.
- Смирнова М. В. Конституционное право на образование и гарантии его реализации в негосударственном общеобразовательном учреждении // Публично-правовые исследования. Т.1. М.: Центр публично-правовых исследований. 2006. С. 58–68.
- Спасская В. В. Обеспечение защиты прав граждан в сфере образования (по материалам судебной и правоприменительной практики) // Современное право. 2007. № 8. С. 65.