Проблема развития связной речи в условиях дошкольной образовательной организации не раз становилась объектом научного интереса ученых. Большое внимание уделяет развитию речи детей чешский педагог-гуманист Я. А. Коменский (1592–1672). Он разработал первое в мире руководство по дошкольному воспитанию — «Материнская школа, или о заботливом воспитании юношества в первые шесть лет», в котором раскрыл задачи, содержание и методику воспитания детей. Развитию речи в ней посвящается целая глава. Особая роль в создании системы первоначального обучения отечественному языку принадлежит К. Д. Ушинскому (1824–1870). И хотя основные труды адресованы начальной школе, методические идеи, выдвинутые и обоснованные им, имеют большое значение для развития дошкольной педагогики. Основное место в педагогической деятельности Е. И. Тихеевой заняли вопросы речевого развития детей [5]. Она создала свою систему развития речи детей дошкольного возраста в условиях общественного дошкольного воспитания. Во второй половине ХХ века — в начале XXI вклад в изучение проблемы вносят такие ученые как М. М. Алексеева и В. И. Яшина [1], В.Гербова [2], В.Стерликова [4] и другие. Почти все ученые отмечают роль игровой деятельности в успешной работе по развитию речи детей.
Значение развития связной речи в настоящее время возрастает еще и потому, что современное информационное общество требует от личности таких качеств как умение хорошо ориентироваться во всем, что ее окружает; грамотно доносить свое мнение; умение убеждать. Выход из противоречивой ситуации, когда с одной стороны выступает необходимость совершенства формирования связной речи, а с другой — необходимость защитить ребенка от излишней перегруженности видится нам в том, чтобы учеба в условиях ДОО организовывалась как игровая деятельность.
В центре внимания нашего исследования — развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста. Согласно В.Гербовой, работа в данном направлении в средних группах включает:
− совершенствование диалогической речи (учение активному участию в беседе);
− использование объяснительной речи при общении друг с другом;
− описание картины, предмета по образцу воспитателя;
− упражнение в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточных карточек;
− упражнение в умении драматизировать небольшие сказки [2, с. 21].
В рамках темы даннго исследования целесообразно расмотреть особенности применения дидактических игр в среднем дошкольном возрасте, что требует психолого-педагогиеских знаний о новообразованиях, характерных для воспитанников среднией группы.
Н. Ф. Губанова отмечает, что у детей 4–5 лет расширяется словарный запас, уточняются знания об окружающем мире, развивается воображение, совершенствуется восприятие, мышление; они продолжают знакомиться с сенсорными эталонами и способами обследования предметов» [3, с. 71]. В этом возрасте детям очень нравится угадывать предметы. Исходя из этого, можно предложить игру «Волшебный поднос». Воспитатель раскладывает на подносе интересные предметы: золотистую пуговицу, лопатку для песочницы, конфету, цветной мелок и т. д. Дети должны угадать по описанию, что же загадал воспитатель. Например: он красный, с ним можно рисовать, но это не карандаш и не краски (мел). Если воспитатель чувствует достаточную подготовленность, описать предмет можно попросить детей. В этом случае один ребенок строит описательный текст, а остальные стараются угадать загаданный предмет.
Ученые считают целесообразным в этом возрасте предлагать серию игр на составление из частей целого (кубики, разрезные картинки, разноцветная мозаика) [3, с. 73]. Такие игры также можно использовать для развития связной речи. Например, разделив детей на небольшие группы, можно провести игру «Кто что делает?» на умение составлять из частей целое и образовывать глаголы настоящего времени. Каждой группе раздаются разрезные картинки, в течение определенного времени дети собирают свою целую картинку. Затем воспитатель спрашивает: кто (что) нарисован (нарисовано) на картинке? (Дед Мороз, зайчонок, котенок, метель). А затем спрашивает: А что он делает (раздает подарки, прыгает, лакает молоко, метет).
Умению рассуждать, развитию объяснительной речи способствуют дидактические игры на основе наглядности — картин-небылиц. Дети учатся объяснять свой ответ: «художник ошибся, потому что на самом деле кошки не умеют летать (на деревьях не растут арбузы и т. д.)». Кроме того, сами эти картины способствуют повышению настроения, мотивации к работе у детей.
Действенным способом обучения монологической речи (рассказыванию) является составлении рассказа по картинке. Если в младшем возрасте воспитатель сам составляет такой рассказ, представляя образец, пример для детей, то, как пишет В. В. Стерликова, «в средней группе педагог предлагает сначала с его помощью, а затем самостоятельно составить рассказ» [4, с. 10]. Данное умение развивается при помощи таких дидактических игр, как, например, «Кто самый внимательный?». Детям предлагается рассмотреть картинку. Воспитатель начинает читать предложение, подходящее предложенному изображению, а дети заканчивают предложение. Далее рассказ по картинке составляется без помощи воспитателя.
Интерес представляет для детей презентационный материал в виде картин-слайдов. На их основе также можно составить немало типов дидактических игр. Например, мы предлагаем игры «Правильный выбор». На каждом слайде представляются два рисунка, которые должны быть в чем-то похожими. Воспитатель читает текст-описание, а дети должны выбрать картину, которая подходит под это описание. Так, можно предложить рисунок детскими протянутыми ладошками, на которых лежат снежинки (левая картинка на слайде) и на которых лежит осенний кленовый лист (правая картинка на слайде). Воспитатель читает стихотворение:
К небу протяну ладошки,
Поймаю белые сережки.
Зима наряд нам подарила,
Чтоб в Новый год красиво было (М.Мишакова)
Дети выбирают левую картинку. В дальнейшем дети сами по очереди составляют по очереди текст-описание, а другие должны отгадать, к какой картинке подходит рассказ.
В заключении хотелось бы сказать, что образовательный процесс в современных ДОО усложняется и большим потоком информации, и требованиями общества XXI века к детям. Издавна игра считалась основной деятельностью ребенка и вот уже на протяжении многих лет этой особенностью пользуются педагоги, придумывая все новые способы развития детей в игровой деятельности. Развитие связной речи является важной частью общего развития ребенка. Признавая ее сложность, разнонаправленность, ученые единодушны во мнении о необходимости использования дидактических игр. Предложенные нами в рамках данного исследования игры, направлены на умение составлять текст-описание, умению рассуждать и развивать объяснительную речь, на развитие навыков правильного употребление глаголов. Почти все игры направлены на создание условий коммуникативной среды между детьми. Именно таким образом, на наш взгляд, можно повысить продуктивность работы, способствовать росту познавательной активности детей и их творческого и коммуникативного развития.
Литература:
- Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. — М.: Академия, 2015. — 412 с.
- Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для работы с детьми 2–7 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2014. — 146 с.
- Губанова, Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. Для работы с детьми 2–7 лет / Н. Ф. Губанова. — М.: Мозаика-Синтез, 2016. — 128 с.
- Стерликова, В. В. Теория и методика развития речи детей (структурно-логические схемы): учебно-методическое пособие / В. В. Стерликова. — М.: Флинта, 2014. — 203 с.
- Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): пособие для воспитателей детского сада / под ред. Ф.Сохина. — М. Просвещение, 2012. — 159 с.